Урок окружающего мира "Как живут птицы зимой?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


УМК «Школа РОССИИ» А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Раздел «Как, откуда и куда?».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Знакомство детей с образом жизни зимующих птиц

Задачи:

  • Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости и заботы о зимующих птицах через освоение основ экологической грамотности: изготовление кормушки и разработка правил подкормки птиц зимой.
  • Развитие умения слушать текст про птиц, излагать своё мнение об образе жизни птиц зимой через диалог с учителем и с учениками, сотрудничать в паре при изготовлении кормушки .
  • Формирование уважительного отношения к родному краю через наблюдения за птицами зимой, через ощущения своей нужности.

Оборудование: корм для птиц, зеркальце, коробка из-под молока или сока, крепкая верёвочка, диск «Голоса птиц», технологическая карта , правила работы с ножницами, аудиозапись Лесная газета «Жизнь птиц зимой», картинки птиц .

Ход урока

Этапы урока и его задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Результат
Универсальные учебные действия

1 этап урока: эмоциональный настрой

Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
нам будет здесь уютно и тепло
ведь весь наш класс друг друга любит,
чувствует и слышит.

  • ваши мышцы все проснулись? Да!
  • ваши губы улыбнулись? Да!
  • приступаем к работе.

Готовность,

Настроенность к работе.

  • Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение в ход урока. (Регулятивные ууд – идёт планирование рабочего места под руководством учителя.)

2 этап урока: создание проблемной ситуации учителем

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений учащихся

– ребята, у нас сегодня в гостях очень красивое время года.

– а какое, вы узнаете, отгадав загадку.

Что за тройка пролетела:
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
(Зима)

– Да, сегодня у нас в гостях сама Волшебница-Зима.

– Сегодня мы совершим путешествие в мир красок зимы, звуков зимы, будем слушать музыку зимы, Работа с календарём.

Посмотрим за окно, какая сегодня погода, А расскажет о погоде дежурный синоптик.

– С каким цветом у вас ассоциируется слово «зима»?

– Почему?

– Вы правы.

– А какие звуки можно услышать зимой в лесу?

– Кто ее мог бы оживить и озвучить? ….

– А разве зимой мы можем услышать голоса птиц?

– докажите свой ответ

– А как же живут эти птицы зимой?

 

Так над какой проблемой будем сегодня работать?

Как можно объединить эти слова?

Тема урока «Как живут птицы зимой?»

План урока:

  • Зимующие птицы.
  • Птичья столовая.
  • Берегите птиц.

 

 

 

 

Отгадывание загадки

 

 

 

Наблюдение за погодой

ученик у доски выставляет условные знаки погоды.


 

Приводят доказательства

Выделяют признаки зимы.

Отвечают, опираются на свой опыт

– ДОКАЗЫВАЮТ

 

 

Трудно, холодно, голодно

Высказывают мнения: про зиму, про птиц, трудно птицам

Птицы зимой

Физкультминутка-считалочка в парах.

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка,
Серая рубашка,
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!

.

  • Учащиеся готовы к активной учебно-познавательной деятельности

Сформированы такие ууд

  • Регулятивные ууд – целеполагание.
  • Познавательные общеучебные ууд – наблюдение, знаково-символические.
  • Коммуникативные – отвечать на вопросы учителя

3 этап урока: поиск решения проблемы учениками

Обеспечивает восприятие и осмысление первичного запоминания знаний о жизни птиц зимой и способов действий по оказанию помощи им через

а) прослушивание текста;
б) практическую работу – изготовление кормушки;
в) разработку правил подкормки птиц;

А как же живут эти птицы зимой?

Вы внимательно прослушайте текст про птиц.

Прослушивание аудиозаписи из Лесной газеты «Жизнь птиц зимой» показом слайдов

Беседа после прослушивания текста:

  • чем питаются зимующие птицы?
  • что страшнее для птиц: голод или холод?
  • хватает ли птицам корма зимой? (его запасы невелики, затрудняют добычу сильные морозы, метели, многие птицы погибают.)

вспомните ,чем были заняты птицы на фотографиях?

Где находили они себе пищу?

Так чем же мы можем им помочь?

Образцы кормушек

Ваша задача, работая в паре превратить коробку в кормушку для птиц.

Договоритесь, кто какую работу будет выполнять. Один из вас делает разметки, другой вырезает..

Планирование этапов работы.

а) Возьмите шаблоны:
б) Разметьте по шаблону по обе стороны коробки;
в) Аккуратно вырежьте сначала с одной, а далее с другой стороны;
г) Проволоку пропускаем через оба отверстия и два конца проволоки соединяем, закручиваем.

Нам предстоит работать с ножницами. Давайте вспомним правила работы с ними.

Учащиеся проговаривают правила по пунктам.

(во время работы тихо звучит музыка: Вивальди Концерт Зима.)

А где надо развешивать кормушки для птиц?

 

Чем кормить будем птиц?

Давайте разработаем правила подкормки птиц.

Птицы как дети . Им тоже всё кушать нельзя.

 

Прослушивание записи «Жизнь птиц зимой»

Просмотр слайдов

Отвечают на вопросы про птиц

 

 

 

 

Они питались

На кормушке

Сделать кормушки

Рассматривание кормушек

Работа в парах

Пашаговая работа по изготовлению кормушки вместе с учителем

 

 

 

 

 

 

Проговаривание и демонстрация правила работы с ножницами

 

 

 

Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц, доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм

Рассказывают

Разрабатывают правила полкормки птиц

нельзя

  • давать птицам ни в коем случае жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени.

Можно

  • Из круп лучше всего перловая, овсяная, просо, творог средней жирности, смешанный с белыми панировочными сухарями, чтобы творог не слипался, а был крупинками, скоблёную нежирную говядину, натёртое яйцо, сваренное вкрутую, мелко порезанное свежее яблоко. В морозные дни хорошо подвешивать кусочек несолёного сала, класть кусочек сливочного масла, нежареные семечки.

Активные действия учащихся с объектом изучения:

а) максимальное использование самостоятельности в добывании знаний из прослушанного текста;
б) овладение практическими способами действий при изготовлении кормушки;
В) построение рассуждений при разработке правил подкормки птиц.

  • Коммуникативные ууд: сотрудничество при диалоге, работа в паре.
  • Познавательные общеучебные ууд: вычленять нужную информацию из прослушанного текста
  • Личностные: нравственно-этические (оценивание усваемого материала) понимать «добро».
  • Регулятивные: планирование и определение последовательности работы.

4 этап урока

Подведение итога урока.
Рефлексия.

У. У меня в руках волшебный предмет (зеркальце)

– с каким вопросом обращалась героиня сказки к нему?

– и мы спросим у него: кто главный враг или друг птиц?

– Свет мой, зеркальце, скажи…(учитель проходит между рядами – учащиеся смотрят в зеркальце, дают ответ – человек.)

У. девизом нашего урока пусть будут слова: Стань для птиц настоящим другом

– Раз вы друзья птиц, выберите у меня на столе картинку-птицу, за которой бы хотели наблюдать и прикрепите её в наш уголок природы на кормушку.

учитель проходит между рядами – учащиеся смотрят в зеркальце , дают ответ: друг или враг

доказывают свою дружбу

 

 

 

 

Выбирают

Прикрепляют

  • Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
  • Регулятивные ууд: осознание того , уже усвоено и что подлежит усвоению
  • Личностные ууд: самооценка

5 этап урока

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Инструктаж задания

– Ребята, одна кормушка не спасёт птиц, надо сделать ещё. Какие? Вы найдёте информацию в учебнике на странице 67. Пусть помогут члены семьи. Не забывайте правила подкормки птиц и вести наблюдения. Результаты наблюдений отметьте в учебнике на странице 66.

Проверяет записи

информация в учебнике на странице 6

7 Результаты наблюдений отметьте в учебнике на странице 66.

  • Регулятивные ууд: целеполагание и планирование