Цели занятия.
Задачи.
Образовательные
- Познакомить детей с лиственными и хвойными деревьями
- Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия, узнавать их по листьям.
- Подводить детей к созданию выразительного образа посредством рисования.
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования – печатания.
- Закрепить знания о величине (больше-меньше), о цвете (зеленый, желтый, красный).
Развивающие
- Развивать связную речь.
- Развивать умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
- Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность.
- Закреплять способность управлять движением рук по словесной инструкции, развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные
- Воспитывать любознательность, интерес к миру природы.
- Воспитывать умение видеть красоту природы.
- Воспитывать интерес к музыкальной и творческой деятельности.
Интеграция образовательных областей.
- Социализация.
- Познание.
- Коммуникация.
- Художественное творчество.
- Чтение художественной литературы.
- Музыка.
Словарная работа: обогощать словарный запас детей (лиственные и хвойные деревья, хвоя, лист кленовый – клен, березовый – береза, дубовый – дуб).
Индивидуальная работа.
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, в процессе творческой деятельности.
Предварительная работа.
1. Знакомство с признаками осени.
2. На прогулке: сбор листьев, их рассматривание.
3. Рисование листьев, деревьев на предварительных занятиях.
4. Изготовление костюма березки и русских народных.
5. Разучивание основных движений для танца с листьями к осеннему празднику.
6. Прослушивание музыкальных произведений об осени, разучивание песни о листьях.
Оборудование.
Макеты деревьев хвойных и лиственных (клен, береза, ель).
Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов, хвойные веточки.
Игрушка “ежик”, “волшебный” мешок.
Бумага для акварели, гуашь желтого и красного цвета, кисти, клеенка, листья, салфетки, стаканчики по количеству детей.
Аудиозаписи: “Звуки леса”, песня “Осень, осень наступила, листья осыпаются”.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Какие вы нарядные, красивые. Посмотрите, я сегодня тоже красивая, у меня на голове красивый венок. Из чего я его сделала?
Ответы детей: из листьев.
Воспитатель: Правильно, ребята, из листьев. Пока вас не было, я гуляла в лесу, собрала там листья и сплела венок. Вам нравиться?
Ответы детей: да.
Воспитатель: А вы хотите прогуляться со мной по лесу?
Ответы детей: да.
Воспитатель: А вы готовы? Вы ничего не забыли? Сейчас проверим.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Звучит фонограмма “Звуки леса”
Воспитатель: Вы слышите, что это за шум?
Ответы детей: птицы поют, ветер дует.
Воспитатель: Правильно, это нас в гости приглашает лес. Дует ветер, листья шумят на деревьях, птицы поют. Отправляемся.
Дети идут за воспитателем, выполняя движения за воспитателем.
В лес гулять скорей пойдем,
Все деревья обойдем.
Лужи перепрыгнем,
Кочки все перешагнем.
Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли. Посмотрите, какие деревья нарядные стоят. А какое сейчас время года?
Ответы детей: осень.
Воспитатель: Посмотрите вокруг и скажите, как вы узнали, что наступила осень?
Ответы детей: листья упали с деревьев, они желтые.
Воспитатель: Правильно, к нам пришла осень и раскрасила листья в разные цвета. Ой, посмотрите, сколько листьев упало с деревьев. Скажите, какие деревья растут в нашем лесу?
Ответы детей: береза, клен, ель.
Воспитатель поднимает березовый лист и показывает ребятам.
Воспитатель: Подскажите мне ребята, с какого дерева упал этот лист? Он упал с березы и называется березовый.
Воспитатель поднимает кленовый лист и показывает ребятам.
Воспитатель: А этот лист упал с клена, как он называется?
Ответы детей: упал с клена, называется кленовый.
Воспитатель: Давайте посмотрим на листья внимательно, чем они отличаются? У березового листа один острый уголок, а у кленового – правильно, много.
Воспитатель: А какого цвета листья?
Ответы детей: желтые, зеленые, красные.
Воспитатель: Ребята, возьмите один желтый лист, мы с ним поиграем. Только играть будем тихо, потому что кричать и шуметь в лесу нельзя, а то мы распугаем всех птиц и зверей.
Динамическая пауза “Листочки”
Мы листики осенние.
Плавное покачивание руками вверху над головой.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Подуть, развести руки в стороны.
Мы летели, мы летели
Бег.
И на землю тихо сели.
Присели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Подуть. Плавное покачивание руками вверху над
головой.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Дети садятся на ковер.
Положили листья на пол.
Воспитатель подходит к елке, под которым лежит “волшебный” мешок.
Воспитатель: Ребята, а что здесь за мешочек лежит под елкой. Давайте узнаем, что в нем.
Дети засовывают в мешок руку и пытаются угадать, что там лежит.
Ответы детей: еловая ветка.
Воспитатель: Это хвойная веточка. А колючие иголочки называются хвоей. С какого дерева упала эта веточка?
Ответы детей: с елки.
Воспитатель: Ребята, деревья на которых висят листья, называются лиственными, а деревья, у которых иголочки – хвоя, называются хвойными. Ой, как я сразу не заметила, а кто это под елочкой сидит. Такой же колючий, у него тоже есть иголочки.
Ответы детей: ежик.
Воспитатель: правильно, это еж.
Воспитатель надевает куклу ежика на руку.
Ежик: Здравствуйте, ребята. Меня зовут ежик, а вас как зовут?
Ответы детей: Настя, Максим, Даня…
Ежик: Как хорошо, что вы пришли к нам в лес погулять и поиграть. Осенью в лесу холодно, и чтоб согреться, предлагаю поиграть. Хотите со мной поиграть?
Ответы детей: да.
Дидактическая игра “Кто листочек потерял?”
Сложить березовые листья – под березой, а кленовые – под кленом.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Но нам пора возвращаться в садик. Ежик, пойдем теперь к нам в гости.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Мы с вами побывали в лесу, поиграли с листьями, а теперь предлагаю нарисовать ветку с листьями. Посадим ежика, пусть посмотрит, как ребята будут рисовать. Перед вами лист бумаги, на котором нарисована ветка, но без листьев. Давайте нарисуем на ветке листья.
Воспитатель демонстрирует свою готовую работу, затем объясняет детям, что нужно сделать, чтоб у детей получилось с ней справится.
Демонстрация воспитателя:
Воспитатель: Берем лист и кладем его на клеенку. Намочила в воде кисточку, затем опустила ее ворсинки в желтую краску и закрасила всю поверхность листа. Положив кисточку, аккуратно берем лист, переворачиваем и прикладываем к веточке. Салфеткой прижимаем лист к бумаге, а затем аккуратно его убираем. Лист оставил свой отпечаток на бумаге. А теперь, ребята, вы возьмите лист, положите его на клеенку…
По завершении работы.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к столу, и рассмотрим наши веточки. Какие разноцветные листья на них висят. Какого цвета листья? А почему они желтого и красного? А где мы с вами сегодня побывали? А какие деревья росли в лесу? А кого мы встретили в лесу? Какие вы молодцы. А еще пойдем в лес гулять? Но это уже в следующий раз.
Воспитатель: Ребята, ежику у нас понравилось, но ему пора возвращаться домой. Давайте отнесем его обратно в лес.
Воспитатель посадил ежика под елку и достает угощение для ребят.
Воспитатель: Ежик угостил нас фруктами. А какими фруктами, вы должны угадать.
Дидактическая игра “Узнай по вкусу фрукт”
В тарелке у воспитателя яблоки и груши. Она угощает детей, у которых закрыты глаза. Дети угадывают название фрукта, который скушали.