Информационно-методическое обеспечение: Учебник «Технология», авторы О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова, рабочая тетрадь к учебнику, программа, методические рекомендации, поурочные разработки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова – М.: Астрель, 2009 год.
У учащихся формируются:
Личностные УУД: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Регулятивные УУД: выявлять и формулировать учебную проблему; планировать деятельность.
Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах общения и следовать им; донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя).
Познавательные УУД: находить необходимую информацию в учебнике, других источниках; перерабатывать полученную информацию: наблюдатьи делать простейшие обобщения и выводы.
Предлагаемый урок направлен на развитие следующих качеств 21-ого века:
- Коммуникативные умения — понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного общения.
- Критическое и системное мышление — развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора.
- Информационная грамотность — умение находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию.
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество — умение работать в парах, в группе; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения.
- Постановка и решение проблем — способность формулировать, анализировать и решать проблемы.
Цель: изготовление поделки – сувенира «Яйцо-фантазия».
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать знания учащихся о способах украшения пасхальных яиц;
- Сформировать умения и навыки в украшении яиц «неожиданными» материалами: лоскутками, нитками, бумажными фигурками, фигурами, вырезанными из салфеток (техника «декупаж»);
- Организовать деятельность учащихся по планированию работы совместно с учителем;
- Закреплять знания по технике безопасности при работе с клеем.
Развивающие:
- Создавать условия для развития фантазии, наблюдательности и воображения учащихся;
- Создавать условия для развития интереса к творчеству, традициям нашего народа, воспитания эстетических чувств у учащихся;
- Создавать условия для развития умения высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважения мнения товарища;
- Создавать условия для развития самовыражения посредством художественных символов.
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать основные учебные умения: ставить цель, планировать,.
Воспитывающие:
- Создавать условия для формирования эмоционально-эстетического отношения к изображаемому, воспитания любви и добра к окружающему миру, интереса к искусству и культуре народа;
- Создавать условия для воспитания любви к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- Воспитывать интерес к русским традициям;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Межпредметные связи: технология, окружающий мир, литературное чтение.
Основные понятия и термины: Ознакомление с «неожиданными» материалами и изделиями из них. «Фантазии» детей и изготовление изделий.
Материалы: деревянные заготовки яиц, подставка для яиц, тарелка, салфетка, клей ПВА, всякая всячина(лоскутки, цветные нитки, тесьма, конфетти, бумажные фигурки, цветки, вырезанные из салфеток).
Инструменты: кисточка для клея или ватная палочка.
Оборудование: ИКТ (презентация), учебник «Технология» О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой 1 класс, рабочая тетрадь к учебнику, карточки со словами, картинки по сказке «Курочка Ряба».
Организация рабочего места: клеёнка, салфетка для рук(слегка влажная), подставка для яиц(нижняя часть бумажной коробки для яиц, разрезанная на отдельные ячейки), пластиковая тарелка, контейнер для мусора, крышечка для клея.
На классном столе: общая подставка для яиц, бумажная Курочка Ряба.
Готовое изделие: образцы украшенных яиц бисером, лоскутками, нитками, пуговицами.
Ход урока
I. Организация начала урока. (1 минута)
Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас в хорошем настроении на нашем уроке технологии.
– Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?
– Нужен!
– Кто с учёбой дружен, нам сегодня нужен?
– Нужен!
– Кто друг с другом дружен, нам сегодня нужен?
– Нужен!
– С технологией кто дружен, нам сегодня нужен?
– Нужен!
– Таким ребятам хвала и честь, такие дети в классе есть?
– Есть!
Прошу всех сесть.
А теперь проверь, дружок: Ты готов начать урок?
Давайте повторим Правила рабочего человека:
- Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место.
- Рабочее место содержи в чистоте и порядке.
- Береги инструменты, экономь материалы.
- Всегда думай, как сделать работу лучше.
- Закончи работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
А пройдёт наш урок под девизом «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». Как вы понимаете эту пословицу?
II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. (3 минуты)
Сегодня нас ждёт интересная увлекательная работа. Тема нашего урока «Подарок Курочки Рябы».
– А кто знает сказку «Курочка Ряба»? Какие подарки она может подарить?
Давайте вспомним эту сказку.
(Дети пересказывают сказку, учитель прикрепляет к доске картинки: дед, баба, курочка, золотое яйцо, мышка, простое яйцо)
– нам на урок курочка тоже принесла простые яйца. А можно их сделать золотыми, красивыми?
– а что поможет нам яйца сделать красивыми? (Наши умелые ручки)
Я предлагаю вам на сегодняшнем уроке изготовить яйцо-фантазию. Вам нравится такая идея?
– А что обозначает слово «Фантазия»? (Просмотр слайда)
Так как вы уже заканчиваете 1 класс, предлагаю вам провести не обычный урок, а урок с проектными задачами. Назовём его мини-проект «Фантазия».
III. Открытие нового знания. Ход работы над проектом. (7 минут)
Первая проектная задача.
Прежде чем приступить к изготовлению яйца, чтобы нам хотелось узнать?
Какой вопрос мы перед собой поставим? (выслушиваются разные варианты вопросов детей). В итоге ставятся вопросы:
- Почему люди украшают яйца?
- Для чего они это делают?
- Как можно украсить яйца?
Давайте попробуем ответить на эти вопросы!
На доске появляются 3 вопроса и карточки с примерными предположениями детей:
1. Игрушка 2. Подарок?
Б) Планирование работы. Откуда мы можем узнать об этом?
Ответы детей: спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть в интернете.
В) Поиск информации. Сейчас мы займёмся поиском информации. Вы видите, что сегодня вы сидите не как всегда, а по группам. Поэтому давайте вспомним правило работы в группах и в парах.
Правила работы в парах: (Слайд)
- Слушать друг друга.
- Уметь уступать.
- Уметь договариваться.
- Распределять роли в группе.
Правила работы в группах
- Смотрю на собеседника.
- Я слышу, я вижу.
- Я согласен или не согласен.
- Говорю свой ответ.
- Доказываю свое мнение.
- Приходим к согласию.
1. Извлекаем информацию из учебника, стр.152-153
Дети читают рассказ на стр.152. Работа в парах.
– О чём мы узнали из этого рассказа? ( О том, что яйца дарили друг другу на Пасху)
– Что вы знаете о празднике Пасха? (Выслушиваются рассказы детей)
– Значит, это подарок? Да.
– Почему девица изображена среди яичных скорлупок? (Если дети не догадаются, объяснить, что яйцо – это символ жизни, из яйца зарождается новая жизнь)
– Что изображено на второй картинке? (Дети сидят за столом, на котором стоят пасхальные блюда.)
– Кто знает эти блюда? (Кулич, творожная пасха, крашеные яйца)
Дети читают рассказ на стр.153.
– О чём мы узнали из этого рассказа? С какой целью украшал ювелир яйца драгоценными камнями и золотом? (Подарок царской семье на Пасху)
– Значит, эта информация подтверждает наше предположение о том, что это подарок? Дорогой и красивый подарок называют ещё сувенир.
– А теперь послушаем взрослых, в данном случае меня. Из-за того, что у нас мало времени, я сама выбрала нужную нам информацию из Интернета. Посмотрите презентацию. (Показ слайдов 7-19)
Чтение стихотворения после просмотра 2 слайдов
В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» - щебечут птицы
И поют колокола.
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый,
Не увидишь хмурых лиц.
Говорят: «Христос воскресе!»
«Да, воистину воскрес!»
Разрывая тьмы завесу,
К людям Он сошел с небес.
Жив Христос и верят люди:
Коль расстанемся со злом,
Жизнь продлится. Вечным будет
Мир с любовью и добром!
(Показ слайдом, сопровождаю объяснением).
Крашенки – красили варёные яйца и съедали.Способ окраски яиц при помощи луковой шелухи или современным красителем.Окрашивали одним цветом.
Крапанки Яйцо красят в один цвет. Когда оно остынет и высохнет, на него капают горячим воском (например, с помощью горящей свечи). Теперь яйцо опускают в другой краситель, он должен быть не горячим, чтобы воск не расплавился. Эту процедуру можно повторить ещё раз, чтобы получить разноцветные пятна.
Писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Это искусно расписанные пасхальные яйца, настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры.
А теперь давайте обобщим всё, о чём мы узнали.
Из рассказов взрослых мы узнали - …
Из учебника мы узнали - …
Вывод: (карточки на доске)
? (Почему люди украшают яйца?)
- Символ жизни
Символ праздника Пасхи
? (Для чего они это делают?)
- Подарок, сувенир
- Игрушка
? (Как можно украсить яйца?)
– Скажите, захотелось вам сделать красивое яйцо?(Скорее всего дети захотят сделать такую игрушку)
– А зачем мы будем его делать? (Чтобы подарить кому-либо)
Это удобно (можно украсить аппликацией); и есть польза (сувенир сохраняется)
– У нас ещё был третий вопрос. А как мы будем украшать яйцо-фантазию?
– Пролистайте медленно учебник дальше и остановитесь на стр. 156. Нас интересует нижняя часть листа. (Дети рассматривают образцы)
– А я принесла вам образцы яиц-фантазий, которые делали наши дети в прошлом году. (Показ образцов)
– давайте обобщим полученную информацию. Используя неожиданные материалы, применив свою Фантазию, мы можем украсить яйца следующим образом:
Во время ответов на доску учитель прикрепляет карточки с рисунками яиц, украшенными
- Лоскутками
- Бумажными фигурками (конфетти, цветы, геометрический материал)
- Нитками, пряжей, лентами
- Украшениями в технике декупаж
- Бисером
- Сухими растениями
Г) Изготовление Продукта проекта. (25 минут)
Подготовительная работа
1. Учитель: Какие материалы понадобятся нам для работы?
(перечисляем всё, что лежит на столе)
Какие инструменты будут нужны на уроке?
(Кисточка для клея).
2. Работа в тетради стр.80.
Сначала выполним задание в тетради. Работа в парах:
Обведи правильный вариант работы с яйцом.
(Дети обводят правильный вариант, после чего учитель собирает учебники и тетради)
3. Повторение правила работы с клеем.
(клеить кисточкой, клея класть в меру, мыть руки после клея).
Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать всё кое-как, то работа получается неаккуратная, некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно –клей ему помогает. А когда он высохнет, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезнут. Вот он, какой клей ПВА.
4. Получение заданий каждой группой.
– А теперь давайте определимся, чем будет украшать яйцо каждая группа. Я попрошу выйти ко мне по очереди по одному человеку от группы.
(Дети выбирают яйцо от киндер-сюрприза, а внутри:
- Яйцо, украшенное обрезками цветной пряжи, ниток;
- Яйцо, украшенное Лоскутками;
- Яйцо, украшенное цветками из салфеток (техника декупаж);
- Яйцо, украшенное конфетти, мелкими цветками, геометрическими фигурками.)
(Материал даётся в коробочке один на двоих).
– Вся группа выполняет работу из одного материала, а в группе работаем по парам. Для чего? Чтобы учиться друг у друга.
Перед началом работы давайте разомнём свои пальчики.
Физминутка. Разотру ладошки
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
Анализ последовательности выполнения работы.
- Возьмите яйцо. Поставьте его в подставку.
- Густо смажьте верхнюю половину яйца клеем ПВА.
- Поставьте подставку с яйцом в бумажную тарелку.
- Наклейте по очереди все выбранные материалы в соответствии с задумкой.
- Отставьте поделку в сторону, чтобы клей подсох.
- Согните тарелку и ссыпьте остатки в коробочку.
- Переверните подсохшую поделку, поставьте её в подставку.
- Поставьте подставку в тарелку.
- Продолжайте наклеивать по очереди все выбранные материалы в соответствии с задумкой. Не забывайте прижимать рукой.
- Дайте готовой тарелке подсохнуть.
- Согните тарелку и ссыпьте остатки в коробочку.
Советы:
- При наклеивании обязательно соблюдайте сочетаемость цветов.
- Когда расписанные яйца высохнут, их можно покрыть тонким слоем клея ПВА, а сверху посыпать яйцо блёстками.
А сейчас вы должны продумать, каким будет ваше яйцо-фантазия и приступить к исполнению своего замысла. Каждый цвет имеет своё значение:
- красный – цвет радости, жизни, любви;
- желтый – посвящается солнцу, луне, звездам;
- зеленый – символизирует весну;
- сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.
Вы, его создатели, должны вложить в нее частицу своей души и энергии, теплоту и добро. Поэтому, когда вы будете делать его, нужно иметь хорошее настроение.
5. Практическая работа (выключаю мультимедийку)
Во время работы звучит спокойная музыка. Вальс Шопена.
По окончании практической работы
– а сейчас наша гостья Курочка Ряба приглашает вас на зарядку.
6. Физминутка «Головами покиваем»
Д) Презентация продукта. (6 минут)
А сейчас, ребята, наступает самый ответственный момент. Вам нужно рассказать, что вы задумали сделать, как вы это делали и что у вас получилось.
1. Анализ работы в паре. Каждая пара рассказывает, как им работалось вместе. Выбираем пару
- Самую трудолюбивую –
- Самую творческую –
- Самую исполнительную –
- Самую доброжелательную -
2. Выставка изделий. В группе дети выбирают одного человека, который рассказывает, с каким материалом работала группа, показывает полученные изделия. Все члены группы выходят со своими поделками и показывают их всему классу. Они говорят, что будут делать со своей поделкой, где её использовать.
IV. Итог урока. Обобщение проектной деятельности. (1 минута)
Учитель: а теперь, ребята, давайте подведём итог нашего урока.
(Возвращаю учащихся к проблемному вопросу).
– Что мы хотели узнать? Что узнали? Как шла работа?
Какие возникали трудности? Что понравилось? Где пригодятся вам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
V. Рефлексия. (1 минута)
А сейчас проведём рефлексию. Оцените свою работу на уроке. Поднимите руку, кто согласен с предложениями.
- Проект понравился. Я справился. Я доволен собой.
- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
- Задания оказались трудными, мне нужна была помощь.
Учитель: Я увидела, что вы умеете дружно работать, помогать своему другу.
Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Всем спасибо за урок!