Урок русского языка по теме "Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык» и соответствует стандартным требованиям программы по русскому языку для 2 класса начальной школы.

Дидактическое обоснование: «Русский язык», 2 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (УМК «школа 2100»).

Планируемый результат:

Предметный: формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу и обозначение на письме слов с сочетаниями чу-щу, видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

УУД:

  • Регулятивные: освоение правил написания слов.
  • Познавательные УУД: видеть опасные места в словах, обосновывать написания сочетаний чу-щу.
  • Коммуникативные УУД: умение объяснять свои действия.
  • Личностный: осознавать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.

Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • картинки щуки, чулка, лука, люка;
  • карточки для дифференцированной работы;
  • карточки с магнитными буквами ч, щ, а, я, у, ю;
  • карточки со словом чувство, набор слов для составления предложения, схема этапов урока;
  • толковые словари.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (1-2 мин.)

Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Мы урок наш начинаем, я успехов всем желаю.

– Откройте тетрадь, как должна правильно лежать тетрадь?

Д: Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу, сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь).

– Запишите число. (Записывают число)

II. Проверка домашнего задания (1 мин.)

– Все ли справились с домашней работой?

– Возникли трудности?

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности каждого учащегося (4-5 мин.)

Показываю картинку, на которой нарисован лук.

– Что это, запишите.( Лук. Ученик пишет на доске).

– Какой первый звук в слове, обозначьте его цветным карандашом.

Д: Согласный, твердый, звонкий.

– Почему?

Д: Потому, что за ним стоит гласная у, которая указывает на твердость согласного звука.

Показываю картинку, на которой нарисован люк

– Что это, запишите.

Д: люк. (Ученик пишет на доске).

– Какой первый звук в слове, обозначьте его цветным карандашом.

Д: Согласный, мягкий, звонкий

– Почему?

Д: Потому что за ним стоит гласная ю.

– Вывод.

Д: Гласная у указывает на твердость согласных звуков, а гласная ю – на мягкость.

IV. Постановка учебной задачи (2-3 мин.)

– Отгадайте загадки и запишите слова отгадки.

– Это загадка легка: Длинный братишка носка.

Ученик пишет на доске: чулок.

– Блещет в речке чистой спинкой серебристой,
Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

Д: щука.

– Сравните первые звуки в этих словах?

Д: Согласные, всегда мягкие, глухие, шипящие.

– Какая вторая буква в этих словах?

Д: Гласная у.

– Какой возник у вас вопрос?

Д: Почему после ч, щ пишется гласная буква у?

(прикрепляю табличку с проблемой: Почему чу-щу нужно писать с буквой у?)

– Проблема?

– Какая тема нашего урока?

Д: Правописание чу-щу.

(Запись темы урока на доске: «Правописание буквосочетаний чу-щу».)

– Предположите, почему именно так? (предположения детей)

– Давайте проверим свои предположения

– Я расскажу вам сказку «Почему чу-щу нужно писать с буквой у» (перевешиваю название на доску), а вы, ребята, будете показывать? (У детей на партах лежат на карточках буквы: ч, щ, у, ю, а, я)

– Жили – были на свете шипящие Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, А, Я. (Дети показывают).

Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ю, Я, а дружат только с А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. (На доске оставляют буквы ч, щ, у )

На доске схема:

– Сформулируйте правило для чу-щу

Д: Чу – щу пиши с буквой у.

V. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)

– Давайте понаблюдаем над словами в упражнении № 175 на стр. 106

– Что нужно выполнить в данном упражнении?

Д: Списать слова в два столбика, подчеркнуть сочетания чу-щу

– Как будем работать?

Д: Порядок или алгоритм работы над орфограммой.

– С чего начнем?

Д: Прочитаем слово .

– Что будет служить сигналом, что это орфограмма?

Д: Сигнал – буквы ч и щ

– Что нужно вспомнить?

Д: Расскажем правило.

– Если это опасное место, то нужно…

Д: Подчеркнем сочетания чу-щу.

– Выполним, комментировано по цепочке по алгоритму:

Д: Читаю, вижу чу, вспоминаю правило: чу пишу с гласной у, пишу в первый столбик, подчеркиваю чу

(Пишут: чужой, чудо, чубчик, чуткий, щука, щуриться).

– Какое правило применяли для написания слов с чу-щу?

Д: Чу-щу пиши с гласной у.

– Ответили мы на вопрос?

– Проверим правило по учебнику на стр 106, прочитайте

(Чтение правила по учебнику: в буквосочетаниях чу-щу после ч и щ пишется буква У).

– Обратите внимание на последнее слово из правила учебника. Какое слово вы прочитали?

Д: Чувство.

Читаю: чувство (карточка на доске)

– Произнесите слово: чувство. Что заметили?

Д: Произношение не совпадает с написанием

– Проведем звукобуквенный анализ слова чувство. (фронтальная работа) Узнаем, какой звук исчез?

– Сколько в слове слогов?

Д: 2, так как 2 гласные буквы.

– Первый звук какой?

– Какой третий слышится звук? А буква третья? Дается характеристика звуков

– Вывод? Дает буква в звук? Как его можно назвать?

Д: Непроизносимый.

– Значит, её надо запомнить, какое это слово?

Д: Словарное

– Почему в слове звуков меньше, чем букв? (ответы детей)

Работаем в группах:

1 ряд: найти в толковых словарях значение слова – чувство (Работают со словарями)

1 ученик работает с эл. словарем (Работает по компьютеру)

2 ряд: деформированные предложения (составляют предложение со словом чувство из слов)

3 ряд: придумать одно предложение со словом чувство и записать

Проверка: прочитайте, что значит слово чувство? (читают по словарю или рассказывают)

– Прочитайте предложения, которые вы записали. (Несколько учеников читают составленные предложения)

– Какое сочетание встретилось в этом слове?

Д: сочетание чу пиши с буквой у

VI. Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 – пора нам, дети отдыхать!

– Если слышите сочетания

чу-щу – приседаете 1 раз,

ча-ща – подпрыгиваете 1 раз,

жи-ши – поворачиваетесь вокруг себя один раз

Читаю слова: Чужой, малыши, чучело, уши, чашка, учу, пища, щука, сощурился, живой, пища.

VII. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

– Можете ли вы самостоятельно и правильно писать слова с сочетаниями чу-щу? Что будем делать на данном этапе?

Игра: «Соберем слова» ( на интерактивной доске слоги в разброс: щу –ка, чи-щу, чу-лан, чу-дак, чу-жой, у– чусь, у-чу, щу-рюсь, чу-гун, чув-ство) Работа в группах: составьте и запишите как можно больше слов из данных слогов. Каждый слог использовать один раз.

Дети в 5 группах по 4 человека составляют и записывают слова.

Проверка: по представителю из каждой команды по очереди выходят и составляют на интерактивной доске слова.

– Поставьте себе плюсы на полях в тетради за каждое слово

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)

– Молодцы! Вместе хорошо поработали!

– Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? Д: Написать самостоятельную работу

На столах лежат цветные карточки с дифференцированными заданиями.

– Выберите для себя задание и выполните его.

Зеленый цвет: Найдите и исправь ошибки в письме Незнайки, подчеркните известные орфограммы.

Сон Незнайки.

Заблудился в лесной чяще. Укололся о шыпы и упал. Смотрю, – в кустах чюдовище. Сощюрил я глаза, и вдруг проснулся.

Синий цвет: Измените по образцу: Кричать – кричу и запишите слова

Молчать–      

Пищать –       

Крутить–   

Хотеть –

Учит –

Тащить –

Проверка: один ученик на интерактивной доске исправляет ошибки и оценивает свою работу на уроке

– Ребята, если вы согласны с оценкой …, то покажите сигнал зеленый цвет, а если нет, то красный цвет

Проверка по интерактивной доске:

Молчать – молчу    

Пищать – пищу        

Крутить – кручу  

Хотеть – хочу

Учит – учу

Тащить – тащу

Один ученик читает свои слова и оценивает свою работу.

Ребята соглашаются или нет с помощью линейки «Да – нет». (Семафорят сигнальными линейками «да»– «нет»)

Молодцы! Оцените себя, поставьте на полях в тетрадях плюс.

IX. Включение в систему знаний и повторений (4-5 мин.)

– Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно?

– Где мы можем применять полученные знания?

– Поиграем в игру «Поймай рыбу» ЦОР к данному уроку

– Какие правила помогли наловить столько рыбы?

X. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

– Ответили вы на главный вопрос урока?

– Как пишутся сочетания чу-щу? Почему?

– Оцените свою работу на уроке.

– Посчитайте полученные плюсы.

Думаю, что учебная задача выполнена мною:

– У кого зеленый кружок – дома придумать слова с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и красные – вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 176 из учебника.

– Какое настроение у вас от урока?

– Покажите с помощью смайликов:

Список литературы:

  1. Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2011 г.
  2. Русский язык 1-2 класс. Методические рекомендации для учителя. ФГОС Образовательная система «Школа 2100!. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.