Цели урока:
- Образовательная цель: сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению графических задач по физике.
- Развивающая цель: развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; развитие исследовательских способностей; умений применять теоретические знания на практике; развитие памяти, внимания, наблюдательности.
- Воспитательная цель: воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей; воспитание взаимопомощи и объективной оценки знаний; стимулировать учащихся к самовыражению, создавая ситуацию успеха для каждого.
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по данной теме.
Оборудование:
- компьютер, доска, мультимедийный проектор;
- тетради;
- листы для самоконтроля;
- карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. Класс делится на три группы по 6 человек. Итоги работы групп подводятся на доске.
Сообщается тема и цели урока.
На слайде эпиграфы к уроку:
С физикой – в жизнь, суть с математикой.”
Лемберг А.“Вряд ли следует объяснять, что одна из важнейших задач математики – помощь другим наукам.”
Морделл Л.
II. Вызов интереса (домашняя работа)
Задача. Чебурашка уезжал в отпуск. В момент, когда тронулся поезд, Гена вспомнил, что забыл передать другу корзинку с печеньем, и начал бежать по ходу поезда со скоростью 3,5 м/с. Принимая движение поезда равноускоренным, определить скорость поезда в тот момент, когда Гена поравнялся с вагоном Чебурашки.
Какие два основных способа существуют и в математике и в физике при решении задач на движение? (графический и аналитический)
Решение: Решим графическим способом. Ученик показывает решение задачи на доске.
Ш. Блиц-опрос (повторение теоретического материала)
Организация устной фронтальной работы с классом по повторению свойств линейной и квадратичной функции, видов механического движения. Каждой команде предлагается вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Учитель математики: Ответьте на вопросы.
Задана функция x = 5 – 10t
- Как называется эта функция?
- Что является графиком этой функции?
- Чему равен угловой коэффициент функции?
- Каков смысл знака углового коэффициента k?
- Запишите на доске формулу линейной функции.
- Какой это вид движения?
- Каков физический смысл чисел в уравнении?
- Запишите на доске уравнение равномерного движения в общем виде.
- Запишите на доске уравнение зависимости скорости от времени.
Задана функция y = 2-6x+4x2
- Как называется данная функция?
- Что является графиком этой функции?
- Запишите на доске формулу квадратичной функции.
- Что показывает число 4?
- Какой это вид движения?
- Физический смысл чисел в уравнении?
- Запишите на доске закон равноускоренного движения в общем виде.
Учитель математики: И прежде чем перейти непосредственно к решению задач попытаемся сделать некоторые выводы, заполнив соответствующую таблицу, показывающую связь изучаемых понятий.
Ученики заполняют таблицу на доске и в тетради (вписывают недостающие формулы).
Делают вывод: без математического аппарата невозможно решения физических задач.
Учитель физики: Слайд на экране. Найдем соответствие физических и математических величин.
Учитель математики:
- Графики каких функциональных зависимостей нарисованы красным цветом? (Зависимость координаты от времени)
- Графики каких функциональных зависимостей нарисованы розовым цветом? (Зависимость ускорения от времени)
- Графики каких функциональных зависимостей нарисованы голубым цветом? (Зависимость скорости от времени)
IV. Физическая модель (Открытая физика; версия 2.5; ООО «Физикон», 2002)
Учитель физики на модели показывает равнопеременное движение.
V. Физкультминутка.
VI. Решение задач (работа в группах).
1.Задание. Точка движется прямолинейно по закону x = 2 - 3t + 0,5t2. Дать характеристику движения и построить графики функций x(t), v(t), а(t).
Ученики работают в тетрадях. Первая группа на доске строит график функции x(t), вторая группа- v(t),третья группа- a(t).
Решение:
Учитель физики:
2. Задание. Исследуйте график и дайте ответы на вопросы.Придумайте свои вопросы.
Каждая команда озвучивает свой ответ.
1. |
|
2. |
|
VII. Самостоятельная работа.
Работа выполняется по вариантам. Проверка осуществляется с помощью экрана. Самооценка.
Используя графики, заполните таблицу.
Что показывает точка пересечения графиков 1?
VIII. Подведение итогов урока.
По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляют оценки в листы самоконтроля, в конце урока – итоговую оценку. Выигравшая команда получает дополнительный балл в итоговую оценку.
Учитель математики: Сегодня вы повторили основные свойства линейной и квадратичной функции, которые применяются при решении задач не только в математике, но и в физике. Мы с учителем физики хотели вам показать, что школьные предметы существуют не изолированно, а в тесной связи между собой.
Учитель физики: Уроки физики и математики позволяют показать учащимся неразрывную связь этих двух наук, продемонстрировать, что рассмотрение даже самых элементарных физических вопросов требует знаний математики. Чем сложнее изучаемое явление с точки зрения физики, тем более сложный математический аппарат требуется. Вывод: математика – основа физики.
На экране “Математические методы становятся не только методами, которые используются в механике, физике, но и общими методами для всей науки в целом”.
Учитель математики: И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.
IX. Домашнее задание.
Точка движется прямолинейно по закону x = 4 +3t – 5t². Дать характеристику движения и построить графики функций x(t), v(t), а(t).