Урок-размышление на тему "Проблемы доброты и милосердия на страницах рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Разделы: Литература


Цели.

  1. Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; формировать умение анализировать прозаическое произведение, умение использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся.
  2. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, слову, цвету и т.д.

Эпиграф.

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. (Ф.М.Достоевский)

1. Введение в проблему.

  • Перед вами на столе свечи. Что вам хочется сделать с этими предметами?
  • Какие у вас ассоциации возникают с этой свечкой, со светом?
  • Когда мы чаще всего зажигаем свечи?

(На Рождество, когда погас свет, в память)

  • Почему мы можем долго с удовольствием смотреть на горящую свечу, а на лампочку нам смотреть неинтересно?

(Живое пламя и искусственный свет)

2. Синквейн.

- Из перечисленных слов ключевым является слово “свет”

Перед вами пустой лист. Ваши ассоциации для меня ценны. Давайте заполним лист вашими ассоциациями, связанными со словом СВЕТ. Этот прием называется СИНКВЕЙН.

- свет,

- 2 прилагательных,

- 3 глагола,

- предложение. (смысл понятия),

- синоним (смысл понятия).

свет

Светлый, яркий, манящий.

Светить, озарять, помогать

Всегда гореть.

Жизнь, доброта, милосердие

3. Праздник РОЖДЕСТВО.

Свет - это тепло, добро, счастье. Такие чувства мы испытываем, когда в нашей жизни происходят какие-то радостные события. Когда наступает праздник?

  • Какие праздники вы любите? (Новый год, Рождество.)
  • Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество? (Рождение человека – Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, добрее)

С людьми вся природа тогда ликовала:
Шумя на деревьях, листы
Таинственным шепотом славили Бога,
И пахли сильнее цветы.

Три дерева – пальма, маслина и елка,
У входа в пещеру росли
И первые дни в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.

Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
“Скромна ты в печали, не ропщешь,
За это от Бога награда тебе суждена”.

Сказал он – и звездочки с неба
Скатились на елку одна за другой
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.

А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество!
Ребенок ли, взрослый – все празднику рады,
И в каждой семье – торжество!

(Достать елку с игрушками.)

  • Когда отмечают Рождество? Что вы знаете об этом празднике?
  • Как называются дни с 7 января (Рождество) до 19 января (Крещение) – СВЯТКИ.
  • Почему именно святки?
  • Какими должны быть люди в эти дни?
  • В России в Святки принято было творить добрые дела. Какие?

(Помогать больным и обездоленным; Раздавать милостыню и др.)

Следовали этой традиции все от государя до простых смертных. Рождество – это время соблюдения добрых дел.

По словам Ч. Диккенса, рождественские праздники – это “дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца”

4. Формулировка темы урока.

Давайте же вместе сформулируем тему урока, учитывая все, о чем мы уже сказали. Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса.

  • Над какими проблемами мы будем сегодня размышлять?

Тема: проблема доброты и милосердия

  • На уроке уже несколько раз звучало слово милосердие. Произнесите это слово вполголоса. Что вы в нем слышите?

(Правильно, в нем слышится слово сердце.)

  • Почему именно Сердце?

(Ведь именно в сердце рождаются такие чувства, как доброта, участие, понимание. Именно своим сердцем мы можем отогреть и поддержать другого человека.)

- В нашей русской литературе многие писатели говорили о добре, взаимопомощи, милосердии. Одним из таких писателей является Федор Михайлович Достоевский, который все свое творчество посвятил этой теме: теме милосердного, гуманного отношения человека к человеку.

По законам рождественского времени строятся и рассказы, которые называются святочными.

  • Какими признаками должен обладать такой рассказ?

Признаки святочных рассказов:

  • приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья,
  • присутствие чуда, волшебства, фантастики,
  • имеет какую-нибудь мораль, поучение,
  • оканчивался непременно весело, счастливо.

В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке одна из газет сообщила: “В собрании художников назначен большой детский праздник “елка” с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горками, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий”.

Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе “Мальчик у Христа на елке”.

5. Работа по тем е урока.

Сейчас мы прочитаем этот рассказ, но у каждой парты будет свое задание. Во время прочтения рассказа попробуйте найти ответ на свой вопрос.

Прием 6 шляп

Цвет Шляпа (шар)
белый Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации.
черный Критический, негативный. Обращает внимание на то, что плохо. Обосновывает негативные объекты.
желтый Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм. Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего.
синий Аналитический, поисковый. Предполагает сделать размышления, прогноз.
зеленый Изобретательский, новые идеи. Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей.
красный Эмоциональный. Читательская реакция. Эмоциональное восприятие текста.

Задания для групп (на шляпах).

Белый цвет.

- Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.

Красный цвет.

- Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского? Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?

Черный цвет.

- Найти в тексте негативное?

Синий цвет.

- Для чего автор вводит в текст противопоставление образов куколок и живых людей?

(Показать в тексте искусственный мир и бездушие людей)

Желтый цвет.

- Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны?

(Празднуют Рождество, нарядные улицы, освещение с помощью ламп, искусственные лампочки)

Возьмите краски и кисточки и выразите в цвете ваши чувства и эмоции после прочтения рассказа.

Зеленый цвет.

- Домыслите финал.

- Я вам прочитала не весь рассказ. Давайте познакомимся с финалом рассказа.

  • А теперь на второй половине листа через цвет передайте новые ощущения от финала рассказа.
  • Каким вы представляете себе мальчика? Опишите его.
  • Маленький мальчик совершенно один оказался в огромном холодном городе Петербурге.

Охарактеризуйте мир, в котором живет мальчик. Обратимся к тексту.

Подвал

Сырой

Холодный

Жутко в темноте

ХОЛОДНО!

Решается выйти из подвала и попадает куда?

В ГОРОД (работа с текстом)

Хочется кушать.

Не всегда здесь жил, приехал с мамой.

Обстановка в родном городе:

Черный мрак,

Один фонарь,

Все запираются ставнями,

Тысячи воющих собак.

Как Достоевский рисует улицы города?

Какие слова, образы, характеризующие мир можно выделить?

Свет, бегут, елка в огнях, золотые бумажки, яблоки, дети нарядные, чистенькие, смеются, играют

  • Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского? (Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.)
  • Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.)
  • Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир?

- Полицмейстер отвернулись (безразличие);

- Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);

- Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).

  • Что можно сказать о душах этих людей? Почему они не замечают, отталкивают, пугают этого маленького человечка?

Обобщение: Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.

Получается вся красота – это лишь мишура!

  • Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться? (Холодно)
  • Какое значение имеет слово ХОЛОД в произведении?

(Слово “холод” имеет два значения: первое – прямое, второе – переносное. “Холод” - это не только рождественский мороз. Это холод людских сердец, их равнодушие. Образ “загнанных лошадей” обозначает бесчеловечность, жестокость, равнодушие людей, воплощение крайнего страдания беззащитных существ в этом мире.)

Холод в природе – норма, холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.

И вот мальчик в окно видит….

- Что разделяет одинокого ребенка и веселящихся детей и их родителей?

“Окно” в сознании людей – это связь мира внутреннего, закрытого и внешнего, открытого.

А “стекло” - непреодолимая преграда. Оно недоступно для мальчика.

“Ёлка у Христа” - это то окно, через которое может пройти мальчик.

  • Зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мертвым душой людям.)
  • Мальчик остался в этом мире? (Нет, убегает. Маленький ребенок уже не в силах бороться.)
  • Что происходит потом? (Засыпает на улице.)
  • Что он видит ? Сон это или явь?
  • Какова атмосфера того праздника?
  • Автор описывает сказочную елку у Христа. Найдите ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника.
  • Закройте глаза и представьте себе эту елку. Какие бы цвета вы использовали при ее изображении? Почему? 
  • Давайте обратимся к описанию первой елки. Чем отличаются эти два рождественских праздника друг от друга? (На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят.)
  • Удивил ли вас финал? Почему? Что нового вы узнали о свете у Достоевского? Сравните его в городе и у Христа? (Искусственный - в окнах его мало - светит, но не греет. И настоящий – его много у Христа - согрел мальчика)
  • Почему дети согреваются на елке? (Благодаря свету в душе, от заботы, внимания, любви Христа к ним)
  • Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)
  • Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив? (Фрагмент “Мальчик с ручкой”.)
  • Зачем писатель создает этот рассказ? Чему он нас учит? (Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.

Наверное, тому, что обидеть обиженного судьбой очень легко. Очень просто “не заметить чужого горя”, оттолкнуть протянутую за помощью руку. Но как потом жить? Только душевная глухота позволяет людям не думать о том, чем может обернуться для других их жестокость, а то и просто равнодушие.)

  • Давайте обратимся к эпиграфу урока.
  • Каким даром обладал автор, создатель рассказа? (Дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей.)

6. Подведение итогов урока.

- Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его. (Дети самостоятельно работают на своих листах. Затем листы с записями крепятся на доску рядом с изображением мальчика.)

- Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.

Ни одно Рождество не обходится без подарков. Я хочу подарить вам елочные игрушки. На них вы найдете мои пожелания вам.

Спасибо за урок.