Технологическая карта мероприятия
№ п/п | Предмет, класс | Биология, 7 класс | ||
1 | Тема мероприятия | Птичий калейдоскоп | ||
2 | Цель | Познакомить учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека. | ||
3 | Задачи | обучающие | развивающие | воспитательные |
Закрепить знания о разнообразии и значении птиц, познакомить с зоологическими профессиями. | Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать выводы, навыки работы с интерактивной доской. | Воспитывать бережное отношение к живой природе. | ||
4 | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Компьютер, интерактивная доска, презентация в программе SMART Notebook, 1С Школа «Биология 7 класс». | ||
5 | Образовательные ресурсы Интернет | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
|
Ход мероприятия
№ | Этапы мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Предварительная подготовка. | Объявление темы мероприятия, объяснение правил его проведения; подготовка презентации в программе SMART Notebook. | Учащиеся готовят сообщения о профессиях, связанных с птицами и заповедниках РФ, помогают в подготовке дополнительного материала. |
2 | Ход мероприятия. Организационный момент. |
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы. Объявляет тему мероприятия. (слайд 1) | Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. |
3 | Основная часть. | Сообщение учителя. ПТИЦЫ - самые замечательные проявления Жизни на нашей планете. Они украшают естественные и искусственные ландшафты, придавая им неповторимое разнообразие. Вопрос: Давайте вспомним, о чем могут говорить эти числа? 9800, 40, 600, 129. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. 9800 (Птиц на Земле), 40 (отрядов), 600 (в России), 129 (птицы, занесенные в Красную книгу). |
Сообщение учителя Нет на Земле такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 800 видов пернатых, относящихся к 40 отрядам, более 100 видов птиц занесены в Красную книгу МCOП, в России обитает около 800 видов.Вопрос: Где больше всего птиц?Сообщение учителя. Мероприятие мы проводим в форме устного журнала. Тема сегодняшнего номера «Птичий калейдоскоп». Как и любой журнал, он имеет своих редакторов, научных сотрудников, консультантов, корреспондентов, роль которых выполняют сегодня наши учащиеся. Каждая страница сегодняшнего журнала познакомит вас с известными и неизвестными сведениями о птицах. И первая страница нашего журнала «Кто есть кто?» (слайд 2) | Учащиеся отвечают, что наиболее богата орнитофауна лесов: смешанных, тропических, экваториальных, меньше -- в лесостепях, еще меньше - в степях, полупустынях, мало в пустынях и высоко в горах, но тем не менее они везде встречаются и дороги нам тем, что являются частью природы. | ||
Учитель проводит фронтальную беседу. Вопрос: Какие птицы изображены на слайде? (слайд 3) | Учащиеся по картинкам называют знакомых птиц. | ||
Учитель предлагает сыграть в игру «Третий лишний». Определить‚ какая из трёх птиц в каждом ряду является лишней и почему? (слайд 4) | Учащиеся выходят к доске, подчеркивают «третьего лишнего» и объясняют свой выбор. | ||
Учитель предлагает разгадать кроссворд о птицах. (слайд 5) | Учащиеся выходят к доске и вписывают названия птиц. | ||
Сообщение учителя. Следующая страница журнала «Экологическая». Учитель предлагает определить, к каким экологическим группам принадлежат птицы, выбрать птиц не способных летать и способных плавать. (слайд 6) | Учащиеся выходят к доске и выполняют задания | ||
Учитель. Птицы входят в состав пищевых цепей различных сообществ. И на этом этапе мероприятия предлагаю вам игру «Пищевая цепь». (слайд 7) | Учащиеся составляют пищевые цепи. | ||
Учитель: Ребята, какую роль играют хищные птицы в природе? | Учащиеся отвечают, что хищные птицы в природе играют роль в санитарном значении – истребляют больных и ослабленных животных, предотвращает распространения заразных заболеваний среди других животных и людей. Например, совы играют роль в регуляции численности мышевидных грызунов. | ||
Учитель. Да, ребята, хищные птицы имеют большое значение. Давайте послушаем стихотворение. | Ученик читает стихотворение. (приложение) |
||
Учитель. Мы переходим на следующую страничку журнала «Ни пуха, ни пера». Предлагаю вам ответить на вопрос: Какое значение имеют птицы в природе и для человека? (слайд 8) | Учащиеся отвечают, что среди птиц есть такие отряды как Куриные и Гусеобразные, которые имеют промысловое значение. Из них получают мясо, яиц, пуха, жир. Птичий помет органическое удобрение. Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки).Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных. | ||
На странице «Птицы и профессии» Учитель предлагает учащимся послушать сообщение о профессиях человека, связанных с птицами. | Учащиеся делают сообщения. | ||
Учитель: Заканчивает наш устный журнал страница «Охрана и привлечение птиц». К сожалению, в последние годы резко сократилась численность птиц. Навсегда исчезло уже более 100 видов. Так, полинезийцы уничтожили огромную птицу моа, которая весила 300 кг, причина гибели - выжигание растительного покрова. В 1681 году люди в последний раз видели птицу дронта, даже чучела данной птицы не сохранилось, только описание. Навсегда нас покинули: бескрылая гагара, которая ходила вертикально, как пингвин, хорошо, что знаменитый Карл Линней успел ее описать; пугливая и осторожная лабрадорская гага; странствующий голубь; нежное мясо которого было деликатесом; каролинский попугай - единственный вид, который обитал в США; последняя луговая курочка погибла в 1932 году ... Этот черный список можно продолжать и продолжать.В жизни человека птицы играют эстетическое значение. Птицы играют роль в развитии истории культуры: художественной литературы, музыки, изобразительного искусства. Птиц используют как лабораторных животных. Одних птиц используют в научных экспериментах, других – в бионических исследованиях как живые модели для создания более совершенных технических систем. Поэтому птиц надо охранять и принять меры их охраны: установление запретов на отлов и использование птиц; охрана среды обитания, условий размножения, путей миграций. В России есть орнитологические заповедники: Кандалаксиский (побережье Белого моря), Астраханский, Кызыл-Агачский (на Каспии). | Учащиеся внимательно слушают учителя и выполняют задание. | ||
Заключительная часть. | Организует беседу с классом о выводах по материалу мероприятия.
|
Отвечают на вопросы. |