"Доли". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Дать общее представление о доле числа.
  • Познакомить с их записью и чтением.
  • Учить называть, записывать и сравнивать доли.
  • Развивать самостоятельность, логическое мышление.
  • Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, задачи.

Ход урока

  • Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу, мне.

-Сели и с хорошим настроением начинаем наш урок.

  • Чистописание.

- 69

-Охарактеризуйте это число.

  • Постановка проблемного вопроса
  • Начертите квадрат со стороной 6 см.

-Найдите периметр и площадь.

  • Проверка. (Один ученик читает. Если правильно, остальные уч-ся хлопают в ладоши)
  • Разделите его на 6 равных частей.
  • Слайд 2. –Проверьте.

- Квадрат целый? На сколько частей мы его разделили?

-Какие это части?

-Кто знает, как в математике по-другому называются равные части?

-Закрасьте одну часть.

-Как записать, чему равна закрашенная часть?

  • Сообщение темы.

-Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы.

  • Устный счет. Слайд 3.

-Запишите ответы в строчку

70 :10
35 x 1
47: 47
45: 5  
9 x 6
50 x 0
64: 8
7 x 4

7, 35, 1, 9 , 54, 0 , 8, 28

-Под каждым ответом поставьте соответствующую букву.

1 , 28, 9, 7, 54, 8, 0,35

н, н, д, м, а, и, р, а

Слайд 4

- Какое слово получилось?

-Я очистила мандарин. Когда мы начинаем его есть, то делим на что? (на дольки)

-Мандарин состоит из долек. Если мы посмотрим на чеснок, он тоже состоит из долей.

-Следовательно, какая тема нашего урока? (Доли)

Слайд 5

  • Работа над новым материалом.

-Возвращаемся к квадрату. Значит, как по-другому в математике называют равные части? (доли)

Доля- это часть целого.

  • Практическая работа

-Возьмите в руки круг. Сложите пополам. Разрежьте по линии сгиба. Что мы сделали? (Целый круг разделили на 2 части или 2 доли)

-Покажите одну часть. Это ½ часть или ½ доля.

-А записывают это так. (Слайд 6)

-Запишите в тетрадь.

  • Разделите круг на 4 равные части.

- Как это сделать? Разрежьте.

- Возьмите одну часть. Какая это доля?

- Как это записать? –Кто запишет на доске?( Слайд 7)

-Сравните. Какая доля больше?

Проверьте. (Слайд 8) Запишите в тетрадь.

-Что показывает число под чертой?( На сколько равных частей разделили круг). Это знаменатель.

Число над чертой что показывает?

( Оно показывает, сколько частей взяли)

Это числитель. Между числами черта. Это дробная черта. В средних классах вы будете называть это – дроби.

  • - Что больше: целое число или его часть?
  • - На столах у вас полоски разного цвета, но одинаковой длины.

- Красную полоску разделите на 2 равные части. Какая получилась доля? Подпишите.

-Желтую на 4 равные части. Какая получилась доля?

Подпишите.

Зеленую разделите на 3 равные части. Получили?

Подпишите. Проверьте накладыванием, какая доля больше.

1/3 или ½, 1/3 или ¼

Закончите предложение: чем больше частей, тем доля ... (меньше)

- Возвращаемся к квадрату. Какую долю вы закрасили? Кто запишет на доске? Согласны?

  • Закрепление. Работа по учебнику (стр.80 №2)
  • -Прочитайте задание. Какого цвета 1/3 доля? (розового)

1/8? (синего), ½? (зеленого), ¼ (желтого)

Какая доля меньше: одна третья или одна восьмая?

Какая доля больше: одна третья или половина; одна восьмая или одна четвертая?

Запишите доли прямоугольника в тетрадь, начиная с наименьшей.

Проверим. (Слайд)

  • Самостоятельно запишите доли.(Слайд)

-Мышь пригласила подругу полакомиться сыром.

-Какая доля досталась каждой мышке? Запишите.

-А вот прибежали ещё 2 мышки и с ними пришлось делиться. Сколько теперь частей у мышей?

Запишите, какая доля у каждой мышке?

-Ой, на запах сыра прибежали ещё мыши, придется для них ещё головку сыра достать.

-На сколько частей надо поделить сыр?

-Запишите, какая доля досталась каждой мышке?

-Проверьте.

-Какая из этих долей будет самая большая?

-Обведите в кружок.

-Какая самая маленькая?

-Подчеркните.

-Проверим.

  • Работа в парах.

- А сейчас проверим вашу сообразительность.

Вот вам ещё одна головка сыра. Её нужно разделить на 8 равных частей, сделав только 3 разреза. ( на столах рисунок сыра)

Проверим. Какая пара догадалась, как это сделать? Один ученик выходит к доске и объясняет .

  • Проверка. (Слайд)
  • Посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?

А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля? (Ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)

-Приведите примеры, когда знания деления на доли пригодится в жизни. (Разделить торт, яблоко, шоколадку на равные части, чтобы поделиться на части).

-Вот и примените полученные знания.

У вас на столе шоколадки, разделите на 2 равные части, возьмите каждый себе одну долю.

-Приятного аппетита! ( Слайд)

Работа над пройденным материалом.

  • Стр.81-решение уравнений (самостоятельно)
  • Проверка.
  • Решение примеров №7-у доски.

Итог.

- Что такое доля?

-Как называется число, которое пишем над чертой?

-Что показывает числитель?

- Как называется число, которое пишем под чертой?

Что показывает знаменатель?

Презентация