Урок окружающего мира по теме "Как насекомые весну встречают". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

Личностные: формирование ученической компетентности, самостоятельности, организованности, воспитание заботливого отношения к насекомым, расширение знания детей о насекомых.

Предметные: формирование представлений учащихся об изменениях в жизни насекомых весной и первичных представлений о связях между животными.

Метапредметные:

  • Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
  • Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
  • Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые.

Дидактический материал:

  1. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2011.
  2. Федотова О. Н., Трафимова Т. В. Окружающий мир: Хрестоматия. – М.: Академнига, 2011.

Наглядные пособия: иллюстративный материал насекомых; таблицы цепочки питания.

Оборудование: презентация “Как насекомые весну встречают”, компьютер, медиапроектор, видеофильм “Бабочки”.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1).

Долгожданный дан звонок–
Начинается урок.
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час.
Чтобы каждый смог сказать:
Я понял…
Я знаю…
Я умею…

2. Актуализация знаний.

– Ребята, что нас окружает? (Окружающий мир.)

Значит, мы начинаем наш урок … (окружающего мира).

– А для чего нам нужен этот урок? (Чтобы знать больше о природе, обо всём, что нас окружает.)
– А как вы узнаёте что-то новое для себя? (Читаем, спрашиваем, вспоминаем.)
– Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего не узнаешь. – Какой можно сделать вывод: зачем нам нужен этот урок? (На этом уроке мы узнаём много нового, учимся отвечать на вопросы об окружающем мире.)
– Как всегда наши помощники – гости … (Маша и Миша.)
– Вспомните, что нового они узнали вместе с нами на прошлом уроке?

(Какие растения весной цвести торопятся.)

– А вот это мы сейчас и проверим, как вы поработали в рабочих тетрадях по стр.33. Как раскрасили и подписали рисунки. (Слайд )

1) Листья, как стрелки, цветочки одиночные. (Прострел.)

2) Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней весной. Её цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки. (Хохлатка.)

3) Распускается рано по весне. Листья покрыты бархатистым пушком. Цветки жёлтые, яркие. (Первоцвет.)

4) Один из ранних цветов в наших лесах, часто его называют подснежником – ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница.)

5) Растут цветы на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках. (Перелески.)

6) Раннецветущее травянистое растение с цветками жёлтого цвета, которые появляются среди первых весенних проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя – тёплая и нежная. (Мать – и – мачеха.)

– Какое общее название есть у всех этих растений? (Первоцветы.)
– Почему их назвали первоцветами? (Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которой заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению ещё под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж тепло – около нуля градусов (эта та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промёрзла. А если и промёрзнет, тоже не беда. Растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.)

Самооценка. Оцените свою работу.

Для закрепления ещё проведём тест. (Слайд)

1. Какое растение не относится к первоцветам?
а) ветреница;
б) мать – и – мачеха;
в) верба;
г) ромашка.

2. Как называется “ключик2, которым отпирает весна двери теплу и солнцу?
а) первоцвет;
б) медуница;
в) мать – и – мачеха;
г) ветреница.

3. Какие раннецветущие растения занесены в Красную книгу?
а) ветреница;
б) мать – и – мачеха;
в) перелески.

4. Чем растения защищаются от холода?
а) волосками;
б) листочками;
в) цветочками.
Самооценка.

– Кто справился с работами без ошибок, поднимите руку.
– Кто сделал 1 ошибку.
– Кто две ошибки?

Вывод: Кто внимательно слушает, тот много знает.

3. Введение в тему урока

Работа со слайдами.– Рассмотрите внимательно 2 рисунка. Они одинаковы? (Нет.) (Слайд )

– А в чем разница? (На одном рисунке изображена зима, а на другом – весна.)
– Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. День становится длиннее ночи, температура воздуха днём иногда выше нуля. Стало теплее. Тает снег и лёд. Появляются первые проталины.)
– Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (Потепление)
– Что происходит в живой природе? (Появляются первые цветы, цветут деревья, появляются первые насекомые, прилетают птицы)

Схема: Потепление – проталины – насекомые – птицы. (Слайд )

Потепление – понятно. Объясните, что такое проталины?

Из словаря Ожегова: “Проталины – место, где стаял снег и открылась земля”.

– А кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног).
– А кто такие птицы? (Животные, покрытые перьями, умеют летать)
– Может кто-то сможет объяснить эту схему? (Объясняют).

4. Формулирование темы урока и ее сообщение.

– Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, может кто-то из вас сможет назвать тему сегодняшнего урока? (“Как животные весну встречают”.)
– Какие задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с изменениями, происходящими в жизни животных с приходом весны.)
– Молодцы, но мы сегодня с вами не только познакомимся с изменениями, происходящими в жизни животных, но и составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы.
– А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? (Выслушиваются мнения детей.)
– Да, первыми появляются насекомые. Мы сегодня будем говорить не обо всех животных, как весну встречают, а только о насекомых
– Посмотрите, как богат и разнообразен мир насекомых (работа по таблице “Насекомые”.)

Землю нередко называют планетой людей. Оказывается, это не так. Специалисты по насекомым считают, что на нашей планете насекомых больше, чем людей (на каждого человека на земном шаре приходится 250 млн. насекомых, из них 130 тыс. бабочек.

5. Работа по теме урока.

– Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем? (Стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды.)
– И так первый признак весны – какой? (Потепление.)

Потепление.

– Что же происходит со снегом? (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины.)

Потепление – проталины.

– Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? (Оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные.)
– Кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? (Насекомые.)

Потепление – проталины – насекомые.

– А каких животных мы относим к насекомым? (Тех, у кого 6 ног.)
– Как зимовали насекомые? (Насекомые спали в укрытии)
– Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий.)
– Где их больше всего? (На проталинках, на припеке.)
– Почему? (Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет.)
– Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв.)
– Какие песни они поют?

Маленький комарик по лесу летел,
Песенку простую тихо он запел. (з-з-з-з)
Жук на ветке сидя, бросив все дела,
Песню подпевал он, как его друзья. (ж-ж-ж-ж)
И змея тихонько на пенёк вползла
И шипит чуть слышно песенки слова (ш-ш-ш-ш)
На лесной полянке хор такой звучит,
Песенка так льётся, за собой манит.

1) Разговор о комарах. (Слайд)

– Кто его убьет, тот свою кровь прольет? (Комар.)
– И человек уничтожает этих вредных для него насекомых. Может быть всех комаров надо уничтожить?
– Комары необходимы природе. Кто знает зачем?
– Взрослыми комарами питаются птицы, стрекозы, мухи, муравьи, а личинки живут в воде и служат кормом для рыб.

2) Разговор о муравьях. (Слайд)

– Здесь мы видим бугорок, а в нем – городок.

Летним днем построен он, а жильцов в нем миллион. (Муравейник.)

– Как только пригреет солнышко, так и открываются ходы муравейника. Выходят муравьи вялые, греются, оживают и поправляют свое жилище.
– Какую роль выполняют муравьи в природе? (Муравьи поедают многих вредных насекомых и их личинок, а из самих муравьев получают муравьиную кислоту, применяемую в медицине.)
– Как надо относиться к муравьям? Почему? (Не разрушать муравейники!)

3) Разговор о бабочках. (Слайд)

А каких бабочек можно увидеть ранней весной? (Ответы.)

Но сначала мы с вами окунёмся в прекрасный мир – в мир ярких красок. Просмотр видеофильма “Бабочки”.

– Каких же первых бабочек можно увидеть ранней весной?
– Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. (Слайд).

Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка – лимонница. Она живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яйца и умрёт. Из яиц появятся гусеницы, которые превратятся в куколок, а из куколок вновь вылетят красивые бабочки.

Не все бабочки выживают зимой. Крылышки у них выцветают и стираются. Кто-то без усов остаётся, кто – то без ноги.

Питаются бабочки нектаром цветов, а есть и такие, которые вообще не едят.

6. Первоначальное закрепление . Работа с хрестоматией (стр.53)Выборочное чтение.

Чтение текста “Каких бабочек можно увидеть ранней весной” (крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз)

– Что нового узнали о бабочках?
– А знаете ли вы, что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?
– Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.

Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей.

То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт. Такие перелёты совершает бабочка репейница, которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.

7. Физкультминутка .

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

8. Закрепление изученного материала.

– Отгадайте названия бабочек. (Слайд.)

  • Появляется раньше других насекомых. (Крапивница.)
  • Мелькает, как солнечный зайчик. (Лимонница.)
  • Крылья из тёмного бархата, а по краям голубые точки и светлая кайма. (Траурница.)
  • На крыльях голубые “глаза”. (Павлиный глаз.)

9. Проблемный вопрос на следующий урок

– Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, – проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать? (Птиц.)

– Почему? (Птицы питаются насекомыми.)

Потепление – проталины – насекомые – птицы.

– Откуда возвращаются птицы? (Из тёплых стран.)
– Как называют этих птиц? (Перелетными.)

Вот о том, как встречают птицы весну, мы узнаем на следующем уроке.

10. Итог урока.

– Что узнали нового сегодня на уроке?
– С какими насекомыми познакомились?

11. Рефлексия.

Самооценка.

На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружочки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

Зеленый – “Я понял”.

Желтый – “Я знаю”.

Красный – “Я умею”.

12. Дома подготовить рассказ по своим наблюдениям об одном насекомом.