Цель: закрепить знания о зимнем явлении — снежинке.
Задачи:
- сформировать представление о происхождении снежинок.
- развивать представления детей о качествах и свойствах воды. Закрепить полученные ранее знания.
- развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание
- развивать радостные чувства от созерцания прекрасного.
- обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия.
- воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске при воплощении замыслов.
- воспитывать любовь к природе, интерес к зимним явлениям природы.
- развивать умение видеть красоту окружающего мира.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, музыкальный центр, диск, набор пластилина, стека, влажные салфетки для рук, - аудиозапись “Песенка о снежинке” (Е. Крылатов, Л. Дербенев).
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, физическая культура.
Место проведения: музыкальный зал.
Предварительная работа: проведение опытов с водой и льдом, рассматривание снежинок на улице, чтение стихотворения К. Бальмонта “Снежинка”, чтение сказки “Красавица снежинка”
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас необычное занятие, к нам что - то прилетело?
Загадка:
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.
(Cнежинка)
(Cлайд 1)
Педагог: Правильно, ребята, это снежинка. Ей грустно одной, она ищет себе друзей. А в какое время года мы можем увидеть снежинки? (Зимой)
Педагог: а почему именно зимой? (Зимой холодно, мороз)
Педагог: Ребята, а какие снежинки бывают по размеру? (Маленькие)
Педагог: По цвету? (Белые)
Педагог: А по форме? (Разные)
Педагог: Правильно все снежинки разные, но мы всегда должны помнить о том, что они имеют шестиконечную форму, т.е. 6 лучиков. (Слайд)
Педагог: Ребята, а как падают снежинки? (Мягко, легко, плавно, тихо).
Педагог: А когда снежинка падает к вам на ладошку, что с ней происходит? (Она тает, превращается в воду)
Педагог: Да, правильно, она тает и превращается в маленькую капельку воды
Педагог: Ребята, скажите, а вода может летать, литься и быть твердой? (Да)
Педагог: А когда мы можем наблюдать такое? (Вода в жидком состоянии - льется, в газообразном состоянии - пар - летает. И в твердом состоянии это лед)
Педагог: Мы с вами уже знаем , что вода имеет свойство испаряться, исчезать с поверхности. Помните наш опыт с тремя стаканчиками с одинаковым количеством воды? Один мы закрывали крышкой, второй ставили на солнечный подоконник, а третий стаканчик - в прохладное место. Через неделю мы увидили, что в закрытом стаканчике воды осталось практически столько же, но на крышке появились капельки воды. В том, который стоял на солнечном подоконнике воды почти не осталось, а в стаканчике, который стоял в прохладном месте вода тоже испарилась, но не так много как в предыдущем. Вывод - вода испаряется даже в прохладную погоду.
Педагог: Ребята, а как появляются снежинки? (Из тучки падают, когда снег идет и т.д.)
Педагог: Давайте изобразим как летают и "танцуют" снежинки.
Физкультминутка “С неба падают снежинки”
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают
хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся.)
Педагог: А хотите я открою вам секрет появления снежинок?
Показ мультимедийной презентации "Снежинки такие знакомые и такие разные".
Иногда зимой, в безветренную погоду мы можем наблюдать как красиво кружась на землю опускаются снежинки. (Слайд)
Они такие знакомые нам, но всегда такие разные и необычные. (Слайд)
Вода, испаряясь с поверхности земли поднимается парами в небо. Так образуются водяные пары, из которых образуются облака. Раньше люди думали, что снежинки появляются из дождинок, пока дождинки летят вниз, на землю они превращаются в снежинки. Но это не так. Совсем недавно ученые сделали вывод о том, что снежинки образуются из водяных паров, которые в туче превращаются в маленькие кристаллы. Затем кристалл начинает расти. У него появляются лучики. (Слайд появления снежинок)
И кристаллы всегда не похожи друг на друга. Следовательно и снежинки все получаются разные, каждая отличается своим узором, размером, красотой . Посмотрите. (Слайд)
Педагог: Узоры на окнах образуются тоже из водяных паров. В стекле имеются маленькие трещинки, царапины. Днем вода осядает на них, а вечером, после того как солнце скроется за горизонт и станет холодно, водяные пары превращаются в кристаллы. Они очень маленькие. И к утру все окна расписаны невиданными сказочными узорами. (Слайд). Вот какие разные узоры мы можем увидеть и каждый из них не похож на другой. (Слайд)
Педагог: А вы заметили, что одни снежинки более круглые, а другие как маленькие колючки? Ученые пришли к выводу, что вода может запоминать информацию. И если человек думает и говорит хорошие слова, то и снежинки будут более круглые. А если слова и поступки злые, обидные - то и снежинки появляются более колючие. (Слайд)
Педагог: Сложно разглядеть маленькую снежинку, но есть такой прибор, который называется лупа, с помощью которого можно увидеть, что снежинка состоит из очень большого количества маленьких кристаллов замерзшей воды. (Слайд) Давайте еще полюбуемся снежинками. (Слайды)
Практическая деятельность
Педагог: Как много мы сегодня узнали о таких разных и таких знакомых нам снежинках. Сейчас я предлагаю вам слепить из пластилина подружек для нашей снежинки. Так как снежинки белые, нам понадобиться пластилин белого цвета. А поместим мы их на серебрянные диски. Ребята, не забывайте, что у снежинки 6 лучиков. Разделим стекой кусочек на 6 равных частей, катаем из них колбаски и прикладываем к основе вертикально. Следим за тем, чтобы расстояние между ними было одинаковое. Приплющиваем. Украшаем лучи снежинки разными узорами, постарайтесь чтобы узоры на каждом луче были одинаковые.
Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись “Песенки о снежинке” (Е. Крылатов, Л. Дербенев)
Педагог: Молодцы ребята, посмотрите какие красивые и разные у вас получились снежинки, мы с вами тоже очень разные как и эти снежинки и очень дружные! Давайте украсим снежинками нашу ёлку.
Итог.
Педагог: Ребята давайте вспомним кто прилетал к нам сегодня? (Снежинка)
Какие они по форме? (Разные)
По цвету? (Белые)
По размеру? (Маленькие)
А из чего состоят снежинки? (Из кристаллов)
Сколько у снежинки лучиков? (6 лучиков)