Занятие по теме "Весна"

Разделы: Логопедия


Познание.

  • Уточнить и расширить словарь по теме “Весна”.
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
  • Развивать фонематические представления (закрепление представлений о гласных, согласных твердых и мягких звуках; выделение начальных звуков в словах).
  • Совершенствовать умение делить слова на слоги.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Социализация.

  • Поддерживать интерес к познавательной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Коммуникация.

  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением весенних признаков, предметные картинки, веточки дерева из картона, магниты, доска магнитная, фишки из картона красного, синего, зеленого цветов, мяч, магнитофон, схемы оригами.

Ход занятия

Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (Ответы детей)

- Правильно, это весна.

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о весне. Вспомните народные весенние приметы. (Длинные сосульки - к долгой весне. Апрель с водой - май с травой. Май холодный - год хлеборобный. И т.д.)

Составление предложений о весне по картинкам.

- Посмотрите, что нам передала “весна”? Это весенние веточки.

- Что появилось на ветках? (Почки).

На столе перед детьми лежат картинки с изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их.

- На веточки повесьте, только те картинки, которые подходят к весенним признакам. Каждое предложение должно начинаться со слова “весной” (например, “Весной солнце светит ярко”; “Весной появляются первые цветы”; “Весной с юга прилетают птицы” и т.д.). Дети выбирают картинку, подходят к доске и с помощью магнитов прикрепляют ее на веточку.

- Посмотрите, какие замечательные, весенние веточки у нас получились.

Игра “Раздели слово на слоги”.

- Ребята, мы с вами придумали предложения о природных явлениях весной. А из чего состоят предложения? (Ответы детей). А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

- Слоги.

- И сейчас мы с вами поиграем в игру:

Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить
И на части разделить.

Я буду называть слово каждому, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем.

Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.

Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.

Звучит музыка для релаксации.

Есть у нас игра такая,
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление – приятно.

- Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы делаете выдох. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох…

Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими… (Дети открывают глаза и выполняют движения).

Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся. Опустите руки, сядьте. Молодцы!

Игра “Назови первый звук”.

На столах перед детьми разложены картинки, фишки красного, синего, зеленого цветов. Дети выбирают себе картинку и называют первый звук, также определяют, какой он: гласный, согласный твердый или согласный мягкий.

Физминутка.

Вот выходим мы на луг.
(Шагают на месте).

Я твой друг и ты мой друг!
(Руки вытягивают вперед и показывают на себя).

К солнцу дружно потянулись.
(Руки тянут с “Солнышку”).

Обнялись и улыбнулись.
(Обнимают друг друга и улыбаются).

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч и называет слово, ребенок ловит мяч и повторяет это же слово, но перед ним вставляет нужную форму слова “весенний”.

Например, день – весенний день, погода – весенняя погода и т.д.

Слова: настроение, небо, месяцы, трава, гроза, проталины, цветы, облако, солнце и т.п.

Игра “Назови ласково”.

Педагог показывает предметные картинки, а дети называют этот предмет или явление ласково. Например, ручей. Ребенок говорит: “Ручеек” и т.д.

Оригами “Птица”.

На доске висят схемы, как последовательно и правильно складывать бумагу. Логопед предлагает детям выполнить из бумаги “птиц”.

Итог.

- А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

- Говорили о приметах весны.

- Делили слова на слоги.

Играли “Назови первый звук”.

Играли в игру “Назови ласково”.

Складывали оригами - “птиц”.