Цель урока: Познакомить учащихся с одним из важнейших основных природных источников углеводородов - нефтью. Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.
Задачи:
Образовательные:
- изучить состав и свойства нефти;
- дать представление о способах ее переработки;
- обеспечить восприятие и осмысление понятий: ректификация, крекинг, риформинг углеводородов;
- показать значение важнейших нефтепродуктов для современного человека и для экономики страны в целом.
Развивающие:
- формировать умение работать самостоятельно с источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию;
- обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде;
- развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение.
Воспитательные:
- воспитывать чувство “локтя”, ответственности, взаимопомощи и взаимоподдержки;
- поддерживать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: нефть, пробирки, вода, палочки, коллекция «Нефть и нефтепродукты», информационный текст «Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты», презентация, мультимедийное оборудование. Карта России.
Формы организации работы детей: групповые и парные
Формы организации работы учителя:
- координирует работу коллектива:
- задает вопросы,
- направляет ход беседы;
- на заключительном этапе проводит рефлексию.
Технологические особенности:
- Технические условия: химический кабинет с мультимедийным оборудованием.
- Используемое оборудование: карта, компьютер, мультимедийный проектор.
- Используемые ресурсы: презентация на Power Point.
Методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов на данном уроке:
- обучающее;
- демонстрационное;
- контролирующее.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
1 этап Организационный Слайд 1
Слайд 2 |
Приветствие учащихся и гостей. Вводное слово учителя: Послушайте загадку-стихотворение:
Ребята, о чем идет речь в загадке? Да, конечно, это нефть. Тема урока: «Нефть, ее состав и переработка». Запишите в тетрадях тему урока и число – 16.12.2013 |
Ученики сидят в группах по 4 человека (3 группы) Приветствие учителя и гостей
Ответ: Наверное, это нефть.
Учащиеся записывают тему урока и число в рабочих тетрадях. |
|||
2 этап Этап подготовки к активному и сознательному восприятию нового материала
Слайд 3 |
Учитель: Каких органических веществ мы изучили? Какие углеводороды встречаются в природе? Где встречаются в природе углеводороды? Правильно. Поэтому, мы, сегодня, продолжаем изучать природных источников углеводородов. Какие источники углеводородов были изучены? Следующий источник – нефть. Обратите внимание на высказывание Д.И.Менделеева «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями». Почему он так сказал? Изучив тему, ответите - почему это выражение стало крылатым? Почему оно актуально и сейчас? Нефть является наиболее титулованным видом природных полезных ископаемых. Ее величают «черным золотом», «королевой энергетики». Что же это такое нефть? |
Ответ: мы изучили углеводородов. В природе встречаются алканы, циклоалканы и арены. Углеводороды входят в состав природного газа, попутных нефтяных газов, нефти и каменного угля.
Изучили природного газа и нефтяных попутных газов.
|
|||
3 этап Этап усвоения новых знаний
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
Изучите свойства и состав нефти. Ознакомьтесь с информацией о свойствах и составе нефти. (4 минуты) Обучающая структура «РЕЛЛИ РОБИН» (работа в парах) Ответьте на вопросы: 1. Какие физические свойства имеет нефть? Опрос: Что рассказал партнер по лицу ученику №3 со стола №1, и т.д. (опрос нескольких участников) Кто еще хочет поделиться информацией?
2. Каков состав нефти? Нефть – это индивидуальное вещество или смесь? Основные компоненты нефти. Опрос: Что рассказал партнер по плечу ученику №4 со стола №2? и т.д. У кого еще остались интересные мнения?
Демонстрация слайда 6 о составе нефти Учитель: Состав нефти различных месторождений отличается. Нефть Татарстана и Грозненская нефть богата на алканы. Нефть Азербайджана богата на арены и нафтены. Нефть Урала - на арены.
Обучающая структура «КОНЭРС» (углы-3 угла) Предлагаются названия месторождений нефти (на столах учеников). Ученики должны найти месторождение по карте, записать район в тетради. В России самые крупные районы или бассейны залегания нефти:
Обучающая структура «ТАЙМД ПЭА ШЭА» (обсуди в парах) Учитель: Встаньте в свой угол, найдите себе ближайшую пару дайте «пять» и расскажите о своем выборе. Начинает тот, кто выше ростом. (15 сек. каждому) Опрос участников. Аида, почему ты выбрала Западно-Сибирский бассейн? Алина, ты почему выбрала Волго-Уральский бассейн? Булат, почему Северный Кавказ? Учитель: А теперь, найдите себе партнера из другой группы, другого угла, дайте ему «пять», и расскажите о своем выборе. Начинает тот, у кого на одежде больше ярких тонов цвета. (15 сек. каждому) Опрос участников, о том что сказал их партнер. А сейчас пары встаньте в пары. (учитель раздает карточки с номерами столов) Учитель: В каком виде применяется нефть? Переработка нефти. «ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН» (подумай – запиши – обсуди в команде) Ознакомившись с необходимой информацией, подумайте и запишите ответы на вопросы. После этого обсудите ответы на вопросы в команде. Демонстрация слайдов 8-12
Обсудите в команде ваши ответы, начиная с участника №1. Для этого вам дается 2 минуты. Опрос. А сейчас, давайте узнаем ваши ответы, результаты работ. Стол №1 участник №3, Стол №2 участник №4, и т.д. |
На столах имеется необходимое оборудование и реактивы для изучения физических свойств нефти. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Пакет информации о свойствах и составе нефти. Обучающая структура «РЕЛЛИ РОБИН» Первый вопрос обсуждают партнеры по лицу. Сначала партнеры приветствуют друг друга. Далее происходит обсуждение вопроса в виде коротких ответов по очереди. Начинает партнер А (время обсуждения 1 минута).
Говорят мнение своих партнеров. Предполагаемые ответы на вопрос Что такое нефть? Нефть – горючая маслянистая жидкость обычно темного цвета, иногда почти чёрного, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет, и даже бесцветная, с резким своеобразным запахом, немного легче воды (плотность 0,73-0,97 г/см3), в воде нерастворима. Второй вопрос обсуждают с партнерами по плечу. Сначала партнеры приветствуют друг друга. Далее происходит обсуждение вопросов в виде коротких ответов по очереди. Начинает пратнер Б (время обсуждения 1 минута).
Говорят мнения своих партнеров, или же свои мнения. Предполагаемые ответы на вопрос (слайд 6). Состав нефти Нефть – это смесь, жидкая смесь очень сложного состава, включающая в себя около 1000 различных веществ, большая часть которых – углеводороды (90%)и органические соединения, содержащие кислород, серу, азот и другие элементы. Остальные компоненты нефти включают воду, соли и механические примеси (глину, песок и т.д.) Обычно нефть содержит три вида углеводородов –
Большая роль в изучении состава нефти различных месторождений принадлежит российским химикам Д.И. Менделееву, В.В. Марковникову, Н.Д. Зелинскому и др. Обучающая структура «КОНЭРС» (углы) В 3х углах класса указаны бассейны залегания нефти, ученики выбирают тот угол, где расположено это месторождение.
Обучающая структура «ТАЙМД ПЭА ШЭА» Ученики встают в свой угол, находят себе ближайшую пару из своего угла и отвечают на вопрос: почему вы выбрали этот угол (бассейн) по карте? Каждому дается по 15 секунд времени.
Находят пару не из своего угла и отвечают на вопрос, почему он выбрал тот или иной угол (15с).
Образуют новую группу из 4-х участников. После этого рассаживаются за столы.
«ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН» (подумай – запиши – обсуди в команде) Изучают информацию о переработке нефти, рассматривают коллекцию. Записывают ответы на вопросы (2-3 минуты):
Обсуждение в команде (2 минуты). Каждый читает свой ответ, а остальные могут добавить ответы.
|
|||
4 этап Этап закрепления знаний Слайд 14
|
Предлагаются утверждения, вы должны определить, верны они или нет. Если утверждения верны, ставите знак +, если нет знак -. Слайд 14
|
Учащиеся читают утверждения по слайду 14 и отвечают:
Ответ: ++-++- |
|||
5 этап Этап рефлексии Слайд 15
Слайд 16
Слайд17 Домашнее задание |
А теперь проделаем структуру Билетик на выход. Для этого вам необходимо заполнить билетик, ответив на следующие вопросы:
Возьмите лист бумаги, подпишите его и ответьте на 3 вопроса. Обратите внимание, отвечая на 1-й вопрос, укажите 3 важных момента, на 2-й – 2, на 3-й – 1. Записали? Молодцы. Спасибо. Следующий урок я начну с ответов на ваши вопросы. Участники №2 соберите листочки с вопросами. Объясните крылатое выражение Д.И. Менделеева: «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями»
Прочитать параграф 17 изучить и дать сравнительную характеристику термическому и каталитическому крекингу (таблица 6). |
Уч-ся письменно отвечают на вопросы
Учащиеся высказывают свое мнение. Нефть – очень ценное химическое сырье. Жалко ее сжигать. Необходимо найти другие альтернативные виды топлива. Из нефти можно получить необходимых для человека веществ. Другого такого «черного золота» нет. Запасы нефти не безграничны. Что оставим потомкам? И другие. Записывают домашнее задание. |