Урок географии по теме "Определение расстояний и географических координат по глобусу". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель урока: Формирование навыка определения расстояний и географических координат по глобусу с помощью гибкой и широтной линеек, усвоение алгоритма действий при определении географических координат объекта и определении объекта по заданным координатам.

Задачи:

  • образовательные: создать условия для успешного усвоения учащимися знаний системе географических координат, градусной сети, параллелях и меридианах, географической широте и географической долготе.
  • развивающие: совершенствовать умения школьников определять расстояния и географические координаты объектов на глобусе, планировать свою деятельность по выполнению поставленных практических задач, составлять алгоритм своей деятельности, оценивать себя и других.
  • воспитательные: содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других).

Тип урока: урок решения частных задач.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, глобусы, гибкие линейки и широтные линейки (изготовлены из плотной бумаги самими учащимися), учебники, листы самооценки, взаимной оценки..

Структура и ход урока

Этап урока Название используемых ресурсов Деятельность учителя (с указанием действий С ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.)
1 2 3 5 6 7

Мотивационно-ориентированный компонент

1 Организационный этап. Обеспечивает комфортную психологическую обстановку и настраивает на продуктивную работу. Настраиваются на работу.

1

2 – Актуализация опорных знаний, анализ условий, еобходимых для отработки навыков определения расстояний и координат на глобусе.

– Самооценка в листе самооценки.

ОМС из ФЦИОР “Глобус и географические координаты”.

Учитель в беседе с учащимися выясняет, чем они занимались на предыдущем уроке. Проверяет их, включая ОМС с голосом диктора. – Учащиеся вспоминают определения градусной сетки, координат, параллелей и миридианов, широты и долготы, показывают их на глобусе.

– Выставляют себе оценку в листе самооценки.

5–7
3 Этап определения темы и совместной цели урока. 1. Учитель, в беседе с учащимися подводит их к мысли о том, что необходимо предлагает сформулировать тему и цель урока;

2. Уточняет формулировки темы и цели урока, высказанные учениками.

1. Предполагается, что учащиеся назовут тему урока – определение расстояний и географических координат, цель – отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу.

5

Операционно-исполнительный компонент

4

Отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу. Глобусы, гибкая линейка, широтная линейка. Организует работу учащихся группах. 1. Работают в группах по полученным заданиям. 15–20

Рефлексивно-оценочный компонент

5 Подведение итогов, рефлексия. Листы взаимооценки и самооценки. Предлагает учащимся сделать выводы об успешности своей деятельности на уроке. Делают выводы о том, что удалось, что не удалось. 5–7
7 Подача домашнего задания. Объявляет домашнее задание с учётом затруднений учащихся. Записывают домашнее задание с учётом личных затруднений,задают вопросы.

2

Группа № 1.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Владивостоком. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к северу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии Проверка

3. Определите географические координаты г. Москва.

4. Какой объект находится в точке с координатами 33°юш. 151°в.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

Примечание.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

Группа № 2.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Читой. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к югу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии Проверка

3. Определите географические координаты г. Чита.

4. Какой объект находится в точке с координатами 48° с.ш. 3° в.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

Примечание.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

Группа № 3.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Владивосток. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Северному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Северного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии, направление от Северного полюса Проверка

3. Определите географические координаты г. Владивосток.

4. Какой объект находится в точке с координатами 35°ю.ш. 149° в.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

Примечание.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

Группа № 4.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Якутск. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Южному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Южного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии, направление от Южного полюса Проверка

3. Определите географические координаты г. Якутск.

4. Какой объект находится в точке с координатами 41° с.ш. 74° з.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

Примечание.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

Группа № 5.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Якутск и Москва. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к северу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии Проверка

3. Определите географические координаты г. Рио-де-Жанейро.

4. Какой объект находится в точке с координатами 54° с.ш. 83° в.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

Примечание.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

Группа № 6.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Лондоном. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к югу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии Проверка

3. Определите географические координаты г. Лондон.

4. Какой объект находится в точке с координатами 30° с.ш. 32° в.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

Примечание.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.