Тип урока: урок-игра.
Перечень оборудования: раздаточный материал, карточки, медали, таблички с названиями команд.
Цель урока: повторить имеющиеся знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи.
I. Обучающие:
- повторить сведения об имени прилагательном, его грамматических признаках;
- повторить сведения о синтаксической роли прилагательного в предложении;
- закрепить имеющиеся знания учеников о прилагательном.
II. Воспитательные:
- показать красоту и богатство русского языка на примере художественной литературы;
- воспитать у ребят аккуратность в оформлении письменных работ;
- воспитать интерес к изучению русского языка с помощью занимательных и игровых моментов;
- воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.
III. Развивающие:
- развивать умение работать в группе;
- помочь овладеть нормами употребления прилагательных в речи;
- развить активный словарный запас путем введения в речь новых терминов;
- способствовать развитию связной речи учащихся;
- способствовать развитию у школьников навыков самостоятельной работы;
- развивать творческие возможности школьников, их импровизационный талант.
IV. Коммуникативные:
- установить контакт со слушателями благодаря продуманному “слову учителя”;
- вовлечь учащихся в учебный диалог путем организации в уроке беседы;
- стимулировать мыслительную и речевую активность пятиклассников.
План урока
Этапы урока | Методы и приемы работы на каждом этапе урока | Хронометраж |
1. Орг.момент | Метод: слово учителя Прием: приветственное слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Прием: сообщающее слово учителя |
1 мин. |
2. Повторение и закрепление знаний, умений, навыков | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя |
30-35 мин. |
3. Итог урока | Метод: слово учителя Прием: итоговое слово учителя |
5 мин. |
IV. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Это урок-игра “Умники и умницы”. В игре участвуют 3 команды. Это 3 ряда. Задания есть как коллективные, за которые дают всей команде “медаль умника”, так и индивидуальные – ответивший игрок получает “значок книголюба”. Приложение 1.
В конце игры мы подсчитываем медали, определяем команду-победительницу и самого активного участника. Участники выигравшей команды получают 5 за урок. Самые активные ученики так же получают 5. Кому не понятны правила игры?
Для начала нам нужно дать название командам. У меня уже готовы 3 названия. Прошу выйти представителей каждой команды и вытянуть листочек с названием (Умелые. Находчивые, Смелые). Приложение 2.
Названия команд подобраны неспроста.
О какой части речи мы сегодня с вами будем говорить?
(Об имени прилагательном).
- Верно. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
V. Повторение и закрепление знаний, умений, навыков.
1. Итак, первое задание покажет, как умеете ли вы находить имена прилагательные в тексте и определять их грамматические признаки. На доске стихотворение. Найдите в нем имена прилагательные и задайте к ним вопросы.
Выпишите в тетрадь словосочетания (прил.+ сущ.), выделите главное слова, подпишите вопрос. Определите грамматические признаки прилагательного.
Языковой материал:
Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Знать мы все должны.
Солнечное лето.
Праздничная ель.
Вкусные конфеты.
Машенькин портфель.
Образец выполнения:
Имя прилагательное (ср.р., ед.ч., И.п.)
Солнечное лето (ср.р., ед.ч., И.п.)
Праздничная ель (ж.р., ед.ч., И.п.)
Вкусные конфеты (мн.ч., И.п.)
Машенькин портфель (м.р., ед.ч., И.п.)
- Кто быстрее справится с заданием, поднимает руку. Первые 3 человека получат “значки книголюба”.
2. В комедии Д.И.Фонвизина есть такая сцена: один из героев комедии Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике.
Я раздам вам этот отрывок. Ваша задача –
внимательно прочитать текст и подумать, в чем комичность сцены, Правильно ли ответил Митрофан Правдину?
Языковой материал:
Митрофан: Много. Существительна, да прилагательна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь? Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так та покамест существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
- Дайте полное определение имени прилагательному. Кто справится с заданием, получит “значок книголюба”.
(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? каков?)
3. Следующее задание - подготовить инсценировку этого отрывка. Для этого выберите по одному представителю из команды, который будет одним из героев сценки. Вытяните листочек с именем героя и узнаете, какого персонажа вы будете играть.
Теперь в командах, все вместе продумайте характер каждого героя, интонацию, с которой он будет говорить свои слова, жесты и т.д. Та команда, у которой лучше всего получится передать характер своего героя, получит “медаль умника”.
- Молодцы. А теперь представьте, что вы Митрофан. Как бы вы ответили на вопросы Правдина? Всем правильно ответившим вручается “значок книголюба”.
4. Эстафета “Кто быстрее”. Я на первую парту кладу листок с существительным. Вам нужно подписать к нему прилагательное. Первый участник вписывает одно прилагательное и передает соседу по парте, тот, написав свое прилагательное, передает листок следующей парте и т.д. Как только последний игрок вписывает прилагательное, он поднимает руку. Самая быстрая команда получает орден. Прилагательные не должны повторяться. Подсказывать тоже нельзя. Важно, чтобы все прилагательные были записаны без ошибок. Чья команда закончит первой, получит “медаль умника”.
Языковой материал:
Вкус: сладкий,...
Размер: большой,...
Качество характера: добрый,...
5. Послушайте внимательно следующее задание. Каждой команде я даю карточку с загадками. Вам нужно как можно быстрее отгадать загадки и подчеркнуть прилагательные как члены предложения. За каждую верно угаданную загадку, команда получает “медаль умника”.
Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик. (Иголка)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш )
Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный. (Арбуз)
Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие. (Книга)
6. Проведем забавную игру.
Последний в ряду игрок загадывает существительное и лишь говорит, женского оно или мужского рода. Например, "лопата". Остальные игроки придумывают по одному прилагательному.
Например, 1-й игрок говорит: "стеклянная", 2-й — "сногсшибательная", 3-й — "загадочная" и т.д. А последний игрок говорит задуманное слово — "лопата". В итоге получится: "стеклянная, сногсшибательная, загадочная, очаровательная, ненаглядная лопата". За самую интересную цепочку команда получает “медаль умника”.
VI. Итог урока.
- Ребята, наша игра подошла к концу. Спасибо всем за работу. Я надеюсь, вы, как и я, получили массу хороших впечатлений. Подведение итогов, награждение победителей - отметки.
Список используемой литературы
1. Русский язык: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учеб. учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Г. Григорян и др.-М.: Просвещение, 2008.
2. Серегина О.С. Такие разные конспекты уроков; Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007.
3. Александрова Г. Занимательный русский язык. С-П, “Тригон”. 1997.
4. Никитенко Г.Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе №6, 1999.