Тип урока: обобщение.
Задача: повторить изученное об имени числительном, его правописании и склонении в письменной и устной речи.
Цели:
- Обучающая: путём наблюдения, сравнения закрепить правило правописания и употребления числительных в устной и письменной речи.
- Развивающая : развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, строить умозаключения, развивать письменную речь.
- Воспитывающая : воспитывать культуру поведения при работе в группах, взаимопомощь и сотрудничество, любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: Знать правило правописания числительных в письменной речи, уметь пользоваться им при письме; уметь различать порядковые и количественные числительные.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
Регулятивные УУД: формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, уметь строить речевое высказывание в устной форме, находить дополнительную информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологическое высказывание
Оборудование: интерактивная доска SMART Board, компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов, мультимедийная презентация
УМК для учащихся:
- Русский язык. Учебник 4кл, Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. М: Вентана-Граф, 2010 г.
- Рабочая тетрадь “Учусь писать без ошибок” М: Вентана-Граф, 2010 г. 4 класс
- Рабочая тетрадь для коррекции 4 класс, Кузнецова М.И. – М,Вентана-Граф, 2010 г.
Методическая литература для учителя:
- Образовательная программа Начальная школа 21 века. Сборник программ Начальная школа под ред.Н.Ф.Виноградовой, изд.2-е, доп.М: Вентана-Граф, 2010 г..
- Учебник 4кл. Иванов С.В..Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.. Русский язык 2010 г.
- Рабочая тетрадь № 1, № 2 4 класс Иванов С.В. – М: – Вентана-Граф, 2010 г.
Используемые технологии: организация проблемно-диалоговой технологии, ИКТ, практическая работа, проблемное изложение материала, использование мультимедийного, наглядного материала, сочетание различных организаций УПД (индивидуальной, групповой, фронтальной).
Ход урока 1. Организационный момент. – Я предлагаю всем нам оказаться на мгновение в сказке. Звучит мелодия “В гостях у сказки”. Демонстрируется 2; 3 слайды презентации (иллюстрации к сказкам). – К каким сказкам увидели иллюстрации? Учащиеся перечисляют названия сказок. – Назовите автора этих сказок. (Александр Сергеевич Пушкин). 4 слайд. |
Опорная схема урока.
|
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
– Как иллюстрации связаны с темой нашего урока? Назовите тему. |
|
3. Повторение “Что я знаю о числительном”. – Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени числительном. 5 слайд. Имя числительное – самостоятельная часть речи; отвечает на вопросы сколько? и какой? который?; обозначает количество предметов и порядок предмета при счёте. 6 слайд. |
|
4. Обобщение понятия “количественные” и “порядковые”
числительные – Как записаны числительные? Сформулируйте задание. Записать числительные словами. Обозначить орфограммы. Составить словосочетания. – Чему учимся, выполняя это задание? Ребята в столбик записывают числительные словами. 18; 50;11;33 – Проверяем. 7 слайд. 15; 70; 8; 13 – Проверим. 7 слайд. |
|
8, 9 слайды. Работа с опорной схемой.
– В чём разница между числом и цифрой? Уточним по словарю. Число – понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт. Цифра – знак, обозначающий число. (Толковый словарь С.Ожегова.) |
|
5. Работа с фразеологизмами и пословицами. – Где мы используем числительные? (На карточках записаны фразеологизмы и пословицы.) 1) на седьмом небе; 2) Одна пчела немного мёду натаскает. 3) с пятого на десятое; 4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 5) плакать в три ручья; 6) как две капли воды; 7) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня. 8) как свои пять пальцев; 9) Семь раз отмерь – один раз отрежь. – Прочитайте выражения. Как они называются? (Фразеологизмы;
пословицы.) (Фразеологизмы – это устойчивые выражения в переносном значении. – Объясним смысл выражений. Из истории числительных. (Читают подготовленные учащиеся.) А знаете ли вы… что семь – особое число, в нём есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь цветов радуги, семь мудрецов на свете было, семь чудес света. Число семь считалось священным и было весьма распространено. Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим народам и дошла до нас. Число семь было священным и у других народов. В японской мифологии почиталась семь богов, приносящих людям счастье, дарующих высокие добродетели, куда входили: долгая жизнь, материальное благоденствие, честность, удовлетворённость жизнью, известность, мудрость, сила. К числам, имеющим символический характер, относится и три. Оно получило особое распространение в фольклоре, особенно в сказках. Многие русские сказки начинаются так: “Жил-был старик, у него было три сына”; “Жили они в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года”.От этого числительного образованы слова тридевять и тридесять, от них прилагательные тридевятый и тридесятый, и все эти слова очень часто встречаются в сказках, где обозначают весьма далёкие, неизвестные земли, страны, государства, где живут герои сказок или куда отправляются за волшебными предметами в поисках счастья. |
|
6. Физкультминутка. | |
7. Употребление числительных в письменной речи.
10; 11; 12;13; 14 слайды. Задания (разного уровня): 1. Вставь в предложения подходящие по смыслу сочетания слов с числительными Числительные запиши словами: 1) Юрий Гагарин – … . 2) … – Международный женский день. 3) В феврале месяце … . 4) В нашем классе … учеников. 5) … поздравляют ветеранов с Днём Победы. 2. Посмотрите на фотографии. Составьте предложения, используя числительные. 3. Прочитайте предложения. Назовите числительные. Определите разряд. Укажите признаки числительных |
|
8. Употребление числительных в устной речи. 15; 16; 17; 18 слайды. – Как правильно задать вопрос, если хочешь узнать время? Работа в паре. |
|
9. Итог урока. Рефлексия.
Подведём итоги. – Какие тайны языка мы раскрыли? Чему учились на уроке? Если были затруднения – ?
10. Домашнее задание. 1. Нарисовать иллюстрации к любому фразеологизму и пословице. |