Игровые сеансы по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики, сенсорики, развитию речи, психическому развитию. Малыши путем экспериментирования с бумагой, красками, пластилином и тестом начинают чувствовать цвет, получать эмоциональное впечатление от деятельности. Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.
Мною была разработана программа, которую я назвала “Талант с колыбели”. Цель моей авторской программы – это всестороннее полноценное психическое и личностное развитие детей раннего возраста через изобразительную деятельность. Особенности заключаются в совместной работе педагога с родителями, которая направлена на их просвещение, на повышение компетентности в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, освоения способов развивающего взаимодействия с собственным ребёнком.
Анкетирование родителей в начале учебного года – неотъемлемая часть процесса организации работы с родителями и детьми раннего возраста. (Приложение 1)
Письменный опрос позволяет сформировать первичные представления о семье, о проблемах волнующих родителей, об их знаниях и ожиданиях от посещения игровых сеансов по изобразительной деятельности. Анализ результатов анкетирования помогает скорректировать воспитательно-образовательную работу с детьми, спланировать взаимодействие с родителями по тем вопросам, которые наиболее волнуют их.
На индивидуальных и групповых сеансах мы вместе:
- познаём мир природы и людей, предметы созданные людьми и, конечно же, себя;
- осваиваем чуткое, бережное отношение к этому миру согласно законам человечности, гуманности и доброжелательного общения;
- учимся чувствовать и осознавать свою ценность и как следствие испытывать состояние эмоционального благополучия, доверия и открытости миру, полноценного проживания этого периода жизни;
- осваиваем первые изобразительные действия с простыми материалами.
Многие игровые сеансы проводятся совместно с другими педагогами: педагогом-психологом, логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем.
Образовательная деятельность построена на интеграции разных видов деятельности (игровой, театрализованной, продуктивной) и разных видов искусств (изобразительное искусство, музыка и литература), которые объединены общей темой. Это способствует формированию у малыша целостного восприятия окружающего мира, развитию самостоятельности и инициативности при поддержке индивидуальности и творческого потенциала каждого маленького ребёнка, что является началом, истоком формирования предпосылок одарённости. Эмоциональная отзывчивость малыша активно развивается через приобщение к изобразительному искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Игровые сеансы по изобразительной деятельности включают в себя слушание звуков природы и классической музыки, детский фольклор, игровые ситуации, театрализацию, пальчиковые игры и дыхательную гимнастику, сюрпризные моменты, различные игры и продуктивная деятельность (Рисунок 1).
Целью игровых сеансов по изобразительной деятельности является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности. Такие сеансы направлены на всестороннее развитие: сенсорных ощущений, двигательной активности, мелкой моторики, развитие музыкального слуха и ритма, познавательных способностей, представлений об окружающем мире, речи, эмоций и, конечно же, творческих способностей (Рисунок 2).
Методические рекомендации при организации игровых сеансов
Методические рекомендации, которых стоит придерживаться при организации игровых сеансов по изобразительной деятельности:
- Подбирать материал (музыкальный, литературный, изобразительный, игровой) в соответствии с возрастом. Он должен быть интересным, увлекающим, развивающим, вызывающим положительный эмоциональный отклик.
- Перед началом работы с малышами готовят лишь то, что понадобится непосредственно на игровом сеансе. Первое условие успешного проведения сеанса — все необходимое должно быть приготовлено заранее.
- Продолжительность игрового сеанса зависит от возраста, настроения и желания самого ребенка. Предлагать позаниматься можно только после двух лет, когда малыш уже понимает, что означают слова “давай полепим” или “давай порисуем”.
- Игровые сеансы в самом начале - индивидуальные. Групповые сеансы с 2—3 парами “мать — ребенок” возможны только после того, как ребенок привыкнет к педагогу, познакомиться с пространством кабинета изобразительного творчества, оборудованием и материалами, которые там находятся.
- Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.
- Перед началом игрового сеанса ребенку надевают фартук, предназначенный для игр с художественными материалами, и объясняют его предназначение.
- Мать держит ребенка на руках, педагог находится рядом с матерью.
- Обязателен контакт “глаза в глаза”, особенно при словесном общении.
- На первом сеансе ребенку показывают 1—2 краски, объясняют, что это краски и их не едят.
- Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками. Педагог и мама показывают эти действия.
- Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша “оставить след на ней”.
- После окончания игрового сеанса надо похвалить малыша.
- Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.
- После 3—4 игровых сеансов ребенка можно посадить за отдельный столик, при этом мама и педагог находятся рядом с ребенком.
- В первый месяц сеансы проводятся не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть слишком велика.
- После того как ребенок освоит навыки “рисования”, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Дети любят работу с красками и просят родителей давать краски. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий во время игрового сеанса: церемония приветствия, игровой сюрпризный момент, подготовка к играм с художественными материалами (надевание спецодежды), игры с художественными материалами, мытье рук, церемония прощания.
Техника изобразительной деятельности на игровых сеансах
До года при играх с художественными материалами используются пальцы и ладонь. Ребенок может работать как правой, так и левой рукой. После года ребенку можно дать кисть № 22—24. Кисточка может испугать малыша, поэтому, сначала следует поиграть с кисточкой, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой.
Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить краску. Красная краска может испугать ребенка. Лучше предложить сначала желтую. Согласно наблюдениям, все дети, в первые дни при работе с кистью берут ее за конец, а не у рабочей части (то есть так, как они обычно берут ложку). Через несколько занятий дети, как правило, уже правильно держат кисть.
Вначале предлагается детям лист формата А4 (независимо от возраста), а затем — формата А3. Детям старше года предлагают для каждой краски отдельную кисть. В работе надо использовать основные цвета. Ребенок сам выбирает цвет краски. На следующих игровых сеансах, когда ребёнок уже усвоил действия с материалами, предлагаем рисовать на тонированной бумаге, на цветном картоне, которые могут быть разной формы, согласно теме игрового сеанса.
Следует отметить, что младенцы до года “рисуют” очень активно, однако некоторые дети включаются в процесс “рисования” не с первого, а с второго-третьего игрового сеанса.
Игры с пластическим материалом, пластилином, на игровых сеансах вначале направлены на то, чтобы вызвать интерес к лепке, познакомить со свойствами пластилина: мягкий, можно отщипывать маленькие и большие кусочки, сплющивать их пальцами, прикреплять к основе, растягивать по основе пальчиком в разные стороны. И лишь потом, когда маленький ребёнок с удовольствием работает с пластилином, выполняя простейшие действия с ним, вместе с мамой мы начинаем узнавать о новых свойствах пластилина и о новых действиях с ним. Чтобы маленьким детям было интересно играть с пластилином, для основы предлагается плотная бумага разного размера и формы, сообразно тематике игрового сеанса.
Игровой сеанс по изобразительной деятельности в Центре игровой поддержки ребёнка (ранний возраст)
Тема: “Ягодки в банке”
Задачи: продолжать знакомить с материалами (бумага, краски); развивать внимание; закреплять знания о цвете; учить заполнять пространство, заданной формы, отпечатками пальца, развивать мелкую моторику, память, умение слушать музыку.
Оборудование и материалы: бумага в форме банки по количеству детей, пальчиковые краски (красная); ягоды, банка; диски с музыкальными произведениями из серии “Музыка для детей - Лето” и В.А. Моцарта “Ночная серенада”.
Ход игрового сеанса:
Дети раннего возраста входят вместе с мамами в студию изобразительного творчества. Здороваемся.
(Звучит музыка: В.А. Моцарта “Ночная серенада” - Rondo)
Пальчиковая гимнастика “Ягодки”:
Чуть приподнять перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.
- Светки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем ещё чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаём воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Лёгким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках “убегают” как можно дальше.
Педагог: Вот какие молодцы! Поели ягоды, стали сильными, здоровыми, красивыми! А сейчас, соберём ягодки в баночку и сварим компот. У нас здесь много ягод растёт, только надо их поискать. Находим ягодки и складываем в большую банку для компота.
(Звучит музыка из серии “Музыка для детей - Лето” - “Капли росы на цветке”. Родители с детьми ходят, ищут ягоды и складывают в банку)
Педагог: Вот мы и собрали целую банку ягод, будет у нас вкусный, сладкий компот. Ягодки красные, спелые, круглые. Большие и маленькие.
Педагог: А теперь вы соберёте ягодки вот в такие баночки (Показываю бумагу в форме банки с ленточкой на горлышке)
Педагог: Садитесь по удобней. У каждого есть баночка. А это краска, чтобы нарисовать ягодки, она красного цвета, как ягодки. Окунаем пальчик в краску. (Показываю) А теперь наш пальчик гуляет по всей баночке и оставляет ягодки. Вот такие! (Показываю)
Педагог: А теперь вы попробуйте! Детки оставляют в баночке маленькие, а мамочки большие красные ягодки!
(Звучит музыка из серии “Музыка для детей - Лето” - “Мелодии старого дерева”)
Педагог: Вот какие ягодки красные, круглые получились. У деток маленькие, а у мамочек большие.
Ягодки в баночку сложили, пальчики устали ягодки собирать, испачкались! Помоем их и отдохнём!
(Свободная деятельность детей с родителями)