Цель урока: Формирование навыка определения расстояний и географических координат по глобусу с помощью гибкой и широтной линеек, усвоение алгоритма действий при определении географических координат объекта и определении объекта по заданным координатам.
Задачи:
- образовательные:
Тип урока: урок решения частных задач.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, глобусы, гибкие линейки и широтные линейки (изготовлены из плотной бумаги самими учащимися), учебники, листы самооценки, взаимной оценки..
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ресурсов | Деятельность учителя (с указанием действий С ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
Мотивационно-ориентированный компонент |
|||||
1 | Организационный этап. | Обеспечивает комфортную психологическую обстановку и настраивает на продуктивную работу. | Настраиваются на работу. | 1 |
|
2 | – Актуализация опорных знаний, анализ
условий, еобходимых для отработки навыков определения расстояний и
координат на глобусе. – Самооценка в листе самооценки. |
ОМС из ФЦИОР “Глобус и географические координаты”. |
Учитель в беседе с учащимися выясняет, чем они занимались на предыдущем уроке. Проверяет их, включая ОМС с голосом диктора. | – Учащиеся вспоминают определения
градусной сетки, координат, параллелей и миридианов, широты и долготы,
показывают их на глобусе.
– Выставляют себе оценку в листе самооценки. |
5–7 |
3 | Этап определения темы и совместной цели урока. | 1. Учитель, в беседе с учащимися
подводит их к мысли о том, что необходимо предлагает сформулировать тему
и цель урока;
2. Уточняет формулировки темы и цели урока, высказанные учениками. |
1. Предполагается, что учащиеся назовут тему урока – определение расстояний и географических координат, цель – отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу. |
5 |
|
Операционно-исполнительный компонент |
|||||
4 |
Отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу. | Глобусы, гибкая линейка, широтная линейка. | Организует работу учащихся группах. | 1. Работают в группах по полученным заданиям. | 15–20 |
Рефлексивно-оценочный компонент |
|||||
5 | Подведение итогов, рефлексия. | Листы взаимооценки и самооценки. | Предлагает учащимся сделать выводы об успешности своей деятельности на уроке. | Делают выводы о том, что удалось, что не удалось. | 5–7 |
7 | Подача домашнего задания. | Объявляет домашнее задание с учётом затруднений учащихся. | Записывают домашнее задание с учётом личных затруднений,задают вопросы. | 2 |
Группа № 1.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Владивостоком. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) | Реальное расстояние (км) |
2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к северу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.
Название пунктирной линии | Географическая широта пунктирной линии | Проверка |
3. Определите географические координаты г. Москва.
4. Какой объект находится в точке с координатами 33°юш. 151°в.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.
Группа № 2.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Читой. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) | Реальное расстояние (км) |
2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к югу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.
Название пунктирной линии | Географическая широта пунктирной линии | Проверка |
3. Определите географические координаты г. Чита.
4. Какой объект находится в точке с координатами 48° с.ш. 3° в.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.
Группа № 3.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Владивосток. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) | Реальное расстояние (км) |
2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Северному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Северного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.
Название пунктирной линии | Географическая широта пунктирной линии, направление от Северного полюса | Проверка |
3. Определите географические координаты г. Владивосток.
4. Какой объект находится в точке с координатами 35°ю.ш. 149° в.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.
Группа № 4.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Якутск. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) | Реальное расстояние (км) |
2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Южному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Южного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.
Название пунктирной линии | Географическая широта пунктирной линии, направление от Южного полюса | Проверка |
3. Определите географические координаты г. Якутск.
4. Какой объект находится в точке с координатами 41° с.ш. 74° з.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.
Группа № 5.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Якутск и Москва. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) | Реальное расстояние (км) |
2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к северу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.
Название пунктирной линии | Географическая широта пунктирной линии | Проверка |
3. Определите географические координаты г. Рио-де-Жанейро.
4. Какой объект находится в точке с координатами 54° с.ш. 83° в.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.
Группа № 6.
1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Лондоном. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.
Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) | Реальное расстояние (км) |
2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к югу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.
Название пунктирной линии | Географическая широта пунктирной линии | Проверка |
3. Определите географические координаты г. Лондон.
4. Какой объект находится в точке с координатами 30° с.ш. 32° в.д.?
5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.
Примечание.
1. 1–4 задания могут выполняться сообща.
2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.
3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.
4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.