Цель: формирование физических и химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно – коммуникационной среды
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
- Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека
- Способствовать усвоению понятий “физические явления”, “химические явления”, “признаки химических реакций”, “условия протекания реакций”
Воспитательные
- Воспитание убеждённости в познаваемости физической и химической составляющей картины мира
- Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью
Развивающие
- Развивать познавательную активность,
- Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Наш урок необычен. Перед вами стоят сразу два учителя: учитель физики и учитель химии. Это не случайно, ведь обе науки описывают процессы, происходящие в окружающем нас мире, с двух сторон. И сегодня на знакомые вам процессы мы предлагаем посмотреть глазами двух тесно связанных наук: физики и химии.
2. Изучение нового материала.
Учитель физики. Мы часто говорим о природе. О том, что природу необходимо изучать, беречь и охранять. Но что такое природа?
Все, что тебя окружает, называется материальным миром, или проще – ПРИРОДОЙ. Живая природа – это животные, растения, другие организмы. Неживая природа – океаны, моря, земля и воздух, планеты и звезды… Человек вокруг себя создал множество предметов и живет среди них. Но и рядом с изделиями человека множество природных объектов. (Презентация. Слайд 2)
- Приведите свои примеры из живой и неживой природы вокруг тебя.
В природе все время происходят какие-то изменения: течет река, дует ветер, плывут облака, происходят землетрясения, растут деревья, день сменяет ночь, лето сменяет зиму.
Все изменения, происходящие в природе, называются ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ.
- Приведите примеры известных вам явлений природы:
- Какие изменения произошли в природе осенью по сравнению с летом? Опишите эти изменения. (Слайд 3)
Явления природы очень многообразны, поэтому их изучением занимаются разные науки. Но природа едина, и поэтому между разными науками о природе нет строгих границ.
- Какая наука изучает явления, происходящие в живой природе?
Ответ учащихся: БИОЛОГИЯ. (Слайд 4)
Учитель химии. Изучением явлений, происходящих в земных недрах и на поверхности Земли, а также с водами океанов и с воздухом, занимаются НАУКИ О ЗЕМЛЕ.
- Какие вы знаете науки о земле?
Ответ учащихся: физическая география, геология, океанология и другие. (Слайд 5)
Учитель химии. Превращения веществ изучает ХИМИЯ. (Слайд 6)
Учитель физики. Изучением явлений, происходящих с различными небесными телами – планетами, звездами, галактиками, – называется?
Ответ учащихся: АСТРОНОМИЯ. (Слайд 7)
Общие закономерности явлений природы изучает ФИЗИКА. (Слайд 8)
ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, НАУКИ О ЗЕМЛЕ, АСТРОНОМИЯ и некоторые другие науки объединены общим названием – ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. (Слайд 9)
Учитель химии. Превращения веществ изучает ХИМИЯ.
Сейчас я немного подробнее расскажу вам, какие явления относятся к химическим и какие признаки нам помогут отличить химические явления от многих других.
Химия – одна из наук, помогающая познать тайны природы. Но этому надо
учиться. Одно из необходимых умений – это умение наблюдать явлений, отличать,
определять принадлежность его к определенной группе. Далее учитель определяет
задачи урока для учащихся.
Для достижения цели урока проводятся демонстрационные эксперименты:
- Горение свечи.
- Взаимодействие щелочного металла с водой.
- Выпадение осадка в реакции взаимодействия сульфата меди с гидроксидом натрия.
Учитель предлагает ответить на вопрос: “Что вы наблюдаете?”
На основании наблюдений за демонстрационными экспериментами учащиеся вместе с учителем делают выводы о признаках химических реакций и записывают их в тетрадь (Слайд 10):
- Изменение цвета.
- Изменение запаха.
- Выделение газа.
- Выпадение или растворение осадка.
- Выделение и (или) поглощение тепла и света.
Ребята! А каковы условия химических процессов, которые вы сейчас наблюдали? Ведь для осуществления химических реакций необходимы условия, при которых возникают превращения одних веществ в другие.
Учащиеся говорят о необходимости перемешивания или измельчения веществ, о нагревании или охлаждении, о проведении электрического тока или действии других факторов (например, ферментов).
Задание: Определите, к каким явлениям: географическим, химическим, физическим, биологическим или астрономическим, относятся:
– Сгорание спички: дерево превратилось в уголь;
– полет мяча: его бросили и он летит;
– Земля движется вокруг Солнца;
– Гвоздь ржавеет: вместо железа образуется ржавчина;
– Стальная булавка притягивается к магниту;
– Рост собаки: из щенка она превращается во взрослую собаку;
– Извержение вулкана;
– На берег идет огромная морская волна – цунами;
– Птенец вылупляется из яйца;
– Карандаш падает со стола;
– Из саженца вырастает высокое дерево;
– В ночном небе видна комета;
– На ветвях дерева набухают почки;
– Форма “лунного серпа” изменяется в течение месяца;
– Происходит землетрясение;
– С помощью фотореактивов проявляется фотопленка;
– Ребенок на санках катится с горы;
– Кипит чайник.
Учащиеся заполняют таблицу “Природные явления” (Приложение 1)
Самопроверка. Сравните полученные результаты с таблицей на слайде (Слайд 11).
Учитель Приведите, пожалуйста, свои примеры явлений природы, дополнив каждую колонку.
3. Закрепление знаний.
Устная работа. На слайдах следующие фотографии (Слайд 12):
- река Обь с клубящимися над ней облаками;
- медный крест, найденный археологами в Новосибирской области;
- горящий лес;
- ржавчина на ограде;
- иней на кустарнике.
Самостоятельная работа.
На столе текст теста. Учащиеся в своих тетрадях кратко с помощью цифр и букв
дают на него ответ.
Тестирование учащихся.
(Обведите кружком букву правильного ответа.)
1. Из нижеперечисленных явлений укажите:
1-й вариант – химические явления.
2-й вариант – физические явления.
А) Растворение сахара в воде.
Б) Разложение воды электрическим током на водород и кислород.
В) Образование черного налёта на серебряных изделиях.
Г) Образование кристалликов соли при упаривании раствора.
2. Из списка условий протекания и признаков химической реакции выберите:
1-й вариант – признаки реакции;
2-й вариант – условия протекания.
А) Появление запаха.
Б) Нагревание.
В) Выделение газообразных веществ.
Г) Контакт веществ.
Д) Изменение цвета.
Е) Действие электрическим током.
Ж) Выпадение или растворение осадка.
З) Хорошее настроение.
И) Выделение или поглощение тепла и (или) света.
Л) Общение друг с другом.
Слайд 13 “Правильные ответы”.
Проблемный вопрос “Спор наук”.
Учитель проводит эксперимент: в 2 стакана наливается вода, температура которой замеряется. Затем в один стакан наливается концентрированная серная кислота, а в другой – растворяется кристаллический нитрат аммония. Температура полученных растворов снова измеряется.
Возникает вопрос: “К каким явлениям можно отнести увиденные явления и почему?”
Учителя помогают ученикам сделать вывод о наличии физико-химических явлений, об отсутствии четких границ между явлениями, о тесных взаимосвязях в природе и между изучающими её науками.
4. Рефлексия.
Заключительное слово учителя. Учитель делает вывод о необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, об умении делать выводы для познания окружающей природы, о тесной связи происходящих явлений и возможности познания тайн природы для сохранения её и практического применения человеком.
Необычное домашнее задание.
Задание для учащихся: разгадайте кроссворд. (Приложение 2)
Викторина для родителей. (Приложение 3)