Дети с большим желанием начинают учиться игре на фортепиано. Это новый мир, новые знания, это радость, которую предвкушает ребенок. Музыка воздействует на душу ребенка, способствует развитию его творческой индивидуальности.
Начальный период является очень важным. Оттого, как пройдут первые занятия музыкой, насколько это будет привлекательным и познавательным во многом зависит дальнейшее успешное обучение в классе фортепиано. Удержать этот интерес и первоначальный энтузиазм ребенка на длительный период, а также увлечь его творческим трудом, наверное, основная задача педагога.
Сейчас предлагается много интересных сборников с рассказами, стихами, красивыми иллюстрациями, с нотами, напечатанными крупно и ярко, которые помогают ввести ребенка в мир музыки. Работать с такими сборниками удобно и, самое главное, дети довольно легко и быстро осваиваются с нотной записью, начинают играть простые мелодии сначала одним, потом разными пальцами, определяют размер, могут считать и узнают еще много-много всего. Важно, что это происходит в строгой последовательности, определенной педагогом.
Но после начального этапа обучения музыкальный материал усложняется, и дети начинают испытывать некоторые трудности при разборе. Конечно, педагог на занятии все покажет, объяснит и не один раз. Но очень важно, чтобы ребенок умел самостоятельно работать с музыкальным текстом. Этому надо научить. И учить по возможности раньше. По мнению одного из видных педагогов Германии конца 19в. начала 20в. Августа Хальма: «Руководство учителя должно заключаться не только в том, чтобы указывать ученику определенную дорогу, но и в том, чтобы побуждать и воспитывать самостоятельное продвижение вперед».
Обучающегося надо научить выполнять домашние задания эффективно, ставя перед собой определенную задачу и добиваясь ее выполнения, не тратя время попусту, проигрывая произведение по нескольку раз, часто без видимого результата или пасуя перед трудностями. И в этом ему обязательно надо помочь. Как писал замечательный педагог А. П. Щапов: «…педагог должен значительную часть работы и на самом уроке строить так, чтобы ход, последовательность этой работы были образцом того, что ученик должен затем делать дома». Моделирование в классе домашних занятий поможет рационально организовать самостоятельную работу обучающегося и в плане времени и содержания, и умения использовать адекватные технические приемы и др. Педагог последовательно решает определенные задачи от разбора музыкального текста до исполнения на зачете или концерте. Работа идет поэтапно, и ребенок должен понимать и чувствовать эту последовательность, занимаясь дома по образцу работы в классе. По существу и в классе и дома решаются одни и те же задачи:
- 1- грамотный разбор текста – ноты, ритм, аппликатура, штрихи (в единстве)
- 2- работа над более сложными или неудобными местами
- 3- соединение отдельных частей произведения в более крупные и, в конечном итоге, в единое целое в соответствии с художественным замыслом композитора
- 4-заучивание наизусть, решение художественно-исполнительских задач (самооценка, самоконтроль)
- 5- исполнение (в классе, на зачете, экзамене, на концерте)
- 6- проверка навыков самостоятельной работы
Говоря о самостоятельной – домашней - работе, полезно подробнее рассмотреть содержание перечисленного.
1. Навык разбора – это умение грамотно самостоятельно разобраться в нотном тексте. Прежде всего, надо научиться читать с листа. «Успешный процесс чтения с листа музыкального произведения зависит от быстроты и точности опознавания нотных знаков, интервалов, аккордов, быстроты и точности двигательной реакции на нотные знаки, ритм и мелодические рисунки» (Сулейманов Р. Ф.). Как только ребенок освоил нотную грамоту и хорошо запомнил, где пишутся ноты в скрипичном и басовом ключах, он учится объединять их в музыкальные построения: мотивы, фразы, предложения. Для начала полезно назвать ноты вслух, просольфеджировать, спеть со словами, а затем сыграть. В дальнейшем стараться, чтобы музыкально-слуховое представление мелодии предшествовало игре.
Мелодия неотделима от ритма. Часто обучающемуся дается задание считать вслух, что нередко вызывает затруднения. Приемом может служить простукивание или проговаривание нот в ритме мелодии до игры на инструменте. Полезно применять прием, когда долгие звуки мысленно или на фортепиано заполняются более короткими в зависимости от соседних. Это позволяет более наглядно почувствовать ритм. Иногда очень помогает подтекстовка.
Соединение двумя руками – ответственный момент, поэтому, как правило, занимаемся этим в классе. Отрабатывается видение вертикали в нотной записи. Хорошо использовать прием, когда ребенок играет правой рукой, а педагог левой и наоборот. В дальнейшем при самостоятельной игре это очень помогает, т. к. уже была услышана полная фактура произведения.
При разборе произведения на занятии помимо нот, ритма, обращается внимание на аппликатуру, ведь если нет привычки играть правильными пальцами, то потом их исправить довольно сложно, что в дальнейшем может помешать сыграть произведение выразительно или в более быстром темпе. Там, где аппликатура не проставлена в очевидных местах (гаммообразное движение, аккорды и др.), ребенок должен сам сыграть правильными пальцами. В более сложных местах проставляет аппликатуру педагог. Надо, чтобы учащийся чувствовал клавиатуру рукой и старался играть, не глядя на руки. Также нельзя забывать и про штрихи. От них в большой степени зависит и аппликатура и характер исполнения. Конечно, хорошо, когда нотный текст, ритм, аппликатура, штрихи выступают в единстве – это и будет грамотным разбором музыкального произведения. Создание этого единства базируется на полном разборе произведения. И эта часть домашней работы всегда наиболее сложна и трудоемка.
2. Музыкальное произведение часто неодинаково по своей сложности. Есть места простые, с которыми можно справиться довольно быстро, а есть сложные или не очень удобные для исполнения. На них надо потратить гораздо больше времени и усилий. И если этот кусок не получится, то сыграть произведение на зачете, концерте или прослушивании не возможно. Определяем трудные места и работаем над ними на занятии. Если место технически сложное, играем отдельными руками, проверяем аппликатуру. Можно поиграть разными способами, изменяя артикуляцию, ритм, силу звукоизвлечения. Можно использовать упражнения для достижения удобства руки, упрощая, или наоборот, усложняя текст (отнести бас от аккорда не на октаву, а на две и др.). Необходимо постоянно напоминать, что играть надо «красивым» звуком, чтобы это не превращалось в механическое выколачивание. При сложностях полифонического характера обязательно проигрываем каждый голос с пением, с пением одного голоса и одновременно игрой другого. Как надо учить то или иное трудное место показывается на занятии. А на следующем обучающийся показывает, как он занимался дома.
3. Сложные места учатся отдельно. Но после этого необходимо соединить их с предыдущим и последующим материалом, при этом сохраняя один темп. Темп берется по трудному на данном этапе работы месту. Чаще всего приходится наблюдать, что ребенок играет быстрее, чем может, с замедлениями или даже остановками в трудных местах. Здесь необходимо только сопоставлять отдельные фрагменты произведения, чтобы наглядно убедиться, что единый темп пока не достигнут. Умение держать единый темп от начала до конца требует от ребенка внимания, волевого усилия, определенной выносливости и др. Именно темп, прежде всего, позволяет «собрать» произведение в единое целое. В этой стадии работы обучающийся уже должен достаточно свободно справляться с трудными местами и даже отдельные фрагменты знать наизусть. Дальше идет работа над выразительностью исполнения. Ведь нотные знаки можно перевести в звуки и не раскрыть содержания и смысла.
Начиная работать над новым произведением, педагог старается увлечь своего воспитанника. Исполнение педагогом произведения целиком является приобщением к новой музыке. Очень существенна роль показа в соединении со словесными комментариями. На начальном этапе работы над выразительностью исполнения ребенок будет стараться копировать манеру и приемы игры педагога и, вероятно, не надо этого бояться. Музыка, предлагаемая ребенку должна быть ему понятна, интересна. Поэтому при показе важна установка на осмысленное восприятие. К. Д. Ушинский писал: «Чем более осмысленно подражание, тем ближе оно к переходу в самостоятельную деятельность».
Чтобы произведение было исполнено выразительно, важно понять художественный замысел композитора. На занятии говорим о характере, настроении пьесы, подробно просматриваем текст в плане штрихов, фразировки, цезур, нюансов, определяем кульминацию и подход к ней и т. д. Игра не должна быть «механической». Чтобы «разбудить» воображение, придумываем какие-то сюжеты, подбираем иллюстрации. Можно предложить варианты (2-3) исполнения. Пусть ребенок подумает и выберет нужный. Можно использовать наводящие вопросы. Тогда станет яснее, каким звуком надо играть: певучим, глубоким, ярким, легким, светлым и т. д. Обращая внимание на нюансы, стараться избегать таких слов как, «тише, громче», а использовать слова, характеризующие качество звука, настроение произведения. Умение слушать и слышать свое исполнение, корректировать художественно-звуковую и техническую стороны – этому надо учиться чуть ли не с самого начала обучения игры на инструменте. Ведь «…чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая», - писал Г. Г. Нейгауз.
4. Заучивание наизусть – важный момент и нельзя его откладывать. Многие фрагменты произведения выучиваются как бы сами собой. Но над некоторыми надо хорошо потрудиться, предварительно проанализировав их, многократно проиграть их в не быстром темпе «плотным» звуком. Необходимо научиться играть с определенных мест, чтобы при ошибке не начинать каждый раз с начала. Когда произведение выучено наизусть уверенно, то ребенок должен уметь сыграть его в более медленном темпе. Этот прием неожиданно может открыть новые краски и смысл произведения. Он хорошо известен и применим педагогами. Полезно выученное произведение перед исполнением мысленно, глядя в ноты (или без них) «услышать» и обдумать, а играя, всегда стараться, чтобы руки шли за головой.
5. Завершающий этап работы – исполнение на зачете, экзамене, концерте. Многие дети теряются, если их слушает кто-то посторонний. Это может зависеть от недостаточной уверенности в тексте, стеснении, особенности нервной системы и др. В первом случае надо еще поучить текст. Во втором – чаще приглашать в класс другого педагога, учащихся, чтобы ребенок привык к слушателям. Даже если представить, что тебя кто-то слушает, чувствуешь себя иначе. Для маленьких детей иногда достаточно в качестве слушателя посадить рядом игрушку, куклу. Может помочь и использование аудио и видеозаписи. Это очень эффективно и полезно в домашних условиях. Ребенок чувствует себя артистом, слышит, видит себя со стороны, сравнивает свою игру с образцом. Возникает самооценка. Становится понятнее к чему стремиться. Но не надо этим увлекаться т. к. на самом деле - ценное – это музыкальное творчество, создание и выражение собственного отношения к музыке в процессе ее исполнения.
6. Для проверки умения самостоятельно работать над пьесой, педагог подбирает музыкальный материал, который соответствует индивидуальным возможностям ребенка и требованиям программы. Более легкую вещь можно дать для совершенно самостоятельной работы. В более сложной - можно проверить хотя бы текст, чтобы не было досадных ошибок. Ребенок работает над пьесой сам. И эта часть работы составляет не менее 80% всего времени работы над пьесой. Потом представляет ее в эскизном варианте (наизусть учить не надо, в удобном темпе, по возможности приближенном к окончательному). Здесь важно понять, насколько вдумчиво, внимательно, рационально и в то же время – творчески - он занимался дома, выявить, какие этапы в работе над произведением были трудны и помочь в этом, рационально спланировав работу дома, правильно организуя время и интенсивность занятий. Целесообразно устраивать прослушивания, посвященные самостоятельному разбору и разучиванию музыкальных произведений (так называемая технология «урок в уроке»). Такие занятия весьма полезны своими результатами, т. к. хорошо демонстрируют приобретенные навыки самостоятельной работы, и по смыслу являются своеобразной «контрольной работой».
Первые четыре года музыкальной школы, Дома детского творчества являются периодом широкой доступности фортепианного обучения для детей с различными врожденными музыкальными данными. Педагог всегда старается, чтобы на занятии было интересно, но вместе с тем способствует формированию важных качеств личности, таких как внимание, сила воли, самостоятельность, точность в выполнении задач, систематичность в работе. Для успешной самостоятельной работы педагог обязательно учитывает возрастной фактор, индивидуальные способности, четко ставит задачи, правильно дозирует нагрузки, определяет последовательность в работе над произведением, всегда поддерживает инициативу учащегося, побуждает к творчеству.
Как известно, любое творчество – процесс сугубо индивидуальный. Но его результат требует публичности. Первый зритель и слушатель – это педагог. Работа дома это не только умение закрепить пройденное. Это основная часть работы маленького музыканта. Совместная творческая работа, доброжелательная, доверительная атмосфера на занятиях обучающего и педагога – основа всех успехов.
Литература
- Щапов А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище, «Классика – ХХI», М., 2009,- 176с.
- Сулейманов Р. Ф. Как научиться читать ноты с листа музыкальные произведения. Учебное пособие, - Казань: ГУП ПОЗИС, 1997, - 108с.
- Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез или я – детский педагог, «Предприятие С-Пб Союза художников», 1996,- 192с.
- Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей, М. «Педагогика», 1988, - 176с.
- Ушинский К. Д. «Человек как предмет воспитания» т.II, С-Пб., 1905, Пед. соч. сост. Егоров С. Ф.- М., «Педагогика», 1990,- 528с.