Тип урока: комбинированный.
Вид урока: мастер-класс.
Цель: формировать умения совершенствовать своё мастерство при изготовлении цветов для картины.
Задачи:
- Образовательная: учить детей выполнять работу в «мастерских» по изготовлению картины в технике канзаши.
- Развивающая: развивать мелкую моторику при работе с тканью, проволокой и иглой. Развивать речь обучающихся, воспитанников. Развивать в детях художественный вкус и творчество.
- Воспитывающая: воспитывать любовь к природе родного края, воспитывать эстетические чувства.
Методы и приемы обучения: метод проектов, диалог - интерактивные методы, объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, пример, практический (выполнение практического задания), поощрение.
Средства обучения:
Креп-сатин (шёлковая ткань), батик акрил (краски по ткани), соль, проволока, вата, золотая краска, рамка, органза (прозрачная синтетическая ткань), полимерный клей, ножницы, свечи, спички, атласные ленты (шёлковые ленты), цветные карандаши, точилка для карандашей, клеевой пистолет. Технологическая карта «Работа мастерских», презентация «Мастер-класс», мультимедийная аппаратура.
Основные понятия и термины:
Креп-сатин (шёлковая ткань) , батик акрил (краски по ткани) органза (прозрачная синтетическая ткань), атласные ленты (шёлковые ленты).
План урока:
I. Организационный момент.
II. Основной этап.
- Введение в тему. Сообщение темы урока.
- Повторение пройденного материала.
- Объяснение нового материала.
- Актуализация новых знаний.
- Практическая работа.
III. Подведение итогов.
- Выставка картины «Яблоневый цвет».
- Самоанализ деятельности учащихся.
- Беседа по вопросам.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Представьте, что вы находитесь в художественной мастерской, а вы – будущие мастера, которые учатся у настоящих мастеров – преподавателей. (Слайд 1)
II. Основной этап
1. Введение в тему.
– Ребята, сядьте прямо и будьте внимательны. Ведь сегодня необычный урок – мастер класс. Мы, педагоги будем вам передавать секреты мастерства, а вы старайтесь перенять их, чтобы ощутить себя настоящими мастерами. (Слайд 2)
Вы увидите сейчас
Настоящий мастер-класс.
Сделаем мы для души
Все цветы из канзаши.
- Канзаши - украшения для волос с искусственными цветами, сделанными из шёлка, используемые в китайских и японских прическах. (Слайд 3)
- В апреле украшения составляют светло-розовые цветы вишни (сакура), бабочки и фонарики, приближающие лето. «Любование цветущей сакурой» - главное культурное событие в Японии.
Сообщение темы урока. (Слайд 4)
В нашей стране мы тоже всегда с нетерпением ждём весеннего цветения ( показать настоящую цветущую веточку). В России особенно хороши яблони в цвету. Но дерево цветёт только одну неделю и чтобы продлить любование этой красотой, мы решили сделать картину с изображением ветки яблони, а цветы сделать в технике канзаши. Мы учимся у природы создавать красоту.
Итак, тема мастер-класса : «Яблоневый цвет в стиле канзаши».
2. Повторение пройденного материала.
Вопрос педагога:
- Ребята, что вы делали в технике канзаши ?
Предполагаемые ответы детей.
- Картину «Полевые цветы», украшения из шелковых лент.
(Приложение1)
Педагог:
- Техника канзаши интересна, только нужно не повторять ошибок, которые были допущены на прошлом уроке (предупреждение ошибок). Нужно выполнять работу осторожно и аккуратно.
3. Объяснение нового материала.
Педагог:
- Прежде чем приступить к практической деятельности, скажите, что нам необходимо сделать? (Слайд 5)
(Ответы детей) – Картину «Яблоневый цвет».
2) Для чего? Какое назначение картины?
- Для украшения интерьера нашей школы.
3) Какую предшествующую работу вы провели?
- Изучили литературу, просмотрели фотографии, набросали эскиз. (Слайд 6)
4) Какой понадобится материал и оборудование? (Слайд 7,8)
- Креп-сатин (шёлковая ткань) ,батик акрил (краски по ткани), соль, проволока, вата, золотая краска, рамка, органза (прозрачная синтетическая ткань), полимерный клей, ножницы, свечи, спички, атласные ленты (шёлковые ленты), цветные карандаши, точилка для карандашей, клеевой пистолет.
5) Вспомните правила техники безопасности. (Слайд 9)
- Осторожно работай с острыми предметами: иглой, ножницами и точилкой для карандашей.
- Осторожно работай со спичками и огнём.
- Не дыши на пламя.
- Не наклоняйся над огнём.
- Осторожно работай с клеевым пистолетом и клеем в хорошо проветриваемом помещении.
- После работы наведи порядок на своём столе.
- Актуализация новых знаний.
- Мастер-класс даёт возможность узнать новые секреты техники канзаши. Это волнующий момент. Но вы справитесь. Для этого нужно быть очень внимательными и выполнять в точности все указания преподавателя. Старайтесь и у вас всё получится!
- Вся работа распределена по мастерским. (Слайд 10)
На технологической карте каждой мастерскойпоказано, в какой последовательности нужно выполнять работу.
5. Практическая работа.
Прежде, чем приступить к работе, нужно не забывать правила техники безопасности.
Преподаватели показывают новые способы технологии канзаши, а так же секреты мастерства каждой мастерской. При необходимости они помогают обучающимся, воспитанникам осваивать новые приемы работы с шелковыми лентами.
Контролирование учителем практической работы учащихся:
- Правильность выполнения технологии канзаши.
- Индивидуальная работа с учащимися, испытывающими затруднения.
- Контроль качества выполненной работы, исправление ошибок.
Работа мастерских:
- «Батик» (роспись по ткани) (Слайд 11)
- Фон картины выполняется в технике: батик. Сначала на рамку натягивается ткань (креп-сатин),закрепляется кнопками, затем карандашом набрасывается рисунок ветки яблони. Резервирующий состав ( бензин, растворённый в воске) набирается в специальную трубочку и с помощью неё фиксируется контур ветки. Затем акриловыми красками по ткани широкой кистью или губкой выполняется роспись фона для картины. Используются холодные цвета: синий, голубой, лимонный, розовый, сиреневый, зелёный. После этого расписывается ветка яблони коричневым цветом и вся картина посыпается солью до полного высыхания, для образования эффекта капель дождя. Важно не сдвинуть соль, чтобы был четким рисунок.
- «Выкройка» (выкраивание заготовок из ткани) (Слайд 12)
-Обратите внимание, что вырезать нужно по шаблону без предварительного обведения карандашом, чтобы не оставалось темных следов графита. Выкроить заготовки лепестка, основы для цветка, листа и сердцевины.
- «Обжиг» (обжиг лепестков, сердцевины и листьев цветка) (Слайд 13)
- При обжиге необходимо правильно держать ткань, быстро проводить её над огнём в нижней части пламени. У листка сначала обжечь прожилки, а затем края. Сердцевину сначала обжечь по краям, а затем края приложить друг к другу и спаять в кольцо.
- «Художник» (роспись лепестков и сердцевины) (Слайд 14)
- Наточить карандаши. Набрать цветной графит ватной палочкой или пальцем и растереть его на ткани. Лепестки покрасить в розовый цвет, а сердцевину в жёлтый.
- «Золотая середина» (изготовление основы для цветка) (Слайд 15)
- По шаблону выкроить из ткани круг. Наметочным стежком ( швом вперёд иголкой) стянуть края круга, закрепив узелком.
- «Заготовка тычинок» (изготовление тычинок) (Слайд 16)
- Нарезать проволоку кусочками, длинной 5 см (для одного цветка 6 штук).
Налить клей, после того как он немного подсохнет, обмакнуть в него кончик проволоки и обмотать кусочком ваты. Затем покрасить золотой акриловой краской. После высыхания соединить в пучок тычинки и закрепить их в нижней части, скрутив проволоку в кольцо.
- «Яблоневый цвет» (наклеивание лепестков и пришивание сердцевины, сбор бутона, оформление цветущей ветки яблони) (Слайд 17)
- Наклеить основу цветка с изнаночной стороны. Приклеить к краям 5 лепестков из атласа. Затем в середину поставить тычинки и вокруг них приклеить 4 лепестка из атласа и 3-4 лепестка из органзы. Через сердцевину продеть тычинки и намёточным стежком стянуть её у основания цветка, закрепив узелком.
- Бутон собирается только из лепестков и тычинок. Вокруг него в нижней части приклеиваются зелёные чашелистики (5 шт). (Слайд 18)
- Вначале цветы, бутоны и листья располагаются по картине, а затем выполнятся аппликация клеевым пистолетом. (Слайд 19)
III. Подведение итогов.
1. Выставка работы «Яблоневый цвет».
Защита работы: Каунова Мария на синтезаторе исполняет «Весеннюю мелодию».
2. Самоанализ деятельности учащихся.
- Какие были допущены ошибки?
-Что нового вы для себя открыли в мастер-классе?
- Можете ли вы применить в жизни это мастерство, например: украсить интерьер помещения?
3. Беседа по вопросам.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие мастерские работали в мастер-классе?
- Интересно ли вам выполнять цветы в технике канзаши?
-Яблоня приносит добрые плоды. А человек может принести добрые плоды в виде поступков, различных хороших дел? Приведите пример.
4. Итог урока:
Педагоги комментируют работу детей, оценивают её и подводят итог:
- Все ребята проявили творчество, выполняли свою работу аккуратно. Молодцы!
Литература:
- «Альтернативные технологии» Селевко Т.К. «Технология мастерских» ЖФЭН
- Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Педагогический университет г. Москва Издательский Дом «Первое сентября». Лекции 1 – 8.
- Yandex.ru «Картинки, видео канзаши»
- Инчикова Т.А. «Использование интерактивных методик при изучении метода проектов» изд. «Первое сентября» г. Москва.