Программные задачи: Развивать представление детей о стихотворении. Закреплять знание о творчестве поэтов А.С. Пушкина, С. Есенина, С. Михалкова. Вызвать эмоциональный отклик у детей от общения с поэзией, от танцев и песен, театрализованной деятельности. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей.
Наглядный материал и атрибуты: Мультимедийная презентация: портреты писателей: А.С. Пушкин, С.А. Есенин, С. Михалков; видеозагадка (фрагмент мультфильма по произведению А.С. Пушкина, скамейка для танца, атрибуты для драматизации стихотворения (кукла, книга, машина и т.д.); маски мышек для подвижной игры; аудиозапись для танца; книга-подарок.
Предварительная работа с детьми:
- Заучивание стихотворений чтение произведений А.С. Пушкина, С. Есенина, С. Михалкова.
- Подготовка театрализации произведения С. Михалкова «А что у вас?».
- Заучивание песни «Песенка друзей» автор Я. Аким.
- Разучивание танца «Спляшем, Ваня, спляшем».
- Разучивание подвижной игры «Мышеловка».
Ход занятия
1 часть.
Дети входят в зал под музыку.
Здравствуйте дети и уважаемые взрослые! Приветствую вас на литературно-музыкальном досуге «Поэты Родины моей»
Воспитатель:
Хорошая книга -
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем…
Воспитатель: Дети, вы любите стихи? Сегодня предлагаю поговорить о поэзии, почитать и послушать стихи. Скажите, что такое стихи? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Стихи – это рифмованные строчки, они очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность. В стихотворении все слова подходят по смыслу. Предлагаю сейчас вместе сочинить стихи. А поможет нам игра
«Рифмы». Я буду называть слово, а вы подбирать другие слова, похожие по звучанию . Например: Шишка – мышка, мишка, пышка…
- Лягушка – (кукушка, подушка…)
- Котенок – (теленок, козленок…)
- Наташка – (ромашка, рубашка…)
Словесная игра «Рифмы»
Теперь я буду читать стихотворение, а вы продолжите его и подберите слова по смыслу и по рифме.
Шел по лесу бурый … (мишка)
На него свалилась … (шишка)
Ква-ква-ква – кричит … (лягушка)
Ку-ку-ку – отвечает ей … (кукушка)
У нашей Наташки
Красивые … (ромашки)
На лугу стоит теленок
Подошел к нему … (козленок).
2 часть.
Воспитатель: У нас неплохо получилось. Скажите, как называется человек, который пишет настоящие стихи? (поэт)
Воспитатель: Предлагаю сейчас вспомнить замечательных русских поэтов и почитать их стихи. Помните, стихи читают выразительно, красиво, а слушают стихи молча, внимательно. Внимание на экран (портрет А.С. Пушкина)
Воспитатель: Вы узнали этого поэта? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, это А.С. Пушкин – Великий русский поэт. Нет человека, который не знал бы произведение А.С.Пушкина. Скажите, какие его сказки вы знаете. (Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о царе Салтане и др.)
Воспитатель: Сейчас предлагают для вас видеозагадку. Посмотрите фрагмент мультфильма по произведению А.С. Пушкина и отгадайте как называется это произведение. (видео фрагмента «Сказки о рыбаке и рыбке»)
Воспитатель: А.С. Пушкин писал не только сказки в стихотворной форме. У него много других замечательных стихов, например о временах года. Давайте их послушаем.
(Дети читают стихи А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье!», «Под голубыми небесами!»
3 часть.
Воспитатель: Внимание на экран (портрет С А. Есенина.)
Воспитатель: А этого поэта вы узнали? Это знаменитый русский поэт С. Есенин. Он писал стихи о красоте природы России. И сейчас нам прочитают стихи дети.
(Дети читают стихотворения С. Есенина «Черемуха», «Береза», «Еду. Тихо. Слышны звоны»)
Воспитатель: Молодцы. Эти стихи выразительны, в них много напевности, любви к родной природе.
4 часть.
Воспитатель: Стихи бывают не только о природе, но и о любви, человеческих радостях и огорчения, серьезные и шуточные. Такие стихотворения написал нам следующий поэт. Внимание на экран (портрет С.Михалкова)
Воспитатель: Скажите, кто это?
Воспитатель: Какие стихотворения С. Михалкова, вы знаете? («Дядя Степа», «А что у вас?», «Песенка друзей»).
Воспитатель: Верно. Послушайте отрывок одного из произведений С. Михалкова и отгадайте как оно называется. (воспитатель читает отрывок)
Воспитатель: Все эти стихотворения объединены одной темой: дружба, товарищество, взаимопомощь. Одно из таких произведений дети сейчас расскажут и покажут.
Драматизация стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
Воспитатель: Молодцы наши артисты!
5 часть.
Воспитатель: Существует много подвижных игр, в которых мы тоже используем стихи и сейчас предлагаю в одну такую игру поиграть. Ее вы знаете, называется она «Мышеловка».
Для этого нужно встать в круг, выбрать мышек. Играющие идут по кругу со словами…. Как только закончатся стихи, мышки должны выбежать из круга.
Подвижная игра «Мышеловка»
6 часть.
Воспитатель: Мы с вами весело и дружно поиграли. Многие стихи стали песнями. Послушал их композитор и написал веселую музыку, сейчас мы споем
Песню на стихи Якова Акима «Песенка друзей».
7 часть.
Воспитатель: Поэт сочиняет стихи, композитор пишет музыку на эти стихи, а хореограф ставит танец, используя и стихи и музыку. Предлагаю для присутствующих гостей станцевать шуточный танец про Ваню.
(Танец «Спляшем Ваня, спляшем!»)
Итог.
Воспитатель: Сегодня мы читали стихи замечательных русских поэтов А.С. Пушкина, С. Есенина, С. Михалкова, пели песни, танцевали. В нашей стране есть еще очень много талантливых поэтов. Хочу вам подарить эту интересную книгу, в которой собраны стихи известных русских поэтов. Сейчас предлагаю пройти в группу, чтобы начать читать ее.
Литература:
- Мазнин И.А. Скороговорки, загадки, поговорки, ООО «ТЦ Сфера», 2004.
- Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, 2012.