Цель: расширять представления детей о родном городе.
Задачи:
– формировать интерес к культурным и памятным местам города;
– воспитывать у детей патриотические чувства.
Оборудование: игрушка, фотографии с достопримечательностями Красноярска, ребусы, цветная бумага, клей.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент. Встреча с Краскошей.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам не одна, а вот с таким Дракончиком, по имени Краскоша. Он живет на самой высокой башне в нашем городе. Вот она (показывает фотографию главных городских часов города). Ребята, может кто-то из вас узнал, что это за башня? (Ответы детей.)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что на ней находится?
– Часы.
– А как вы думаете, зачем эти часы нужны нашему городу?
– (Ответы детей.)
– Эти часы находятся на центральной, а значит самой главной, площади города.
Мимо этих часов за один день проходит много людей, и чтобы им не опоздать на
работу или по своим делам, прохожие сверяют время с главными городскими часами.
Для нашего города это одно из главных мест. Дракон Краскоша знает много о нашем
городе. Смотрите, у него в лапах сундук, в котором хранится много интересных
историй. А кто знает, ребята, как называется наш город?
– Красноярск.
– Правильно, Красноярск. Наш город основан очень давно. Каждый год он
празднует свой следующий, очередной день рождения. И вот скоро Красноярску
исполнится 385 лет. Это много, как вы думаете?
– (Много).
– За время своего “взросления” наш город с каждым годом расширял свои
территории и стал больше, строились новые дома – он стал выше, открывали новые
фонтаны, парки, магазины, больницы. Может быть, и вы вспомните и назовете, что
вы видели на улицах Красноярска? (Если дети затрудняются ответить, задать
наводящий вопрос.) Какие места, здания посещаете вы с родителями? Где
фотографируетесь? Как они называются?
– (Предположительные ответы детей – центральный парк, цирк, зоопарк,
кинотеатр и т.д.)
– Молодцы, эти знаменитые места нашего города называются одним словом –
достопримечательности. Давайте его повторим. (Дети повторяют хором и
индивидуально.)
2. Фотоэкскурсия по родному городу.
Воспитатель:
– А сейчас я вам предлагаю заглянуть в сундучок нашего гостя. Конечно же,
нам, сначала, нужно спросить разрешения у Краскоши. (Имя ребенка), попроси
вежливо Краскошу раскрыть нам сундук? (Ребенок, обращается к Дракончику, тот
соглашается и при помощи воспитателя открывает сундук.)
– Смотрите, ребята, в сундуке находятся фотографии самых знаменитых мест
нашего города, достопримечательностей. Сегодня я по фотографиям расскажу вам о
каждом из них. Это зоопарк Роев ручей, он является одним из самых больших
зоопарков в нашей стране – России. В нем обитает много редких зверей, птиц,
насекомых и рыб. Некоторые живут в теплых странах, но когда к нам приходит зима,
всех животных, которые боятся холода, переселяют в теплые помещения, другими
словами – в вольеры. А кто вам больше всего запомнился в нашем зоопарке, кого вы
там видели?
– (Ответы детей.)
– Приходя в зоопарк необходимо помнить о простых правилах поведения, которые
я начну говорить, а вы продолжите фразу. Нельзя разбрасывать мусор, а класть его
… (в урну); нельзя заходить за ограждение, чтобы не оказаться возле самой
клетки с животным, потому что … (животное может разозлиться, схватить и
укусить или поцарапать).
Воспитатель достает следующую фотографию.
– А это здание, Красноярского Краевого Краеведческого музея. Это один из старейших и крупных музеев России. Показанные в нем экспонаты передают всю историю нашего города Красноярска и Красноярского края. Есть даже предметы, которыми пользовались наши предки – прабабушки и прадедушки, одежда, которую они носили, монеты, которыми они платили, и еще очень много интересного.
3. Подвижная игра “Море волнуется”.
– Давайте поиграем с вами в игру “Море волнуется”, чтобы на некоторое время
превратиться в скульптуры как в музее. Только помните, что фигуры в музее стоят
неподвижно и бесшумно. (Выбирается водящий, проводится игра.)
– Хорошо, присаживайтесь на стульчики, я продолжу свой рассказ.
4. Знакомство с горой Караульной.
– На следующей фотографии изображена Часовня Параскевы Пятницы на Караульной
горе. На ее месте давным-давно была сооружена самая первая постройка нашего
города – деревянная сторожевая вышка, на которой несли караул казаки,
предупреждавшие жителей Красноярска о приближении врагов. Поэтому и гора носит
название – Караульная, с нее видно весь город как на ладони. Да и саму гору
видно почти со всех мест Красноярска. Обязательно попросите мам и пап, чтобы они
вас свозили и показали это чудо-место. Кстати, может кто-то из вас уже бывал на
Караульной горе?
– (Ответы детей.)
– (В случае положительного ответа.) Ответь тогда (имя ребенка), чем еще
знаменита Караульная гора?
– (Ответ ребенка.)
– Там находится пушка, возле которой несет караул военнослужащий, и каждый
день, ровно в 12 часов дня, пушка издает залп, то есть выстрел, который слышен
жителям всего города.
5. Путешествие к Мемориалу Победы.
Воспитатель обращает внимание детей на сундук с фотографиями.
– Ребята, посмотрите на эту фотографию – это Мемориал Победы. В этом музее увековечены фамилии красноярцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, которая продолжалась долгие 4 года. Наш народ завоевал победу в этой нелегкой войне и теперь, каждый год, мы чтим память о погибших и благодарим ветеранов нашей родины – России, приходя на Мемориальную площадь в день 9 мая, где неугасая горит Вечный Огонь.
6. Итог.
Воспитатель:
– Вот какими памятными местами знаменит наш город, на которых мы сегодня с
вами побывали, благодаря сундуку с фотографиями Краскоши. Давайте его
поблагодарим за то, что он помог нам составить вместе такой интересный и
поучительный рассказ о нашем городе.
– (Дети дружно: “Спасибо”.)
– Чтобы наш город и дальше процветал, чтобы к нам приезжали гости из других
городов, чтобы нам было хорошо жить в своем городе, необходимо заботиться о нем,
любить его, чтить традиции и культуру Красноярска. Посещая достопримечательные
места, мы с вами можем узнать с каждым разом новое и интересное о нашем городе,
в нас просыпаются чувства гордости не только за Красноярск, но и его жителей,
ведь именно жители города оставляют за собой след в истории своими поступками,
хорошими делами, новыми открытиями. Возможно и вы, вырастите и сделаете что-то
очень полезное и нужное для Красноярска, и в вашу честь назовут улицу, а может,
и откроют парк или сквер. А теперь давайте скажем друг другу “спасибо” за
занятие и за внимание.
– Спасибо.
– И давайте попрощаемся с Краскошей, ему надо спешить. В память о нашей
встрече Краскоша вам дарит пригласительные билеты в зоопарк Роев Ручей.
– До свидания, Краскоша!