Тема урока: "Произведения о животных. В.В. Бианки "Еж-спаситель"

Разделы: Начальная школа


Класс: 2 класс

Тип урока: урок изучающего чтения.

Примечание: урок из раздела “О братьях наших меньших”. На вводном в тему уроке дети вспомнили фамилии писателей-природоведов, начали составление таблицы, где указали авторов и прочитанные ранее произведения о животных. Во время самостоятельного домашнего чтения дети продолжают дополнительно читать произведения о животных и отмечают их в своих таблицах. Учащиеся организовали поисковую деятельность с целью получения информации о писателях-природоведах.

Цели.

Образовательные.

1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки.

2. Способствовать развитию коммуникативно – речевых умений учащихся.

3. Способствовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к животным.

Развивающие.

1. Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения.

2. Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.

Воспитательные.

1. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

2. Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к родной природе.

3. Формировать интерес к предмету.

Формировать УУД.

Личностные: развивать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать себя и других.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осваивать навыки смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществлять поиск и анализ информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат.

Предметные:

знания: узнать о жизни и творчестве В.В Бианки, познакомиться с его произведением “Ёж-спаситель”;

умения: найти нужную информацию из источника; составить план текста;

навыки: составить устный рассказ.

Метапредметные:

регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия;

познавательные: использовать знаково-символические средства для моделирования обложки книги, составлять устные высказывания;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:

осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

воспитывать эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Основные понятия: произведение, автор, жанр, тема.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Ресурсы и оборудование к уроку:

- компьютер;

- проектор;

- интерактивная доска (возможно, использовать во время презентации);

- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч.;

- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Рабочая тетрадь № 2;

- электронные физкультминутки;

- презентация к уроку;

- выставка книг по теме урока

- карточки с заданиями для каждой группы.

Организация пространства Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте. Ребята, давайте начнём урок с улыбки, ведь от них мир становится светлее и добрее. Проверьте всё ли в порядке на столе. Присаживайтесь.

2. Эмоциональный настрой на урок

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.

3. Работа в парах. Формулировка темы.

Урок литературного чтения мы начнём с работы в парах. Представьте своему товарищу по парте произведение, которое вы читали дома (жанр, автор, название, тема), найдите, что у прочитанных вами произведений общее и сформулируйте тему урока.

Приложение 1. Слайд 1.

Тема урока. Произведения о животных.

- Назовите писателей, чьи портреты вы видите на доске.

1. Бианки В.В.

2. Пришвин М.М.

3. Чарушин Е.И.

- Что их объединяет?

- Назовите фамилию писателя, произведение которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке, если он не наш земляк и не автор рассказа “Старый гриб”.

На доске появляется тема Виталий Валентинович Бианки.

“Бывают люди с какой-то особенной любовью к природе: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки”.

Слайд 2.

- Поработайте с оглавлением учебника и найдите произведение В.В.Бианки в изучаемом разделе и сформулируйте полностью тему и цели нашего урока.

- Познакомиться…

- Учиться…

- Узнать…

4. Знакомство с произведением.

Презентация.

Поисковым материалом об этом писателе занималась Аня. Давайте дадим ей слово.

Приложение 2.

- Давайте попробуем по названию произведения догадаться, о чём оно?

- Найдите, какую страницу учебника нам нужно открыть? (Работают по оглавлению)

  • Первичное чтение детьми и учителем текста с использованием приёма изучающего чтения.

Приём прерывания чтения – рефрент “громко вскрикнула от боли”. Почему? (Она была босиком и могла обо что-то уколоться)

“А гадюка ползёт к ней, шипит и высовывает розовый язык” Представили? Что может произойти дальше? Сейчас узнаем, что произошло дальше.

  • Беседа после первичного чтения.

- Поделитесь своими впечатлениями и чувствами

(“Мне было страшно…”, “Я обрадовалась, когда…”, “Я восхищаюсь ёжом, который…”)

5. Работа над содержанием произведения.

2 абзац.

- Насколько сильно укололась Маша? Докажите словами автора. (“Вскрикнула от боли”, “до крови укололась”)

3 и 4 абзац.

- Как повёл себя ёж сначала? (“Свернулся и зафуфукал”)

Слайд

- Что значит “зафуфукал”? Где можно узнать? (Словарик) А сами объяснить сможете?

- Почему он так себя повёл? (Больно ему тоже)

- Виталий Бианки называл себя “переводчиком с бессловесного языка”, а вы сможете догадаться, что бы мог “сказать” ёжик Маше?

- Когда девочка заплакала, как тогда повёл себя ёжик? Почему? (Сопереживал, сочувствовал, как друг)

5-й абзац.

- Какую змею увидела Маша?

- Чем она опасна?

- Знала ли Маша, что гадюка ядовитая? А как вы узнали, ведь Бианки прямо об этом не говорит? (“От страха…”)

- Замени предложение “От страха у Маши руки-ноги отнялись” фразеологическим оборотом. “Душа в пятки ушла”, “Ни жива, ни мертва”, т.е. очень сильно испугаться.

6-й абзац.

- Прочитайте объяснение выделенного слова.

- С чем сравнивает Бианки удар змеи? (“С ударом плетью”) Возможно, кто-то захочет найти это слово в словаре.

7-й абзац.

Что значит “опомнилась”?

Изменилось ли отношение Маши к ёжику в конце рассказа?

6. Самостоятельная работа в тетради (с.12, №2).

- Почему рассказ так назван?

Проверка и самооценка самостоятельной работы.

- Оцените свою работу: красный кружок – выполнил самостоятельно и правильно; зелёный – выполнил с помощью товарищей.

7. Дифференцированная самостоятельная работа в группах с представлением своей работы.

I группа.

Задание.

1. Нарисуйте обложку произведения, которое мы прочитали в классе. Подготовьтесь рассказать ребятам.

2. Докажите, что вы правильно назвали жанр (Вспомните определение)

3. Найдите предложение, которое можно подписать под иллюстрацией.

4. Найдите с помощью толкового словаря Ожегова значение слова “зигзаг” и объясните его ребятам.

5. Командиру команды оценить активность участия ребят в работе группы:

Ф.И. ученика Оценка: красный – активно работал;

Жёлтый – не всегда активен;

Зелёный – малоактивен.

   
   
   

II группа.

Задания.

  1. Рассмотри в учебнике картинный план к рассказу “Ёж-спаситель”.
  2. На сколько частей нужно разделить весь текст?
  3. Обсудите и отметьте в рассказе, где начинается каждая часть.
  4. Придумайте название каждой части. Выслушайте друг друга и выберите самое удачное название. Запишите.
  5. * Придумайте 2 вопроса к тексту.
  6. Командиру команды оценить активность участия ребят в работе группы:

III группа. Задание.

1. Перечитайте поединок ёжика с гадюкой и подчеркните все глаголы.

2. Заполните таблицу.

Что делал ёж? Что делала гадюка?
   
   
   

3. Подготовьте подробный пересказ этого отрывка.

4. Командиру команды оценить активность участия ребят в работе группы:

IV группа.

Задание.

1. Какие открытия для себя из жизни природы вы сделали, читая рассказ В.Бианки?

1) Читая рассказ “Ёж-спаситель”, мы ещё раз убедились, что босиком в лес ходить _________________, потому что _____________

2) Мы узнали, что земляника растёт на ___________

3) Прочитав рассказ Бианки, мы узнали, как выглядит ядовитая гадюка. (Пользуясь учебником, найдите её описание и подготовьте рассказ о том, как выглядит эта змея.)

4) А ещё мы узнали, что ёжик охотится на __________.

2*. Найдите в энциклопедиях, статьи о еже. Узнайте, чем он питается и почему не боится ядовитых гадюк.

3. Командиру команды оценить активность участия ребят в работе группы:

- Обобщить ваши ответы хочу пословицей: Кто много читает, тот ….

- А пригодятся ли эти знания вам в жизни?

V. Индивидуальная работа. Я иду в “библиотеку”. (Если необходимо, то можно ученику дать текс, выделенный курсивом, для заполнения.)

1. Рассмотри выставку книг.

2. Сделай вывод: о чём все эти книги. На выставке представлены книги о ________.

3. Назови фамилию писателя-природоведа, с которым мы ещё не встречались. Среди известных нам фамилий писателей-природоведов, я нашёл книгу __________. Этот писатель тоже природовед.

4. Какого писателя книг на выставке больше других? Больше всего здесь книг __________.

5. Какая из них тебе показалась необычной? Чем? Особенно необычной мне показалась книга Бианки ________. В ней ____

6. Какую книгу тебе захотелось прочитать? Мне захотелось прочитать книгу ________________ , потому что _________.

8. Рефлексия:

Самооценка деятельности:

Я был активен на уроке, доволен своей работой на уроке – красный светофор поднимают;

Урок многому научил, но я мог работать лучше - жёлтый;

Не всё получилось так, как хотел – зелёный.

Мне понравилось на уроке…

Я узнал…

Мне запомнилось…

- Удалось ли вам достичь целей, которые мы поставили в начале урока?

- За что себя можете похвалить?

9. Домашнее задание:

- Прочитать произведение В.Бианки “Лесной Колобок – Колючий бок” и сравнить с произведением, изученным в классе (чем похожи и чем отличаются), заполнить сравнительную таблицу.

Приложение 4.

- Подготовить подробный пересказ по картинному плану.

- Продолжать читать произведения писателей-природоведов.

  • Окончание урока.

Благодарю за работу. Вы прекрасно сегодня работали. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.

Закончить урок хочу словами “Любить природу, значит, любить Родину”. Подумайте над смыслом этих слов. С них мы начнём наш следующий урок.