"Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели и задачи: формировать исследовательские навыки; развивать логическое и критическое мышление путем решения проблем.

Формировать УУД:

Познавательные УУД:

  • развивать логическое мышление;
  • представлять информацию в виде таблицы;
  • на основе анализа делать выводы;

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • оформлять свои мысли в устной форме с использованием физических терминов;
  • развивать умение работать в паре, в группе.

Личностные результаты:

  • развивать творческие способности;
  • развивать умения высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, переживания;
  • формировать мотивацию к изучению явлений природы, повышать интерес к физике.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом урока;
  • прогнозировать предстоящую работу;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, шар Паскаля, мыльные пузыри, воздушные шары.

План урока

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Актуализация знаний учащихся – 5 мин.
  3. Постановка проблемы (основного вопроса урока) – 5 мин.
  4. Осмысление. Открытие новых знаний – 15 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Закрепление учебного материала – 10 мин.
  7. Рефлексия. Итог урока - 4 мин.
  8. Запись домашнего задания – 2 мин.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Вступительное слово учителя.

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов?" В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мой - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов."

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

- Я думаю, сегодня на уроке мы увеличим круг наших знаний.

 
2. Актуа-
лизация знаний учащихся.
- Для начала проверим ваши знания по предыдущему уроку.

На ваших партах лежат конверты с заданиями в тестовой форме. Подпишите карточку своего варианта и выберите тот вариант ответа, который вы считаете верным. Время на выполнение теста 3 минуты.

Тесты по теме “Давление газа<Приложение 1>

- Готовы? Молодцы! Поменяйтесь карточками и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, если один ил два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа - “3”.

Познава-
тельные УУД

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

3. Постановка проблемы. - Ребята, на какую тему были тесты? (Давление газа).

Верно. И до этого мы изучали давление твердых тел. Как производится давление твердых тел? Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да)

Лежащая на столе тетрадь? (Да)

В каком направлении твердые тела передают давление? (В направлении действия силы)

Давайте еще раз в этом убедимся:

- поставьте учебник перед собой на стол, приложите ладонь к нему сбоку, другой рукой надавите на книгу сверху вниз. Вы чувствуете боль? Ваша книга оказывает давление только на ту часть опоры, с которой соприкасается. А на стены и потолок комнаты она оказывает давление? (Нет). Почему так? Как расположены молекулы в твердых телах, как они двигаются? (Расположены плотно друг к другу, в определенном порядке и совершают колебательные движения).

- А как передают давление жидкости и газы? В комнате, где мы находимся, есть газы? (Да)

Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок?

Сегодня на уроке об этом и поговорим. Как нам сформулировать тему нашего урока?

Хорошо. Открыли тетради и записали число и тему урока: “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”.

Вам знакомо имя Паскаль? (Да)

Давайте послушаем небольшое сообщение об этом ученом. (Сообщение ученика)

- Ребята, учёные делают предположения, выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их предположения. Давайте представим, что мы ученые и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради в виде таблицы.

Познава-
тельные УУД

Регуля-
тивные УУД

4. Осмысление. Открытие новых знаний. - Ребята, что произойдет, если пролить воду на стол? (Немного проливаю)? Верно, вода потечёт. А если подуть на нее?

Почему так происходит? (В отличие от твердых тел молекулы жидкости могут перемещаться). Верно. Давайте приступим к заполнению таблицы.

Состояние вещества Подвижность молекул Направление передачи давления
Твёрдые тела Молекулы связаны с положениями равновесия, только колеблются Передаётся в направлении действия силы
Жидкость и газ Молекулы подвижны относительно друг друга Передаётся по всем направлениям, всем частицам

А чтобы ответить на вопрос по направлению и передачи давления в жидкостях и газах, давайте проделаем ряд опытов.

Для начала посмотрите в учебник на рисунок 92. <Рисунок 1>.

Что происходит с молекулами газа внутри сосуда, когда изменяется его объем при перемещении поршня вниз?

(Молекулы уплотняются). А что происходит с давлением? (Оно растёт). Если увеличить давление газа около самого поршня на 1Па, то, что произойдет внутри газа? (Внутри газа давление увеличится на столько же). Что же мы запишем в таблицу? (В жидкостях и газах давление передаётся по всем направлениям и всем частицам).

Теперь посмотрите на опыт с шаром Паскаля. Шар Паскаля – полый шар с узкими отверстиями, к которому присоединена трубка с вставленным поршнем. Я его наполнила водой. Надавливаю на поршень. Что же мы видим? (Вода льется из всех отверстий шара). Что мы можем сказать про напор этих струек? (Напор струек одинаковый).

Какой можно сделать вывод из этого опыта? (Предположения учеников). Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа. Это утверждение называют законом Паскаля, по имени учёного, открывшего эту закономерность. Найдите этот закон в учебниках, прочитайте и запишите в тетради.

Познава-
тельные УУД

Личностные результаты

5. Физкульт-
минутка.
“Маленькая – большая!”
Гимнастика для глаз. !” <Рисунок 2>
 
6. Закреп-
ление учебного материала
- Я вам покажу еще один опыт с

мыльными пузырями. Медленно выдуваю мыльные пузыри. Пузыри растягиваются одинаково во все стороны, они круглые. Что это значит? (Давление воздуха внутри мыльного пузыря передаётся во все направления без изменения)

Теперь проведём фронтальный эксперимент. Надуйте воздушные шарики. Почему некоторые шарики не круглые? Не противоречит ли это закону Паскаля? (Закон паскаля в шариках любой формы выполняется. Оболочку воздушных шариков делают так, что материал в разных местах имеет разную толщину, поэтому они растягиваются неодинаково, придавая шарикам разнообразную форму).

Теперь работа в группах по 4 человека. Посмотрите на слайд, обсудите в группах и дайте ответ на вопрос на красном листочке. На слайде изображение рыбы-шар.

<Рисунок 3> При надвигающейся опасности тетраодон принимает форму шара, наполняя тело воздухом или водой. (Вопрос на карточке – объясните, как это происходит?) Ответ: давление, передаваемое на воздух или воду, передалось по всему направлению одинаково.

Посмотрим следующий фрагмент (рисунок), обсудите в группах и дайте ответ на зеленом листочке. <Рисунок 4> (Вопрос на зелёной карточке – плод этого растения очень похож на обыкновенный огурец, отличает его множество щетинок, покрывающих поверхность. В “бешенство” он приходит, когда полностью созревает. Объясните наблюдаемое явление.) Ответ: по мере созревания огурца, внутри него накапливаются газы. К моменту созревания давление газов в полости огурца достигает максимума. Под давлением газов стенки разрушаются, жидкость выбрасывается струёй.

Обсудите и дайте ответ на синем листочке следующий вопрос. <Рисунок 5>

(Почему при попадании мелкокалиберной пули в сырое яйцо оно разлетается?) Ответ: давление, передаваемое пулей на сырое яйцо, передалось по всему направлению одинаково.

Используя закон Паскаля, мы объяснили особенности объектов живой и неживой природы. Закон Паскаля находит широкое применение и в технике. Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, также сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. Благодаря давлению в системе отопления вода прогревается равномерно.

Познава-
тельные УУД

Коммуни-
кативные УУД

Личностные результаты

7. Рефлексия. Итог урока.

Ребята, как вы считаете людям каких профессий надо знать и понимать закон Паскаля? (механикам, поварам, врачам). Вам понравилась тема нашего урока? Так как же читается закон Паскаля? (Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.) А если у вас после изученной темы будут возникать неясные вопросы, то это значит, что вы расширили круг своих знаний. Регуля-
тивные УУД
8. Запись домашнего задания. Параграф 36. (Выучить закон Паскаль)

Упр.14 (1,2), задание 7.

Познава-
тельные УУД

Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.