Урок на тему "Выкройка фартука"

Разделы: Технология


Цели урока.

Образовательные цели:

- способствовать закреплению у учащихся понятий и приёмов моделирования, повторить профессии художник – модельер и модельер – конструктор, познакомить с профессиями стилист, адвокат, прокурор, судья;

- способствовать обобщению у учащихся знаний о сферах трудовой деятельности и профессиях (художник – модельер, модельер – конструктор, стилист, адвокат, прокурор, судья);

- способствовать осознанию и запоминанию учащимися последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;

- способствовать формированию и развитию умений и навыков на примере фартука подбирать детали, гармонирующие друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки;

- способствовать формированию представления о назначении фартука;

- способствовать формированию первоначальных навыков приемов моделирования.

Развивающие цели:

- способствовать развитию у учащихся пространственного воображения, творческого и критического мышления;

- способствовать развитию речи учащихся;

- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, оценивать);

- способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентирования в пространстве, точности и тонкости различения цвета, рисунка, формы);

- способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук).

Воспитательные цели:

- способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств.

- способствовать формированию дисциплинированности, аккуратности, бережного отношения к оборудованию;

- способствовать формированию навыков работы в коллективе;

- воспитывать уважение к работающему человеку.

Оформление доски: дата, тема, цель урока, выписаны термины: модель, моделирование, модельер, эскиз, бейка, кант, кружево, тесьма, аппликация.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: кабинет с магнитной доской, экран, система мультимедиа (презентация), магниты.

Дидактическое оснащение: учебник, рабочая тетрадь ученика, шаблон половины фартука, детали фартука из цветной бумаги разной формы, эскизы, изображения моделей фартуков, ламинированные изображения девочки Маши в полный рост на ф.А3 , мини-тест, оценочный лист, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей, скотч, магниты, информационная справка, последовательность выполнения работы.

Методы обучения: метод проектов, словесные, наглядные (презентация, демонстрация моделей), частично-поисковый, практическая работа, системно-деятельностный подход, методы контроля (устный, практический, самоконтроль), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, математика, русский язык.

Словарная работа: модель, моделирование, модельер, адвокат, прокурор, судья, обвиняемый, эскиз, бейка, кант, кружево, тесьма, аппликация.

Тип урока: урок систематизации и обобщения (1 час)

План урока

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Краткий обзор пройденного материала по разделу “Проектирование швейного изделия (фартука) (3-4 мин.)
  3. Актуализация учебного процесса (3-5 мин.)
  4. Практическая работа (мини-проект) “Моделирование фартука”(20-25 мин.)
  5. Физкультминутка (через 10 мин. после начала выполнения практической работы) (1-2 мин.)
  6. Подведение итогов урока.  (2-3 мин.)
  7. Домашнее задание. (1 мин.)
  8. Уборка рабочего места (1 мин.)

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организа-
ционный этап (1-2 мин.)
1. Приветствие: “Здравствуйте, девочки! Присаживайтесь, пожалуйста. Как вы себя чувствуете? Все ли присутствуют? (О явке учащихся отвечают дежурные.) 1. Приветствие.
2. Все ли готовы к уроку? (О готовности учащихся к уроку говорят помощники учителя – бригадиры: наличие тетради, эскиза фартука, учебника, цветных карандашей, цветной бумаги, ножниц, клея, скотча). 2. Все готовы.
3. Сегодня обобщающий урок по разделу “Проектирование швейного изделия (фартука)”. Вы вспомните, что узнали и чему научились на уроках конструирования и моделирования, и выполните мини-проект. А вот какой это будет мини-проект вы узнаете позже.  
II. Краткий повтор пройденного материала (3-4 мин.) Сначала выполните мини-тест по пройденному материалу? Выполняют мини-тест.
Теперь я вас прошу самостоятельно оценить выполненный мини-тест (на экране правильные ответы) и поставить себе оценку по следующим критериям: все ответы верны – “5”, один неправильный ответ – “4”, два неправильных ответа – “3” (на экране).

У кого оценка “5”, “4”, “3”? (Слайд 1)

Ученицы поднимают руки.
Спасибо, девочки! Молодцы!  
III. Актуализация учебного процесса (3-5 мин.). Сегодня нас ждет интересная творческая работа. Мне самой это занятие очень нравится. Я постараюсь сделать так, чтобы и вам сегодня было интересно.

Какое задание вы выполняли на прошлом уроке?

 

 

Мы моделировали фартук по моделям, представленным в учебнике.

Какое было домашнее задание? Выполнить эскиз фартука, который нам нравится.
Как вы думаете, какое задание сегодня вы будете выполнять? Моделировать фартук по своим моделям.
Я думаю, теперь вы сможете озвучить тему нашего урока. Тема урока: “Моделирование фартука”
(Слайд 2). Молодцы! Угадайте, в какой телепередаче звучит эта музыка? (Звучит фрагмент музыки).

Правильно! Действие на уроке будет происходить как в известной телепередаче “Модный приговор”. Сегодня вы выступите в роли художника-модельера, модельера-конструктора, стилиста, адвоката, прокурора. А роль судьи я оставлю себе.

Из телепередачи “Модный приговор?
Как вы думаете, чем занимаются люди этих профессий? (Слайды 3-4)

(На столе у учащихся есть информационная справка, по которой они могут отвечать)

Художник-модельер - человек, создающий новые модели одежды, изображая их в эскизе. Модельемр - конструктор - специалист по изготовлению новых моделей одежды. Стилист по одежде, или сейчас чаще называют персональный шоппер - специалист, который составляет клиенту гардероб, подбирая его компоненты в магазинах готовой одежды и аксессуаров. Адвокат - это независимый профессиональный советник по правовым вопросам. В суде выступает в роли защитника обвиняемого. Прокурор - главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения... Судья - носитель судебной власти, наделен полномочиями осуществлять правосудие.
  Все правильно! Сейчас мне нужен 1 прокурор и 1 адвокат (лучше выбрать детей коммуникабельных и легко ориентирующихся по данному разделу) и две группы стилистов (учащиеся уже разделены на две группы). А кого же еще в нашем судебном процессе не хватает? Обвиняемого!
А кто это? (Слайд 5) (На столе у учащихся есть информационная справка, по которой они могут отвечать) Обвиняемый – это человек, который обвиняется в совершении преступления, но вопрос о его виновности еще не решен, этот вопрос предстоит решить.
Правильно! Сейчас посмотрим фрагмент из известного м/ф. (Слайд 6) Просмотр фрагмента м/ф.
Так кто же сегодня выступает в роли обвиняемой? (Слайд 7) Девочка Маша!
Уважаемый прокурор предъявите обвинение. Прокурор: Маша обвиняется в том, что варила кашу без фартука, т.е. не соблюдала санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи.
Что может сказать сторона защиты? Адвокат: во-первых, Маша еще маленькая и не знает, что при приготовлении пищи нужно одевать фартук, и во-вторых, у Маши просто еще нет своего фартука.
IV. Практическая работа (мини-проект) “Моделирование фартука” (20-25 мин.) Я думаю, это легко можно исправить. У нас есть две команды стилистов. Уважаемые стилисты, вы уже догадались, что вам нужно сделать? Да, нам нужно создать модель фартука, который Маша будет использовать для выполнения домашних работ.
Молодцы! Теперь вы сможете сформулировать цель нашего урока. (Слайд 8) Цель урока: разработать модель фартука для выполнения кулинарных работ.
Молодцы! Вам предстоит выполнить мини-проект “Фартук для Маши” (Слайд 9) и защитить его. Скажите, что называется творческим проектом?

Вводный инструктаж. (Слайд 10)

Прежде чем приступить к работе, вы должны вспомнить правила сочетания цвета. (Слайд 11-13)

Посмотрите варианты сочетания отделки и формы в фартуках. (Слайды 14-15)

Творческий проект – это творческая индивидуальная или групповая самостоятельная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.

 

 

 

Учащиеся вспоминают правила сочетания цветов, формы и отделки.

  Фартуки по крою делятся на три группы, какие? (Слайды 12) С нагрудником, без нагрудника и цельнокроеные.
Но поскольку для себя вы будете учиться изготавливать фартук с нагрудником, то и для Маши выберем модель фартука с нагрудником.

При разработке фартука не забудьте про правило моделирования. (Слайд 16).

 

 

Учащиеся вспоминают правило моделирования.

У вас на столе есть шаблоны фартука, детали фартука (нагрудник, нижняя часть, карман) разной формы и цвета, цветная бумага, ножницы, клей, скотч.
Вспомним технику безопасности с ножницами…
Ответы учащихся
Правила оформления практической работы.

Последовательность выполнения мини-проекта есть у вас на столе. (Слайд 17)

 

(Дополнительное задание для одарённых детей (индивидуально): по любой из представленных моделей фартуков или по собственным эскизам моделей фартуков выполнить свой мини-проект).

(Задание для слабоуспевающих детей: подобрать готовые детали фартука для выбранной модели и наклеить в тетрадь).

 

Девочки, в конце работы прошу вас заполнить оценочный лист, который есть у каждой на рабочем столе.

Разработка моделей осуществляется в следующем порядке:
~ выбрать одну модель фартука в соответствии с критериями, предъявленными к фартуку для Маши; ~ дать краткое описание, обосновать выбор данной модели; ~ подобрать детали фартука из предложенных;
~ оформить фартук отделкой в соответствии с моделью; ~ прикрепить готовые детали фартука на изображение Маши; ~ защитить мини - проект.
V. Физминутка (1-2 мин.) Перед тем, как вы приступите к выполнению задания, предлагаю немного передохнуть, выполнив несколько упражнений для тела и глаз. (Слайд 18) Выполняют упражнения.
Практическая работа (мини-проект) “Моделирование фартука” Пока стилисты выполняют задание, я прошу адвоката и прокурора составить дополнительные вопросы по пройденному разделу (у каждого из них на столе есть подсказка - перечень терминов), а также прошу помочь стилистам в выполнении работы.

Провожу текущий инструктаж, контролирую правильность, аккуратность выполнения работы, слежу за соблюдением Т.Б.

Выполняют работу.
Во время защиты проекта адвокат и прокурор задают дополнительные вопросы каждой команде стилистов. Задача прокурора: выявить недостатки модели фартука, задача адвоката: отметить преимущества. Оценка за урок прокурору и адвокату выставляется в соответствии с тем, насколько они справились со своей ролью. Защита проектов: учащиеся демонстрируют выполненную работу, дают краткое описание, обосновывают выбор данной модели.
VI. Подведение итогов урока.  (2-3 мин.) 1. Отметить наиболее удачные работы.
2. Рефлексия: (Слайд 18)
а) Какой фартук понравился больше?
б) Чему научились на уроке? в) Зачем нам это нужно?
а) …

б) Научились моделировать фартук.

в) Чтобы мы могли самостоятельно конструировать и моделировать фартук.

3. Выставление оценок. Критерии оценки: - активная работа на уроке, - соблюдение Т.Б., - полностью и аккуратно выполненная работа, - заполненный каждой ученицей оценочный лист, который был выдан вначале работы.

Девочки, все молодцы! Я благодарю вас за активную работу!

 
VII. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд 20) Выполнить моделирование своего фартука:
1. Выполнить эскиз.
2. Изменить форму деталей чертежа.
3. Подобрать ткань и отделку. (Дополнительное задание для желающих: разработать фартук для медведя)

4. Принести рабочую коробку, ткань для фартука (постирать и проутюжить), чертеж фартука в М 1:1 с нанесенными фасонными линиями.

Записывают в дневник или в тетрадь.
VIII. Уборка рабочего места (1 мин.) Теперь приведите, пожалуйста, в порядок свое рабочее место. Спасибо, девочки! Все молодцы! Убирают рабочее место

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6