Музыкально-литературный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Поэты родины моей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи: Развивать представление детей о стихотворении. Закреплять знание о творчестве поэтов А.С. Пушкина, С. Есенина, С. Михалкова. Вызвать эмоциональный отклик у детей от общения с поэзией, от танцев и песен, театрализованной деятельности. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей.

Наглядный материал и атрибуты: Мультимедийная презентация: портреты писателей: А.С. Пушкин, С.А. Есенин, С. Михалков; видеозагадка (фрагмент мультфильма по произведению А.С. Пушкина, скамейка для танца, атрибуты для драматизации стихотворения (кукла, книга, машина и т.д.); маски мышек для подвижной игры; аудиозапись для танца; книга-подарок.

Предварительная работа с детьми:

  1. Заучивание стихотворений чтение произведений А.С. Пушкина, С. Есенина, С. Михалкова.
  2. Подготовка театрализации произведения С. Михалкова «А что у вас?».
  3. Заучивание песни «Песенка друзей» автор Я. Аким.
  4. Разучивание танца «Спляшем, Ваня, спляшем».
  5. Разучивание подвижной игры «Мышеловка».

Ход занятия

1 часть.

Дети входят в зал под музыку.

Здравствуйте дети и уважаемые взрослые! Приветствую вас на литературно-музыкальном досуге «Поэты Родины моей»

Воспитатель:

Хорошая книга -
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем…

Воспитатель: Дети, вы любите стихи? Сегодня предлагаю поговорить о поэзии, почитать и послушать стихи. Скажите, что такое стихи? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Стихи – это рифмованные строчки, они очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность. В стихотворении все слова подходят по смыслу. Предлагаю сейчас вместе сочинить стихи. А поможет нам игра

«Рифмы». Я буду называть слово, а вы подбирать другие слова, похожие по звучанию . Например: Шишка – мышка, мишка, пышка…

  • Лягушка – (кукушка, подушка…)
  • Котенок – (теленок, козленок…)
  • Наташка – (ромашка, рубашка…)

Словесная игра «Рифмы»

Теперь я буду читать стихотворение, а вы продолжите его и подберите слова по смыслу и по рифме.

Шел по лесу бурый … (мишка)
На него свалилась … (шишка)
Ква-ква-ква – кричит … (лягушка)
Ку-ку-ку – отвечает ей … (кукушка)
У нашей Наташки
Красивые … (ромашки)
На лугу стоит теленок
Подошел к нему … (козленок).

2 часть.

Воспитатель: У нас неплохо получилось. Скажите, как называется человек, который пишет настоящие стихи? (поэт)

Воспитатель: Предлагаю сейчас вспомнить замечательных русских поэтов и почитать их стихи. Помните, стихи читают выразительно, красиво, а слушают стихи молча, внимательно. Внимание на экран (портрет А.С. Пушкина)

Воспитатель: Вы узнали этого поэта? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, это А.С. Пушкин – Великий русский поэт. Нет человека, который не знал бы произведение А.С.Пушкина. Скажите, какие его сказки вы знаете. (Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о царе Салтане и др.)

Воспитатель: Сейчас предлагают для вас видеозагадку. Посмотрите фрагмент мультфильма по произведению А.С. Пушкина и отгадайте как называется это произведение. (видео фрагмента «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Воспитатель: А.С. Пушкин писал не только сказки в стихотворной форме. У него много других замечательных стихов, например о временах года. Давайте их послушаем.

(Дети читают стихи А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье!», «Под голубыми небесами!»

3 часть.

Воспитатель: Внимание на экран (портрет С А. Есенина.)

Воспитатель: А этого поэта вы узнали? Это знаменитый русский поэт С. Есенин. Он писал стихи о красоте природы России. И сейчас нам прочитают стихи дети.

(Дети читают стихотворения С. Есенина «Черемуха», «Береза», «Еду. Тихо. Слышны звоны»)

Воспитатель: Молодцы. Эти стихи выразительны, в них много напевности, любви к родной природе.

4 часть.

Воспитатель: Стихи бывают не только о природе, но и о любви, человеческих радостях и огорчения, серьезные и шуточные. Такие стихотворения написал нам следующий поэт. Внимание на экран (портрет С.Михалкова)

Воспитатель: Скажите, кто это?

Воспитатель: Какие стихотворения С. Михалкова, вы знаете? («Дядя Степа», «А что у вас?», «Песенка друзей»).

Воспитатель: Верно. Послушайте отрывок одного из произведений С. Михалкова и отгадайте как оно называется. (воспитатель читает отрывок)

Воспитатель: Все эти стихотворения объединены одной темой: дружба, товарищество, взаимопомощь. Одно из таких произведений дети сейчас расскажут и покажут.

Драматизация стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

Воспитатель: Молодцы наши артисты!

5 часть.

Воспитатель: Существует много подвижных игр, в которых мы тоже используем стихи и сейчас предлагаю в одну такую игру поиграть. Ее вы знаете, называется она «Мышеловка».

Для этого нужно встать в круг, выбрать мышек. Играющие идут по кругу со словами…. Как только закончатся стихи, мышки должны выбежать из круга.

Подвижная игра «Мышеловка»

6 часть.

Воспитатель: Мы с вами весело и дружно поиграли. Многие стихи стали песнями. Послушал их композитор и написал веселую музыку, сейчас мы споем

Песню на стихи Якова Акима «Песенка друзей».

7 часть.

Воспитатель: Поэт сочиняет стихи, композитор пишет музыку на эти стихи, а хореограф ставит танец, используя и стихи и музыку. Предлагаю для присутствующих гостей станцевать шуточный танец про Ваню.

(Танец «Спляшем Ваня, спляшем!»)

Итог.

Воспитатель: Сегодня мы читали стихи замечательных русских поэтов А.С. Пушкина, С. Есенина, С. Михалкова, пели песни, танцевали. В нашей стране есть еще очень много талантливых поэтов. Хочу вам подарить эту интересную книгу, в которой собраны стихи известных русских поэтов. Сейчас предлагаю пройти в группу, чтобы начать читать ее.

Литература:

  1. Мазнин И.А. Скороговорки, загадки, поговорки, ООО «ТЦ Сфера», 2004.
  2. Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, 2012.