Цели урока:
- сформировать представления о сути, значении права, его признаках и функциях;
- рассмотреть институт права в системе социальных норм.
Задачи урока:
образовательная – раскрыть сущность права, его основные признаки, функции и структуру. Познакомить учащихся с основными отраслями права, предметом их регулирования;
развивающая – научить выделять главное в изучаемом материале, анализировать источники права (Конституция РФ, кодексы), применять эти знания на практике (решение задач);
воспитательная – формирование правовой культуры у учащихся, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах.
В результате изучения темы учащиеся должны знать определение права, его признаки и функции, структуру нормы права, отрасли права, права и обязанности граждан;
понимать основополагающие принципы российского права, правила действия нормативно-правовых актов;
уметь характеризовать признаки и особенности права, отличать правовые нормы от иных социальных норм, решать задачи практического характера.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Оборудование урока: компьютерная презентация, тексты с учебными ситуациями.
Ход урока
Технологическая карта урока
№ | Этап урока |
Название |
Деятельность |
Деятельность ученика |
1. | Орган-й этап. | Приветствие, выявление отсутствующих учащихся, проверка готовности к уроку. | Подготовка к уроку. | |
2. | Актуализация знаний. Активизация учебной деятельности. |
http://www.fcior.edu.ru/ card/23045/ socialnye-normy-kontrol-k.htm |
Слова учителя: каждый день мы
совершаем множество поступков, имеющих
юридическое значение. В обществе человек
подчиняет свое поведение определенным правилам
– социальным нормам. Они предписывают нам, как
нужно себя вести в той или иной ситуации.
Жизненных ситуаций множество, исходя из этого и
социальных норм, регулирующих поведение людей
тоже множество. Какие виды социальных норм вы
можете назвать? Учитель после ответа открывает ЭОР, предлагает решить интерактивный тест. |
Ответ учащихся: Социальные нормы могут быть моральные, эстетические, политические, религиозные, обычаи, экономические, правовые, традиции. После ответа учащиеся выполняют интерактивные тесты. |
3. | Первичное усвоение новых знаний. | Презентация. | Учитель открывает презентацию. Учитель:
1. А какой вид социальных норм вы считаете
наиболее важным для общества? 2. Чем правовые нормы отличаются от моральных норм? Учитель: Мы переходим с вами к рассмотрению понятия “право”. Право-это система общеобязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право регулирует почти 70 процентов общественных отношений. Какие отношения регулируются правовыми нормами? Учитель: А теперь давайте определим, по каким признакам можно отличить право от других социальных норм? Учитель вместе с учениками определяет признаки права. |
Учащиеся: 1. Это
правовые нормы, так как они охраняются
государством, за их нарушение предусмотрена
юридическая ответственность. 2. За нарушение морали человек не несет юридической ответственности перед государством, а за нарушение права несет такую ответственность. Правовые нормы содержатся в законах, а моральные нормы в религиозных источниках. Учащиеся записывают определение в тетрадь. Ученик: семейные, трудовые, наследственные, гражданские. Ученики: называют признаки права и записывают их в тетрадь. 1. Право выражено в источниках. 2. Возникает в результате правотворческой деятельности. 3. За нарушение права следует юридическая ответственность. 4. Право создается людьми, может быть ими изменено. 5. Не вмешивается в мир чувств, эмоций людей, регулирует только конкретные поступки. |
4. | Первичное закрепление. | http://www.fcior.edu.ru/ card/25871/pravo-ponyatie-sistema-istochniki- |
Учитель открывает ЭОР (презентацию). Комментирует работу учащихся с тестами. | Учащиеся выполняют тест, комментируют ответ у доски. |
5. | Усвоение новых знаний. | Презентация. | Учитель: Право в обществе
выполняет очень важную функцию. Давайте
подумаем, что было бы в обществе, если бы не было
права? Учитель: Правильно. Право в обществе выполняет две основные функции: регулятивную и охранительную. Право имеет сложную структуру. Оно включает нормы, отрасли. Норма права – это правило поведения лиц в какой-либо ситуации, которое носит общеобязательный характер. Нормы бывают запрещающие, обязывающие, управомочивающие. Учитель делит класс на 5 групп, раздает 1 группе – Конституцию РФ, 2 - СК РФ, 3 - ТК РФ, 4 – УК РФ, 5 – ГК РФ. Задание - найдите в полученном вами источнике права запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Учитель: Совокупность правовых норм, регулирующих однородные правовые отношения, образует отрасли права. Рассмотрим некоторые из них. Посмотрите на схему. Учитель определяет конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное право. Что является предметом регулирования данных отраслей? |
Ученик: в обществе был бы
хаос, более сильный мог бы отнять имущество у
более слабого, убить более слабого, и все
происходило бы безнаказанно. Так общество выжить
не смогло бы. Ученики записывают в тетрадь определения двух функций права, определения нормы права и отрасли права. Учащиеся делятся на 5 групп, выполняют полученное задание. Ученики: каждая группа учащихся, используя кодексы, называет, какие отношения регулирует та или иная отрасль права. |
6. | Закрепление. | Презентация. Карточки с заданием. | Учитель каждой группе раздает карточки с заданием. Определить нормы какой отрасли права регулируют данные ситуации? | Ученики получают карточки с заданиями и работают в группе. Ответ учеников. |
7. | Информация о домашнем задании. | Презентация. | Учитель комментирует домашнее задание, объявляет оценки, поставленные на уроке. | Ученики записывают домашнее задание. |
8. | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | Учитель спрашивает: Что вы узнали сегодня нового на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что вам не понравилось на уроке? | Учащиеся дают оценку уроку. |