Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык» и соответствует стандартным требованиям программы по русскому языку для 2 класса начальной школы.
Дидактическое обоснование: «Русский язык», 2 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (УМК «школа 2100»).
Планируемый результат:
Предметный: формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу и обозначение на письме слов с сочетаниями чу-щу, видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
УУД:
- Регулятивные: освоение правил написания слов.
- Познавательные УУД: видеть опасные места в словах, обосновывать написания сочетаний чу-щу.
- Коммуникативные УУД: умение объяснять свои действия.
- Личностный: осознавать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.
Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Демонстрационный и раздаточный материал:
- картинки щуки, чулка, лука, люка;
- карточки для дифференцированной работы;
- карточки с магнитными буквами ч, щ, а, я, у, ю;
- карточки со словом чувство, набор слов для составления предложения, схема этапов урока;
- толковые словари.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (1-2 мин.)
Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Мы урок наш начинаем, я успехов всем желаю.
– Откройте тетрадь, как должна правильно лежать тетрадь?
Д: Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу, сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь).
– Запишите число. (Записывают число)
II. Проверка домашнего задания (1 мин.)
– Все ли справились с домашней работой?
– Возникли трудности?
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности каждого учащегося (4-5 мин.)
Показываю картинку, на которой нарисован лук.
– Что это, запишите.( Лук. Ученик пишет на доске).
– Какой первый звук в слове, обозначьте его цветным карандашом.
Д: Согласный, твердый, звонкий.
– Почему?
Д: Потому, что за ним стоит гласная у, которая указывает на твердость согласного звука.
Показываю картинку, на которой нарисован люк
– Что это, запишите.
Д: люк. (Ученик пишет на доске).
– Какой первый звук в слове, обозначьте его цветным карандашом.
Д: Согласный, мягкий, звонкий
– Почему?
Д: Потому что за ним стоит гласная ю.
– Вывод.
Д: Гласная у указывает на твердость согласных звуков, а гласная ю – на мягкость.
IV. Постановка учебной задачи (2-3 мин.)
– Отгадайте загадки и запишите слова отгадки.
– Это загадка легка: Длинный братишка носка.
Ученик пишет на доске: чулок.
– Блещет в речке чистой спинкой серебристой,
Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.
Д: щука.
– Сравните первые звуки в этих словах?
Д: Согласные, всегда мягкие, глухие, шипящие.
– Какая вторая буква в этих словах?
Д: Гласная у.
– Какой возник у вас вопрос?
Д: Почему после ч, щ пишется гласная буква у?
(прикрепляю табличку с проблемой: Почему чу-щу нужно писать с буквой у?)
– Проблема?
– Какая тема нашего урока?
Д: Правописание чу-щу.
(Запись темы урока на доске: «Правописание буквосочетаний чу-щу».)
– Предположите, почему именно так? (предположения детей)
– Давайте проверим свои предположения
– Я расскажу вам сказку «Почему чу-щу нужно писать с буквой у» (перевешиваю название на доску), а вы, ребята, будете показывать? (У детей на партах лежат на карточках буквы: ч, щ, у, ю, а, я)
– Жили – были на свете шипящие Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, А, Я. (Дети показывают).
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ю, Я, а дружат только с А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. (На доске оставляют буквы ч, щ, у )
На доске схема:
– Сформулируйте правило для чу-щу
Д: Чу – щу пиши с буквой у.
V. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)
– Давайте понаблюдаем над словами в упражнении № 175 на стр. 106
– Что нужно выполнить в данном упражнении?
Д: Списать слова в два столбика, подчеркнуть сочетания чу-щу
– Как будем работать?
Д: Порядок или алгоритм работы над орфограммой.
– С чего начнем?
Д: Прочитаем слово .
– Что будет служить сигналом, что это орфограмма?
Д: Сигнал – буквы ч и щ
– Что нужно вспомнить?
Д: Расскажем правило.
– Если это опасное место, то нужно…
Д: Подчеркнем сочетания чу-щу.
– Выполним, комментировано по цепочке по алгоритму:
Д: Читаю, вижу чу, вспоминаю правило: чу пишу с гласной у, пишу в первый столбик, подчеркиваю чу
(Пишут: чужой, чудо, чубчик, чуткий, щука, щуриться).
– Какое правило применяли для написания слов с чу-щу?
Д: Чу-щу пиши с гласной у.
– Ответили мы на вопрос?
– Проверим правило по учебнику на стр 106, прочитайте
(Чтение правила по учебнику: в буквосочетаниях чу-щу после ч и щ пишется буква У).
– Обратите внимание на последнее слово из правила учебника. Какое слово вы прочитали?
Д: Чувство.
Читаю: чувство (карточка на доске)
– Произнесите слово: чувство. Что заметили?
Д: Произношение не совпадает с написанием
– Проведем звукобуквенный анализ слова чувство. (фронтальная работа) Узнаем, какой звук исчез?
– Сколько в слове слогов?
Д: 2, так как 2 гласные буквы.
– Первый звук какой?
– Какой третий слышится звук? А буква третья? Дается характеристика звуков
– Вывод? Дает буква в звук? Как его можно назвать?
Д: Непроизносимый.
– Значит, её надо запомнить, какое это слово?
Д: Словарное
– Почему в слове звуков меньше, чем букв? (ответы детей)
Работаем в группах:
1 ряд: найти в толковых словарях значение слова – чувство (Работают со словарями)
1 ученик работает с эл. словарем (Работает по компьютеру)
2 ряд: деформированные предложения (составляют предложение со словом чувство из слов)
3 ряд: придумать одно предложение со словом чувство и записать
Проверка: прочитайте, что значит слово чувство? (читают по словарю или рассказывают)
– Прочитайте предложения, которые вы записали. (Несколько учеников читают составленные предложения)
– Какое сочетание встретилось в этом слове?
Д: сочетание чу пиши с буквой у
VI. Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5 – пора нам, дети отдыхать!
– Если слышите сочетания
чу-щу – приседаете 1 раз,
ча-ща – подпрыгиваете 1 раз,
жи-ши – поворачиваетесь вокруг себя один раз
Читаю слова: Чужой, малыши, чучело, уши, чашка, учу, пища, щука, сощурился, живой, пища.
VII. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)
– Можете ли вы самостоятельно и правильно писать слова с сочетаниями чу-щу? Что будем делать на данном этапе?
Игра: «Соберем слова» ( на интерактивной доске слоги в разброс: щу –ка, чи-щу, чу-лан, чу-дак, чу-жой, у– чусь, у-чу, щу-рюсь, чу-гун, чув-ство) Работа в группах: составьте и запишите как можно больше слов из данных слогов. Каждый слог использовать один раз.
Дети в 5 группах по 4 человека составляют и записывают слова.
Проверка: по представителю из каждой команды по очереди выходят и составляют на интерактивной доске слова.
– Поставьте себе плюсы на полях в тетради за каждое слово
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)
– Молодцы! Вместе хорошо поработали!
– Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? Д: Написать самостоятельную работу
На столах лежат цветные карточки с дифференцированными заданиями.
– Выберите для себя задание и выполните его.
Зеленый цвет: Найдите и исправь ошибки в письме Незнайки, подчеркните известные орфограммы.
Сон Незнайки.
Заблудился в лесной чяще. Укололся о шыпы и упал. Смотрю, – в кустах чюдовище. Сощюрил я глаза, и вдруг проснулся.
Синий цвет: Измените по образцу: Кричать – кричу и запишите слова
Молчать– Пищать – Крутить– |
Хотеть – Учит – Тащить – |
Проверка: один ученик на интерактивной доске исправляет ошибки и оценивает свою работу на уроке
– Ребята, если вы согласны с оценкой …, то покажите сигнал зеленый цвет, а если нет, то красный цвет
Проверка по интерактивной доске:
Молчать – молчу Пищать – пищу Крутить – кручу |
Хотеть – хочу Учит – учу Тащить – тащу |
Один ученик читает свои слова и оценивает свою работу.
Ребята соглашаются или нет с помощью линейки «Да – нет». (Семафорят сигнальными линейками «да»– «нет»)
Молодцы! Оцените себя, поставьте на полях в тетрадях плюс.
IX. Включение в систему знаний и повторений (4-5 мин.)
– Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно?
– Где мы можем применять полученные знания?
– Поиграем в игру «Поймай рыбу» ЦОР к данному уроку
– Какие правила помогли наловить столько рыбы?
X. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)
– Ответили вы на главный вопрос урока?
– Как пишутся сочетания чу-щу? Почему?
– Оцените свою работу на уроке.
– Посчитайте полученные плюсы.
Думаю, что учебная задача выполнена мною:
– У кого зеленый кружок – дома придумать слова с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и красные – вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 176 из учебника.
– Какое настроение у вас от урока?
– Покажите с помощью смайликов:
Список литературы:
- Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2011 г.
- Русский язык 1-2 класс. Методические рекомендации для учителя. ФГОС Образовательная система «Школа 2100!. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.