Задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями бесполого размножения, его разнообразием.
- Сформировать научное мировоззрение у школьников на основе знаний бесполого размножения, используя уже известные детям, а также полученные на уроках сведения, прививать навыки самостоятельной работы, чувство коллективизма.
- Развивать умение работать с рисунками, таблицами, сравнивая, анализируя их и делая выводы, развивать память, интерес.
Тип урока:комбинированный урок с использованием ИКТ
Оборудование:компьютер, презентация, учебник Биология 9кл. С.М. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, лото.
Ход урока
1. Постановка проблемного вопроса.
1слайд. Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время
( К.Г. Паустовский)
Как вы думаете, о каком процессе идет речь?
- о размножении
Дайте определение размножению
2 слайд. Размножение – воспроизведение себе подобных
В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, нить жизни не прерывается
Какую тему сегодня мы будем изучать на уроке?
3 слайд. Тема урока.
-Размножение, его виды. Бесполое размножение
Сегодня мы поговорим о различных видах размножения в природе…..
4 слайд. Видеоролик:
Отрывок из фильма «Шестой день»
Что произошло?
-созданы клоны человека и собаки
5 слайд. Английскому ученому Гёрдону в 1962г. впервые удалось получить клон позвоночного животного – лягушки. Он использовал клетки кишечника земноводного.
6 слайд. Долли, появившаяся на свет 5 декабря 1996 года, стала самой известной овцой в истории науки, произведя на свет 6 здоровых ягнят. Она прожила 6,5 лет и была усыплена из-за инфекции легких и артрита 14 февраля 2003 года. А уже 9 апреля того же года чучело Долли было выставлено в Эдинбургском королевском музее.
7 слайд. Ученые мечтают клонировать динозавров и других вымерших животных. Профессор Киотского университета Акани Иритани уверен, что уже в ближайшие годы он сумеет клонировать мамонта из замороженных останков доисторического животного
С помощью репродуктивного клонирования удаётся сохранять редкие виды животных. Например, в 2001 году был клонирован находящийся под угрозой исчезновения гаур, - новорожденный по кличке Ной появился на свет в Массачусетсе, но, к сожалению умер от дизентерии через 48 часов после рождения.
В 2004 г. удалось восстановить считавшихся вымершими быков-бантенгов, а в данный момент японские учёные твёрдо намерены клонировать мамонта.
8 слайд. Клонирование сегодня – это очень деликатная тема, особенно, если это касается человека.
Что такое клон?
-Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения.
9 слайд. Клонирование - искусственный способ бесполого размножения
Может ли в природе новый организм появиться от одного родителя, без участия половых клеток?
Проблемный вопрос:Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?
- чтобы ответить на этот вопрос, сначала вспомним способы размножения.
2. Изучение нового материала.
10 слайд.
В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа:
Размножение
11 слайд. Формы бесполого размножения организмов
12 слайд. Митотическое деление (бинарное деление )
Рассмотрим подробнее особенности бесполого размножения:
Наиболее простая форма бесполого размножения – деление
- Это когда родительское тело расщепляется на две одинаковые части. (как клоны)
Анимация – деление бактерий
Анимация – деление амебы
Анимация – деление эвглены зеленой
- И мы посмотрим на примере амебы, как же происходит процесс?...(делением)
- Процесс деления начинается с ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму.
Продольное деление эвглены
-Затем что происходит? (появляется жгутик)
- Затем? (разделяется пополам)
- В цитоплазме образуется перегородка, которая постоянно углубляется, делит материнскую особь на две дочерние, новые эвглены.
- Посмотрите они одинаковые?
(Они совершенно одинаковые и похожи друг на друга).
- Кто ещё размножается таким способом?
13 слайд. Митотическое деление (бинарное деление )
Так размножаются бактерии, многие простейшие (амёба, эвглена), одноклеточные водоросли.
- образуются клоны
14 слайд. Что объединяет эти рисунки? (шляпочные грибы, плесень на хлебе, плесень на клубнике)
Что общего между этими рисунками?
- Это грибы.
- Чем размножаются? (спорой и грибницей)
15 слайд. Споруляция (спорообразование)
Анимация Споруляция
Анимация спорообразование мукора
Сообщение учащихся: «Споруляция»
Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Когда они созревают, то высыпаются из-под шляпки и разлетаются, некоторые падают рядом.
Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя, не прорастать, пережидать холод, жару, засуху, а когда наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся и из них образуется новые особи.
16 слайд. Споруляция (спорообразование)
Так размножаются некоторые животные, грибы, множество растений, мхи, водоросли, папоротники.
У многоклеточных растений – таких, как многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, высшие грибы, споры образуются в специальных органах – спорангиях.
- Сравните способы размножения: бинарное деление и споруляцию
17 слайд. Множественное деление (шизогония)
Сообщение учащихся: «Шизогония»
- Материнская клетка распадается на большое количество
более или менее одинаковых дочерних клеток
- Сравните способы размножения: споруляция и шизогония
18 слайд. Полиэмбриония (однояйцовые близнецы)
19 слайд. видеоролик «Дрожжи»
Что находится в черном ящике?
После просмотра видеоролика (без звука), дети дают ответ
- Дрожжи
20 слайд. видеоролик «Почкование дрожжей»
21 слайд. видеоролик «Почкование гидры»
- Сравните способы размножения: шизогония и почкование
22 слайд. Почкование.
У кого встречается такой способ размножения? приведите примеры (почкованием размножаются: дрожжи, гидра, бриофиллум, каланхоэ).
23 слайд. Фрагментация (Регенерация)
Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет червем, если его разрезать на 2 части?.
Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы.
Так размножаются гидры, плоские черви, морские звезды.
- Сравните способы размножения: почкование и фрагментация
24 слайд. анимация «Вегетативное размножение»
- Образование особей из частей материнского растения (коня, стебля, листа, клубня, луковицы)
- Сравните способы размножения: фрагментацию и вегетативное размножение.
25 слайд. физминутка (под песню В.Высоцкого)
3. Закрепление нового материала
26 слайд. Лото
Учащимся раздаются карточки –лото (найдите соответствие рисунков и формы бесполого размножения)
27 слайд. заполнить на интерактивной доске таблицу «Виды бесполого размножения»
28 слайд. В чем преимущество бесполого размножения перед половым?
- быстрый рост, развитие.
- сохраняет свойства материнского организма
- не нужно находить партнёра
Сравните бесполое размножения в природе и клонирования? В чем сходство и отличие?
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос
4. Вывод:
Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?
- бесполое размножение в природе приводит к тому, что появляется потомство идентично родительской особи – его клон.
29 слайд. Клонирование человека – этические аспекты
Учащиеся выступают с докладами «За клонирование человека», «Против клонирование человека»
30 слайд.
Размножение – это свойство, присуще всем живым организмам
В чем биологическое значение размножения?
- Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением.
5. Домашнее задание
31 слайд. Домашнее задание:
с.146 -149 прочитать, ответить на вопросы 1-5