Цели:
- Дать общее представление о доле числа.
- Познакомить с их записью и чтением.
- Учить называть, записывать и сравнивать доли.
- Развивать самостоятельность, логическое мышление.
- Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, задачи.
Ход урока
- Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу, мне.
-Сели и с хорошим настроением начинаем наш урок.
- Чистописание.
- 69
-Охарактеризуйте это число.
- Постановка проблемного вопроса
- Начертите квадрат со стороной 6 см.
-Найдите периметр и площадь.
- Проверка. (Один ученик читает. Если правильно, остальные уч-ся хлопают в ладоши)
- Разделите его на 6 равных частей.
- Слайд 2. –Проверьте.
- Квадрат целый? На сколько частей мы его разделили?
-Какие это части?
-Кто знает, как в математике по-другому называются равные части?
-Закрасьте одну часть.
-Как записать, чему равна закрашенная часть?
- Сообщение темы.
-Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы.
- Устный счет. Слайд 3.
-Запишите ответы в строчку
70 :10
35 x 1
47: 47
45: 5
9 x 6
50 x 0
64: 8
7 x 4
7, 35, 1, 9 , 54, 0 , 8, 28
-Под каждым ответом поставьте соответствующую букву.
1 , 28, 9, 7, 54, 8, 0,35
н, н, д, м, а, и, р, а
Слайд 4
- Какое слово получилось?
-Я очистила мандарин. Когда мы начинаем его есть, то делим на что? (на дольки)
-Мандарин состоит из долек. Если мы посмотрим на чеснок, он тоже состоит из долей.
-Следовательно, какая тема нашего урока? (Доли)
Слайд 5
- Работа над новым материалом.
-Возвращаемся к квадрату. Значит, как по-другому в математике называют равные части? (доли)
Доля- это часть целого.
- Практическая работа
-Возьмите в руки круг. Сложите пополам. Разрежьте по линии сгиба. Что мы сделали? (Целый круг разделили на 2 части или 2 доли)
-Покажите одну часть. Это ½ часть или ½ доля.
-А записывают это так. (Слайд 6)
-Запишите в тетрадь.
- Разделите круг на 4 равные части.
- Как это сделать? Разрежьте.
- Возьмите одну часть. Какая это доля?
- Как это записать? –Кто запишет на доске?( Слайд 7)
-Сравните. Какая доля больше?
Проверьте. (Слайд 8) Запишите в тетрадь.
-Что показывает число под чертой?( На сколько равных частей разделили круг). Это знаменатель.
Число над чертой что показывает?
( Оно показывает, сколько частей взяли)
Это числитель. Между числами черта. Это дробная черта. В средних классах вы будете называть это – дроби.
- - Что больше: целое число или его часть?
- - На столах у вас полоски разного цвета, но одинаковой длины.
- Красную полоску разделите на 2 равные части. Какая получилась доля? Подпишите.
-Желтую на 4 равные части. Какая получилась доля?
Подпишите.
Зеленую разделите на 3 равные части. Получили?
Подпишите. Проверьте накладыванием, какая доля больше.
1/3 или ½, 1/3 или ¼
Закончите предложение: чем больше частей, тем доля ... (меньше)
- Возвращаемся к квадрату. Какую долю вы закрасили? Кто запишет на доске? Согласны?
- Закрепление. Работа по учебнику (стр.80 №2)
- -Прочитайте задание. Какого цвета 1/3 доля? (розового)
1/8? (синего), ½? (зеленого), ¼ (желтого)
Какая доля меньше: одна третья или одна восьмая?
Какая доля больше: одна третья или половина; одна восьмая или одна четвертая?
Запишите доли прямоугольника в тетрадь, начиная с наименьшей.
Проверим. (Слайд)
- Самостоятельно запишите доли.(Слайд)
-Мышь пригласила подругу полакомиться сыром.
-Какая доля досталась каждой мышке? Запишите.
-А вот прибежали ещё 2 мышки и с ними пришлось делиться. Сколько теперь частей у мышей?
Запишите, какая доля у каждой мышке?
-Ой, на запах сыра прибежали ещё мыши, придется для них ещё головку сыра достать.
-На сколько частей надо поделить сыр?
-Запишите, какая доля досталась каждой мышке?
-Проверьте.
-Какая из этих долей будет самая большая?
-Обведите в кружок.
-Какая самая маленькая?
-Подчеркните.
-Проверим.
- Работа в парах.
- А сейчас проверим вашу сообразительность.
Вот вам ещё одна головка сыра. Её нужно разделить на 8 равных частей, сделав только 3 разреза. ( на столах рисунок сыра)
Проверим. Какая пара догадалась, как это сделать? Один ученик выходит к доске и объясняет .
- Проверка. (Слайд)
- Посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?
А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля? (Ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)
-Приведите примеры, когда знания деления на доли пригодится в жизни. (Разделить торт, яблоко, шоколадку на равные части, чтобы поделиться на части).
-Вот и примените полученные знания.
У вас на столе шоколадки, разделите на 2 равные части, возьмите каждый себе одну долю.
-Приятного аппетита! ( Слайд)
Работа над пройденным материалом.
Итог.
- Что такое доля?
-Как называется число, которое пишем над чертой?
-Что показывает числитель?
- Как называется число, которое пишем под чертой?
Что показывает знаменатель?