Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
знать особенности ЭГП, административное устройство Краснодарского края, раскрыть причинно-следственные связи между природными особенностями и развитием хозяйства края,
уметь давать характеристику ЭГП и геополитическому положению в крае, пользоваться учебными картами и статистическими материалами; выявить роль населения Краснодарского края в формировании демографической и этнокультурной ситуации в России; численность, естественное движение, состав населения, миграции, особенности расселения, городское и сельское население.
Модуль 1. Экономико-географическое положение края.
Модуль 2. Население
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 | Экономико-географическое и
геополитическое положение края. Цель: изучить особенности экономико-географического положения Краснодарского края, выявить причинно- следственные связи между природными ресурсами и развитием хозяйства региона. Ход работы 1. Рассказ учителя по об особенностях экономико- географического и геополитического положения края. 2. Фрагмент видеофильма “Краснодарский край” Ответьте на вопросы: а) Что называют экономико-географическим положением? б) Дайте определение геополитического положения. в) Используя текст учебника, отметьте особенности экономико-географического положения края. I) Как изменилось геополитическое положение края в конце XX века. 3. Выполните задания № 1, 2 в рабочей тетради Краснодарского края, стр.29. Контроль: взаимоконтроль. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа. 4. Выполните задания. 1) Назовите и выпишите в тетрадь факторы экономического развития края. 2) Что обусловило создание в стране крупнейшего рекреационного комплекса на территории края? 4. Прочитайте текст учебного пособия “Моя малая Родина Белоглинский район” История. Природа. Население. Хозяйство. Стр. 35-36 Ответьте на вопросы: а) Когда был образован Белоглинский район? б) Развитию каких отраслей хозяйства способствуют природные условия Белоглинского района? |
Внимательно прочитайте цели урока Работа в рабочих тетрадях Краснодарского края Максимальная оценка 3 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 | Административное устройство. Цель: изучить административное устройство территории нашего края. Ход работы I. Прочитайте текст учебника географии Краснодарского края стр. 71-72. Ответьте на вопросы устно. 1. Сколько районов входит в состав Краснодарского края. 2. Назовите города краевого и районною подчинения и покажите на карте. 3. Сколько включает территория края посёлков городского типа, сельских административных округов, сельских населённых пунктов? 4. Назовите четыре сельских территориальных образований Белоглинского района. Контроль: устные ответы. |
Работа с учебником. Максимальная оценка 2 балла. |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 | Выходной контроль: Цель: проверьте, как вы усвоили материал. Задание на контурной карте. Практическая работа 1. На контурной карте 1 стр. 30 рабочей тетради “География Краснодарского края” нанесите границы Краснодарского края и пограничные территории: название и границы Белоглинского района, в котором вы живёте; названия и границы административных районов, граничащих с Белоглинским районом; подпишите станицу Успенскую; подпишите города районного значения, основные города краевого подчинения. 2. Выберите правильный ответ: Краснодарский край входит в следующий Федеральный округ: а) Центральный. б) Приволжский. в) Южный. г) Северо-Кавказский 3. Что способствует из природных особенностей развитию хозяйства Краснодарского края. 4. Какой статус в конце XX века приобрёл Краснодарский край? Контроль: работу проверяет учитель. |
Работа с контурной картой Краснодарского края Работа в тетрадях Максимальная оценка 5 баллов. |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 | Модуль 2. Население. Цель: выявить роль населения Краснодарского края в формировании демографической и этнокультурной ситуации в России; изучить численность, естественное движение, состав населения, миграции, особенности расселения, городское и сельское население, учиться работать со статистическими материалами, картами. Ход работы Демографическая ситуация в крае. Численность населения I. Просмотр фрагмента видеофильма “География Краснодарского края” Природа. Население. Хозяйство о населении. II. Прочитайте текст учебника географии Краснодарского края стр. 72-73. Проанализируйте таблицу № 4 на стр. 71. Работая в парах ответьте на вопросы. Устно: 1. Назовите племена и народы, осваивающие данную территорию края. 2. В каком веке и где существовало древнерусское Тмутараканское княжество? 3. В каком веке пришли на Кубань казаки-некрасовцы? а) 1708 г.; б) 1725 г.; в) 1730. 4. Когда Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. 5. В каком году и где сооружен памятник в честь столетия со дня высадки первых отрядов запорожских казаков, посланных для охраны южных границ России? 6. Кому принадлежат слова о людях Кубани: Богат наш край садами и хлебами. Цемент и нефть он Родине дает… Но самый ценный капитал Кубани – Простой и скромный труженик – народ. 7. Проанализировав данные таблицы 4 стр. 70 учебника, сделайте вывод о площади и населении края в сравнении с другими субъектами РФ. 8. В каком году казаки – черноморцы основали “войсковой град” Екатеринодар? 7. Охарактеризуйте современную демографическую ситуацию в крае. III. Прочитайте текст учебного пособия “Моя малая Родина Белоглинский район” История. Природа. Население. Хозяйство. стр. 59-60. IV. Работа в рабочей тетради “География Краснодарского края” стр. 34. Задание 1. Сравните основные демографические показатели, характерные для России, Краснодарского края, Белоглинского района.
Вывод: Контроль: осуществляет консультант. |
Устно: правильный ответ 1 балл. Работа в парах Максимальная оценка 5 баллов. |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 | Национальный состав населения. Миграции населения. Входной контроль. 1. Прослушайте сообщения опережающего задания уч-ся по национальному вопросу. 2. Прочитайте текст учебника географии Краснодарского края стр. 73-75. 3. Ответьте на следующие вопросы устно: а) Сколько национальностей проживает в крае? б) Изучив численность населения, отдельных национальностей, проживающих на территории Краснодарского края по таблице 5 стр. 73, сделайте вывод: какие национальности по численности за русскими имеют наибольшую численность? в) Где проживает на территории края больше всего армян? г) Назовите самый многонациональный район в крае? д) Что такое миграции? е) Как изменились культура и быт в станице в последнее десятилетие? ж) Из каких районов России и стран ближнего зарубежья пребывали в наш край, район, станицу Успенскую беженцы и вынужденные переселенцы? з) Что явилось причиной их переселения? и) Какие в связи с этим возникают проблемы в крае? й) В каком году естественный прирост населения в крае был нулевым? а) 1985 г.; б) 1990 г.; в) 2001 г. к) Какие факторы отрицательно сказываются на воспроизводстве населения? л) В каком году Республика Адыгея вышла из состава Краснодарского края? а) 1990 г.; б) 1991 г.; в) 1995 г. м) Назовите ученых – селекционеров Краснодарского края, известным многим странам мира. н) Какова численность населения Белоглинского района? Какова численность вашего населенного пункта? о) В каком году был принят Закон Краснодарского края № 1539 – КЗ “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае?”: 1) 2007 г.; 2) 2008 г.; 3) 2009 г. п) Дайте характеристику внутренних миграционных потоков в крае. Контроль: взаимопроверка. 4. Заполните таблицу по образцу “Национальный состав населения Краснодарского края”.
5. Работа в рабочей тетради по географии Краснодарского края. Задание 10а стр.38. Контроль: работу проверяет учитель. |
Устный правильный ответ 1 балл Работа в рабочих тетрадях Краснодарского края. Максимальна оценка 5 баллов. |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 | Задание на дом §15, 16 по учебнику
географии Краснодарского края. Работа в рабочих
тетрадях Краснодарского края: задание 10а
закончить и 10б - выполнить. Творческое задание по желанию: подготовить презентацию по населению своего района, составить карточки, кроссворд по модулям: “Экономико-географическое положение края”. “Население”. |
Резюме: Вернитесь к началу модулей, прочитайте, какие перед вами стояли цели. Определите, весь ли материал вы усвоили. Оцените себя. Посчитайте, какое количество баллов вы набрали.
Модуль I.
УЭ | УЭ-1 | УЭ-2 | |
Количество баллов |
Модуль II.
УЭ | УЭ-1 | УЭ-2 | |
Количество баллов |
Если вы набрали:
18–20 баллов – оценка “5”,
15–17 баллов – оценка “4”,
10–14 баллов – оценка “3”.
Список используемой литературы
1 .География Краснодарского края . Природа. Экономика. 8-9. Авторы: И.А.Терская, А.В.Терский, Д.А.Терский, ОИПЦ “Перспективы образования”. Краснодар, 2011 г.
2. Моя малая Родина Белоглинский район. История. Природа. Население. Хозяйство. Авторы: Н.А.Звягина, Пахомова Н.Н., Ходыко Е.В. г.Тихорецк, 2009 г.
3. Экономическая география Краснодарского края. Под редакцией профессора В.И.Чистякова. 2000 год.
4. Люби и знай Кубанский край. И.П.Лотышев. 2007 г. Майкоп.
5. География Краснодарского края И.П.Лотышев. 1999 год.