Знакомство с окружающим миром

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков.

Задачи:

  • Воспитательные: продолжать формировать в детях желание быть здоровым, чистым, аккуратным, соблюдать основные правила здорового образа жизни, воспитывать в детях доброту, отзывчивость, желание помогать другим людям, воспитывать бережное отношение к воде.
  • Образовательные: продолжать формировать основные правила здорового образа жизни: правильное питание, продолжать развивать умственные способности ребенка: мышление, память, воображение, умение отгадывать загадки.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, труд, безопасность, художественная литература, музыка.

Подготовка: чтение художественной литературы, беседы о здоровом образе жизни, разучивание стихов, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, заучивание потешек, пословиц, поговорок, проведение интегрированных занятий, участие детей в игровой деятельности, художественное творчество детей.

Атрибуты: плакаты по ЗОЖ, демонстрационные столы с предметами по теме – вода, напитки, сок, молоко, чай. Слайды по темам.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Отгадаете загадку, узнаете, о чем будем говорить сегодня.

На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
Так что же это такое?

Дети. Вода.

Воспитатель. Правильно, вода! О ней и о напитках, которые можно из нее приготовить, мы и будем сегодня говорить. Вода очень нужна нашему организму. Она помогает нам расти, справляется со всякими хворями, становиться сильными и крепкими. Поэтому очень важно пить каждый день достаточное количество жидкости. Посмотрите на стол.

На столе находиться стеклянная банка, в которой 2 л воды. Это же количество воды можно разлить по прозрачным стаканам.

Это количество жидкости вам необходимо ежедневно. А если вы весь день занимаетесь спортом, то вам нужно выпить больше воды. Ведь когда вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти траты необходимо восстановить. А как? Я приглашаю вас на экскурсию в музей воды.

В качестве «музея» можно использовать столы или слайды.

Прошу пройти к экспонату «вода». И это не случайно. Ведь вода – основа любого напитка.

Выходит хозяйка музея (ее роль может сыграть второй воспитатель или родитель).

Хозяйка музея. Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Заходите, проходите, свою жажду утолите. Но сначала отгадайте загадку

Когда росой лежит – блестит.
Когда весной бежит – бурлит.
То в пар уйдет, то в снег, то в лед,
То ливнем с небе упадет.

Хозяйка показывает слайды, изображающие лед, росу, пар, снег, дождь.

Дети. Вода

– А вы знаете, что у воды бывает разный вкус? Вот, попробуйте и скажите, какая вода вам больше нравится.

В первых стаканчиках находиться бутилированная вода. Нельзя пить воду из-под крана. Ведь она содержит большое количество веществ, способных навредить нашему организму. Поэтому воду можно очищать с помощью специального прибора-фильтра (показать фильтр), или бутилированную, ее я вам и предлагаю.
Во вторых стаканчиках находится кипяченая вода. Если у вас нет у фильтра, прежде чем пить воду из-под крана, вскипятите ее в чайнике.
В третьих стаканчиках находится минеральная вода.  Такую воду можно получить из природных источников. Она вытекает из недр земли и содержит много полезных для организма веществ.
В четвертых стаканчиках находится минеральная вода с газом. Она так и называется – газированная. Такую воду нельзя пить очень часто. Дело в том, что газ, растворенный в ней, способен постепенно разрушать зубы.
Предлагаю перейти к другим экспонатом.

Дети подходят к столу, где располагаются морсы, компоты и кисели, ягоды, сахар, кувшин с теплой водой, ложечки и стаканчики для всех детей.

Хозяйка.

Не толпитесь у дверей,
Проходите поскорей.
Здесь вас с морсом, ребятишки,
Ждут баранки и коврижки.

– Знаете ребята как готовятся морсы? Если в кипяченную воду добавить немного ягод и сахара, получится очень полезный напиток. Перед употреблением его охлаждают. Особенно полезны морсы из клюквы, брусники, они содержат много витаминов, прекрасно утоляют жажду, но еще и помогают разбудить аппетит. Давайте попробует самостоятельно приготовить морсы.

Дети подходят к столу.

– Посмотрите, здесь на блюдцах – ягоды, в сахарнице – сахар, а в кувшине  – вода. Сейчас каждый из вас по своему вкусу приготовит морс. В стаканчик нужно положить три ложечки ягод, одну ложку сахара, раздавить ложкой ягоду и налить воду доверху. Размешайте полученный напиток и попробуйте, не нужно ли добавить ягод или сахар. Вы можете добавлять разные виды ягод.

Дети готовят морсы.

– Вы сделали свой морс. Поставим морс охлаждаться, а после окончания экскурсии обязательно выпьем.

Дети ставят стаканчики на поднос – рядом с листком бумаги с именем ребенка. Стаканчики сверху прикрывают.

– А еще можно приготовить из ягод и воды… Отгадайте что.

Фрукты, ягоды сварились,
Вкусно елись, сладко пились.

Дети. Компот.

Хозяйка. А какие вы знаете компоты?

Дети называют компоты.

Хозяйка. Молодцы. И еще одна загадка.

Дяденька смеётся,
На нем шубонька трясется.

Дети. Кисель.

Хозяйка. Молодцы ребята! Вы много знаете о напитках. В кисель можно добавить ягоду, фрукты и его можно не только пить, но и есть ложкой.

Хозяйка показывает слайды.

– Теперь прошу попробовать свои морсы. Вкусно? Прошу перейти к другим экспонатам.

Дети переходят к другому столу. На нем приготовлена капуста, лук, редька, терка, мед.

– И еще одна загадка:

Он бывает всех цветов,
В нем витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Веди нет напитка лучше.

Дети. Сок.

Хозяйка. А вы знаете, из чего можно приготовить соки?

Дети называют продукт,  из чего приготавливают соки.

– А вы знаете, что сок не только очень вкусный и полезный напиток, но он может быть и замечательным лекарством.

Хозяйка показывает овощи на столе.

– Из этих овощей можно приготовить сок. Только не для питья, а для борьбы с болезнями.

Хозяйка демонстрирует и объясняет.

– Чтобы получить сок редьки, надо отрезать ор редьки верхнюю часть, ложкой выбрать часть серединки и добавить в редьку немного меда. Очень быстро получается сок, он помогает при кашле.
Чтобы получить капустный сок, надо снять несколько листов и подавить их рукой. Эти листы с выступившим соком прикладывают к больному месту и перевязывают бинтом.
Чтобы получить сок лука, надо натереть лукавицу на терке. Полученную массу кладут в марлю и выжимают сок в ложку. Этот сок закапывают в нос при насморке. Если вам немного жжётся, то добавьте капельку подсолнечного масла.
Теперь вы знаете, что сок не только вкусное и полезное пить6е, но и прекрасное лекарство. А значит, не какие болезни вам не страшны!

– А теперь пройдем к следующему экспонату. Хотите узнать, что на столе?

Оно течет – но не вода.
Оно, как снег, бело всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в крынке…

Дети. Молоко.

Хозяйка. Да, правильно.

На столе продукты из молока – кефир, простокваша, ряженка, йогурт, бифидок.

– Молоко и молочные продукты содержат не только воду, но и большое количество питательных веществ , необходимых нашему организму для роста, работы.  Поэтому молоком можно утолить жажду, но и голод.
А что можно приготовить из молока? Посмотрите на стол и назовите те напитки и продукты, которые вы знаете.

Дети называют напитки и продукты из молока.

– Молодцы, а теперь нам пора подойти к столу, где заварен вкусный чай.

Дети подходят к столу, где находятся приготовленные стаканы с различными видами заваренного чая: черного, красного, зеленого, желтого, заварочный  чайник, черный чай для заваривания.

– Чай – любимый напиток многих народов. О нем так и говорят: «Чай пить – приятно жить». Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.

– Для показа заварены разные сорта чая, посмотрите.

Дети могут продегустировать у стола с заваренным чаем.

– Родиной чая считают Китай. Но россияне считают его своим национальным напитком. Чтобы  получить от чая пользу и удовольствие, нужно правильно его хранить, готовить и пить. Кто из вас знает, как заваривать чай?

Дети рассказывают, хозяйка демонстрирует правила заваривания чая. Сначала  ополоснуть заварочный чайник кипятком, засыпать заварку (чайная ложка на стакан воды, плюс одна ложка на чайник). Залить кипятком на две трети, прикрыть полотняной салфеткой. Настаивать чай 5 минут. Затем в чайник доливают кипяток.

Ну, вот и чай мы с вами заварили. Пора за стол садиться! А чтобы чай показался еще вкуснее, угощайтесь сладостями.

На чаепитие спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным, сладким чаем!

Дети рассаживаются у столов, пьют чай, угощаются сладостями под веселую народную музыку. Хозяйка прощается с гостями, уходит. Воспитатель задает вопросы детям о экскурсии.