Известно, что спринтерский бег является важнейшим видом легкой атлетики, и имеет как самостоятельное значение, так и предопределяет успешное выполнение большинства других упражнений.
Приобщение детей к беговым дисциплинам и помощь им в овладении техникой бега поможет выявить наиболее одаренных из них, заинтересовать их занятиями бегом и развить их талант в ДЮСШ.
Массовое обучение основам техники бега можно осуществлять в условиях школьного урока физической культуры. На уроках физической культуры дети овладевают правильными навыками ходьбы, бега, прыжков, метаний и т.д. Формирование этих навыков тесно связано с развитием у них быстроты движений, силы, гибкости, ловкости и выносливости.
Среди многочисленных средств физического воспитания легкоатлетические упражнения занимают одно из ведущих мест. Естественность, доступность легкоатлетических упражнений, относительная простота выполнения позволяют широко применять их в физическом воспитании школьников [2, 8]. Организация занятий в школе, на открытом воздухе или площадке в любое время года способствует оздоровлению и закаливанию растущего организма школьников. Особое место среди средств легкой атлетики занимают прыжковые упражнения. Прыжки воспитывают смелость и находчивость, чувство равновесия, то есть способствуют комплексному развитию двигательных качеств человека. Развитие двигательных качеств человека представляет собой одну из центральных проблем физического воспитания [1, 7].
Прыгучесть является одним из важнейших показателей общей физической подготовки школьников. Также в настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию развития быстроты, так как особенность быстро выполнять движения одно из важнейших качеств легкоатлета. Наиболее благоприятный возраст для развития быстроты 8-10 лет [5, 9].
Исследования показывают, что наиболее благоприятным возрастом для воспитания быстроты является период 8-13 лет [3, 6]. Инструкцией возрастной физиологии Академии педагогических наук Российской Федерации рекомендована определенная схема периодизации [11]. Возраст от 7 до 12 лет именуется порой "второе детство" или младший школьный возраст. В этом возрасте меняются строение и деятельность организма. В начале этого возрастного периода девочки обнаруживают более низкие резервные возможности, чем мальчики. Как же совершается деятельность мышц у детей и чем она отличается от взрослых? У детей в 8 лет, все эти качества еще недостаточно развиты. Они развиваются с возрастом. Ориентировка в пространстве происходит под контролем зрения, вестибулярного аппарата и особенно благодаря сигналам, поступающим в мозг по нервам от мускулатуры. Эти функции совершенствуются и к 13-14 годам достигают уровня взрослых. В этом периоде дети характеризуются высокой возбудимостью нервных центров и мышц, а также малой экономичностью вегетативных функций. Они очень подвижны, но не выносят длительных и однообразных нагрузок. Бурные темпы развития быстроты у подростков объясняются пластичность, подвижностью нервных процессов [6, 10].
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу эффективности отбора детей для занятий спортом и, в частности, легкой атлетикой. В многочисленной специальной литературе [4, 5] представлены материалы исследований развития скоростно-силовых способностей у школьников разного возраста, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста показателей.
Говоря о физическом развитии детей, необходимо отметить то, что дети одного календарного возраста имеют в основном сходный уровень функционального развития. Однако в индивидуальном развитии имеют место отклонения от общих закономерностей.
Результат прыжка в длину с места у девочек в 3 классе (9 лет) в сентябре равен 147±5 см, а в мае - 160±5см; у мальчиков 155,5±4,5 см и 170±5 см. Уровень прыжка в длину с места у мальчиков и девочек 9 лет отличается от уровня восьмилетних школьников. Прирост результатов в начале третьего класса по сравнению с этим же периодом второго класса составляет 8 см, соответственно в конце учебного года - 19 см. У мальчиков тот же показатель составил 8 и 21 см, что говорит о необходимости постоянных занятий физкультурой и спортом для повышения своих спортивных результатов. В течение же всего третьего класса (9лет) у девочек прирост результатов составил 13 см, у мальчиков 14,5 см.
У школьников 10 лет результат прыжка в длину с места в сентябре и мае составил: у девочек - 168±5 см и 172±5 см, прирост результата составил 4 см.; у мальчиков - 171,5±5 см и 179±5 см, прирост равен 8 см.
Рис.1. Прирост показателей в прыжках у мальчиков и девочек 8-10 лет.
Видно (рис.1), что максимальный прирост результатов, как у мальчиков, так и у девочек произошел в 9 лет (3 класс), а также, что развитие скоростно-силовых качеств у девочек происходит более плавно.
Таким образом, было выявлено, что наибольший прирост результатов происходил в течение учебного года, т.е. во время занятий спортом на уроках физической культуры, а не во время летних каникул (май-сентябрь), что говорит о существенном и положительном влиянии физической культуры на уровень и темпы прироста в развитии скоростно-силовых качеств у школьников. Это отражается как на различных этапах возрастного развития, так и внутри каждого из них.
Уровень прироста быстроты в беге на 30 м от начала до конца учебного года во втором классе составил у девочек 4,8 %, а у мальчиков - 5,13 %. Уровень прироста быстроты в третьем классе составил у девочек 5,22 %, у мальчиков - 5,31 %. У десятилетних (4 класс) школьников быстрота выросла у девочек на 2,98 %, у мальчиков на 5,51 %. Абсолютный прирост уровня быстроты в беге на 30 м от 8 до 10 лет у девочек составил 13 %, а у мальчиков равен 15,95 %.
В то же время прирост результатов в течение летних каникул (май-сентябрь) происходил не всегда. У мальчиков между вторым и третьим классами результат в беге на 30 м уменьшился на 1,7 %, а у девочек увеличился на 3,3 %. Во время летних каникул между третьим и четвертым классами тот же показатель у мальчиков уменьшился на 1,9 %, а у девочек увеличился на 0,7 %.
Динамика результатов в прыжках в длину с места у школьников 8-10 лет с сентября по май у девочек 8 лет (2 класс) составила 2,22 %, а у мальчиков - 1,01 %. Уровень прироста у девочек и мальчиков 9 лет (3 класс) равен 8,47 % и 8,91 %, а уровень прироста в 10 лет (4 класс) составил у девочек 2,35 %, у мальчиков 4,57%. Абсолютный прирост от 8 до 10 лет у мальчиков составил 14,49 %, а у девочек - 13,04 %.
Если сравнивать темпы прироста результатов в беге на 30 м и прыжках в длину с места, то видно, что развитие быстроты из года в год (8-10 лет) идет более плавно и равномерно, тогда как развитие скоростно-силовых качеств наиболее бурно происходит в третьем классе (с 9 до 10 лет). Во втором и четвертом классах темпы прироста скоростно-силовых качеств заметно снижаются.
Наблюдения, проведённые в рамках учебного процесса, позволили сделать следующие выводы:
- Установлено, что развитие быстроты и скоростно-силовых способностей у школьников происходит неодинаково и неравномерно на протяжении изучаемого нами периода (от 8 до 10 лет).
- Наиболее интенсивное развитие быстроты и скоростно-силовых способностей наблюдается в период от 9 до 10 лет и менее интенсивно в промежуточные возрастные периоды от 8 до 9 лет и от 10 до 11 лет.
- Развитие быстроты из года в год (8-10 лет) идет более плавно и равномерно, тогда как развитие скоростно-силовых способностей наиболее бурно происходит в третьем классе (9-10 лет).
Для оценки и контроля исследуемых качеств у школьников 8-10 лет целесообразно систематически использовать контрольные тесты в виде прыжков в длину с места, а также бега на 30 м с высокого старта.
Литература
- Абрамов Е.В. Физическая подготовка детей старшего школьного возраста на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Малаховка: МГАФК, 1999. – 22 с.
- Аврутин Ю.А. Особенности учебно-тренировочной работы по легкой атлетике с детьми 1-4 класса в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис… канд. пед. наук. - Минск, 1999. – 24 с.
- Алабин В.Г. Развитие физических качеств в общеобразовательной школе // Физкультура и спорт. - 1986.- № 3.- С.15-16.
- Аркадьева В.А. Основные направления дифференцирования физической подготовки школьников на основе конституциональной идентификации: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Волгоград, 2000. - 24 с.
- Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
- Бахрах И.И. Влияние индивидуальных темпов развития на проявление двигательных качеств юных спортсменов / И.И.Бахрах, Е.А.Фомина // Сб. тр. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - Вып. 1. - С.6-8.
- Бахрах И.И. Физическое развитие школьников 6-17 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма. - Смоленск: СГИФК, 1975. - 39 с.
- Бурханов А.Н. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 12-14.
- Василенко О. Обучение бегу по программе 1-3 классов // Физическая культура в школе.- 2000.- №4.- С.21-24.
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 263 с.
- Дорохов Р.Н. Физическое развитие детей и подростков, исследование и оценка / Р.Н.Дорохов, И.И.Бахрах // Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 1990. - С. 144-147.