Урок русского языка по теме "Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели.

  1. Формирование умения определять, какую гласную следует писать в словах с суффиксами -ик, -ек.
  2. Формирование умений образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов и приставок.
  3. Закрепление навыка правописания слов с изученными орфограммами.
  4. Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, мышления, внимания; отрабатывать навыки грамотного и каллиграфически правильного письма.
  5. Воспитывать любовь ко всему живому в природе, довести до сознания детей: дружба – качество присущее не только человеку.

Оборудование: рисунки – Золушки, дворца, домика, дуба, предметные картинки, карточки, мяч, билеты, тесты.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня в сказочном дворце “Состав слова” состоится бал, в котором примут участие все части слова. Они мечтают попасть на бал, мы с вами должны помочь осуществить эту заветную мечту.

- Отгадайте, кто нуждается в нашей помощи.

1. Я главная часть слова, без меня нет слова. Но чтобы меня узнать, надо родственное слово подобрать. (Корень).

2. После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу. (Суффикс).

3. Я к корню приставлена
И навсегда у него оставлена.
Значение корня меняю я,
Но без корня никуда.
Нельзя нас с корнем разделять
И ничего между нами вставлять. (Приставка).

4. Я изменяемая часть,
С другим словом держу связь.
Если бы не я,
Была бы сущая ерунда.
Я люблю слова конец
Вот ведь какая вещь:
Я регулирую всю речь. (Окончание).

- Ребята вспомните, какая героиня из сказки Шарля Перро тоже сильно хотела поехать на бал во дворец? (Золушка).

- Попала ли она на бал? (Да).

- А вы бы хотели побывать на балу? (Да).

- Какой зимний праздник приближается? (Новый год).

- Золушка вас приглашает на Новогодний бал во дворец. Но для этого вы должны правильно выполнять все задания, которые она Вам предлагает. За это Золушка Вам будет выдавать пригласительные билеты.

Только внимание и хорошее настроение приведут вас к успеху.

II. Сообщение темы и цели урока

Золушка с собой взяла некоторые предметы.

- Что это? (Замоч…к, ключ…к)

Для того, чтобы открыть этот дворец, объясните – какие гласные нужно вставить?

- В какой части слова они находятся? (В суффиксе).

- К какой схеме они подойдут? (2).

Давайте, ребята, вспомним правила, когда пишутся суффиксы – -ик, -ек. (Учебник стр. 132, таблица)

Проверяем: ключ…к – ключики – ключик.

Замоч…к – замочки – замочек.

Молодцы! Первое задание Золушки выполнили.

- А какие это суффиксы? (Уменьшительно-ласкательные).

Сегодня на уроке мы закрепляем тему, какую гласную следует писать в словах с суффиксами –ик, -ек.

III. Минутка чистописания

1 строчка -ик, -ек

Проверка домашнего задания.

Давайте проверим домашнее задание. Дома, вы по вариантам придумывали слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и эти суффиксы запишем на вторую строчку.

2 строчка – -еньк, - очк, - ушк, - ышк, - ок, - чик.

IV. Работа по теме урока.

1. Разбор предложения по членам и частям речи.

- Ребята, посмотрите в окно и скажите, какие изменения произошли в неживой природе с наступлением зимы. (Высказывания учащихся, составление предложений).

Золушка дает второе задание.

Списать предложения, объяснить и вставить орфограммы. (На доске).

Был з…мний д…н…к. Сильный ветер закруж…л в вальсе подруж…к – сн…ж…нок.

- В какой части слова пропущена орфограмма? (В суффиксе).

2. Подбор однокоренных слов:

I вар. – друг… подружка – разбор.

II вар. – снег…подснежник – разбор.

За правильные ответы – выдача билетов на бал.

3. Разбор слов по составу.

4. К данным схемам подобрать слова из предложения.

Золушка довольна. Молодцы, получите билеты.

V. Работа со словарными словами

Золушка предлагает следующее задание.

- Образовать от словарных слов – слова с суффиксами -ик, -ек, и записать их в два столбика

-ик-   -ек-
Арбузик   платочек
Карандашик   горошек
Топорик   молоточек.

Получите билеты.

VI. Продолжение работы по теме

1. “Игра в мяч”

(Кидаю мяч и называю слово, где есть суффиксы -ик, -ек, нужно поймать мяч, сказать правило, как правильно написать это слово и записать в нужный столбик).

Гномик   орешек
глазик   уголочек
билетик   звоночек
братик   кусочек
ёжик   мешочек

Домашнее задание вам было: сочинить четверостишие со словами, в которых встречаются суффиксы -ик, -ек. Прочитайте их.

Золушка довольна. Молодцы, получите билеты.

VII. Физминутка

Не сутультесь, грудь вперед,
Плечи разверните.
А теперь рывки руками
Снова повторите.
Достаем рукой носочек
Правой – левой, левой – правой,
А теперь, как будто мячик
Все на месте мы поскачем
Отдохнули, посвежели
И за парты снова сели.

VIII. Продолжение работы по теме

Следующее задание Золушки.

1. Письмо по памяти.

Около дворца росло красивое дерево.

- Что это за дерево? (Дуб)

Отгадайте загадку и вы узнаете, как называются плоды на нем.

В з…л…той клубоч…к

Спрятался дубоч…к. (желудь)

а) разобрать пропущенные орфограммы;

б) запись отгадки и краткий фонетический разбор слова.

Желудь [жолут'] – 2 сл.; 6б., 5з.

Золушка довольна. Молодцы, получите билеты.

2. Творческая работа. (Cамостоятельно)

С другой стороны дворца жили наши маленькие друзья, которые охраняли дворец и следили за тем, чтобы на бал заходили только добрые, умные и честные ребята.

Золушка вам предлагает самостоятельно составить сказку, используя опорные слова с суффиксами -ик, - ек.

Будьте очень внимательны. Повторите еще раз правило о правописании суффиксов -ик, -ек. (Задание для сильных ребят).

В одном….жил…. Он был похож на…. Однажды на… из леса к нему прибежал…. Он был похож на …, у него был маленький…. Около домика рос красивый…, там стоял …, на котором лежал…. Они всегда вместе дружно и весело играли!

(Дом…к, кузнеч…к, огурч…к, огон…к, зайч…к, мяч…к, хвост…к, сад…к, стол…к, цветоч…к).

Для слабых учащихся вставить пропущенные буквы в слова (карточки).

Взаимопроверка.

IX. Тест

X. Итог

- Какое правило мы сегодня закрепляли? Примеры.

XI. Выставление оценок

Шарада

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в тетрадке все встречали

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).

Поставьте в тетради себе оценку за работу на уроке.

До Новогоднего бала еще не скоро, вы сможете зарабатывать билеты на следующих уроках. Скажу по секрету, у Золушки еще билеты остались. Удачи Вам!

XII. Домашнее задание (стр.135, упр.114).