Оборудование:
- Елка
- Мешок с цветными шарами (4 цвета)
- Таблички на столы (4 шт.)
- Конверты А4 для заданий
- Наклейки на конверты <Приложение 5>
- Таблица для подсчета баллов <Приложение 6>
- Большая карта мира
- 5 стрелок указателей
- Магниты
- Новогодние колпаки деда мороза с бородой (2 шт.)
- Конверты для ладошек каждому учащемуся
- Вырезанные бумажные «ладошки» двух цветов
- Набросок или контур елки на листе А2
Цель: воспитание гармоничной, жизнерадостной, инициативной, творческой личности.
Задачи:
- развить навыки межличностного общения;
- познакомить с новогодними традициями разных народов и эпох;
- развить умение организовать свой досуг, отдыхать, праздновать;
- развить умение работать в группе;
- сплотить классный коллектив.
Ход мероприятия
I. Вступление. Приветствие.
- В класс вносится елка.
– Здравствуйте, дети. Меня зовут Алексей Валерьевич, и я проведу у вас классный час.
– Как вы думаете, зачем я принес эту новогоднюю елку?
– Правильно, наш классный час будет посвящен Новому году.
- – Прежде, чем мы начнем классный час, я предлагаю разделиться на 4 команды-группы. Для этого нам понадобится чудо-мешок – в нем новогодние шары разных цветов: всего 4. Вытащив шар, вы занимаете соответствующее место за столами (слайд 1 Презентация).
- – Разрешается активное участие в классном часе. Но не забудьте о правилах: не перебивайте других участников, соблюдайте рабочую тишину, сохраняйте хорошее настроение.
Первое задание.
– Давайте познакомимся! Каждая ваша группа – команда. Какие вы? И раз уж мы договорились сегодня начать готовиться к встрече Нового года, – какие мы бываем в Новый год? Что мы любим делать в этот праздник? (слайд 2).
Членам каждой команды нужно подобрать 3 прилагательных, определяющих, какие они в Новый год, и 3 глагола, говорящих о том, что они любят в новогоднюю ночь (можно в сочетании с др. словами) (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – КАДР с заданием). Вот, например, я в Новый год остроумный, непредсказуемый и сногсшибательный; люблю кататься (на коньках), водить (хороводы) и исполнять (желания друзей). А вы?..
II. Викторина. Вопросы на слайде. «Верю – не верю».
Вы должны ответить на вопросы: «Да» или «Нет» (слайд 3-11).
III. Путешествие по планете.
– На доске карта мира – на ней 5 стрелок – это наши остановочные пункты. 4 стрелки предназначены вам <Приложение 1>. На столах лежат тексты, которые содержат сведения о праздновании Н. Г. в разных странах. В данном случае: Япония, Скандинавия, Италия, Великобритания <Приложение 2>. 5 стрелка для меня (слайд 12-13).
Задание. С помощью представленной информации составьте заманчивое приглашение – рекламу. Для того чтобы вам было легче на столе есть шаблон, в котором пропущены некоторые слова и фразы, которые вы легко найдете в текстах. Когда вы справитесь с заданием – один должен красноречиво зачитать рекламу, чтобы всем и каждому захотелось встретить Новый год в «вашей» стране <Приложение 3>.
IV. «В гостях хорошо, а дома лучше».
5 стрелка – находится на территории нашей страны – России. О том, как праздновали и празднуют Новый год у нас, расскажу я Вам. (слайд 14).
Традиция отмечать этот праздник 1 января появилась на Руси три столетия назад. И вот, 20 декабря лета семи тысячи двести восьмого от сотворения мира, Петр I издал указ, в котором повелевалось отмечать Новый год 1 января и следующим годом считать 1700 от Рождества Христова. (слайд 15).
Тогда же, после указа Петра I "О праздновании Нового года" по европейскому образцу, ель становится символом новогоднего праздника на Руси. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника. (слайд 16).
В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала. (слайд 17).
Вечер накануне Нового года называли щедрым. Обильный праздничный стол, по древнему поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве. В Новом году подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, кисели, пиво, пекли пироги с различной начинкой.
В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. На новогоднем столе не должно было быть домашней птицы, пернатой дичи или зайца, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье. У русских, украинцев, белорусов, молдаван ритуальным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья и блины. Кашу варили из цельных зёрен пшеницы, а то и из нескольких видов злаков. В начале века на Новый год выпекали из теста фигурки домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями и орехами.
Считали также, что Новый год надо встречать в новом платье и обуви, тогда и весь год будешь ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения. Под Новый год выбрасывали из дома всю разбитую посуду, мыли окна и зеркала.
В России праздники проводились весело и задорно и сопровождались играми и гуляньями.
Мы с вами отдадим дань традициям и тоже поиграем.
V. Игры.
(слайд 18)
«Морозное дыхание». В этой игре участвуют 2 представителя от команд, которые должны одновременно дуть на снежинку. На головах у участников одеты колпаки Санта-Клауса с бородой. Побеждает тот, кто дольше удерживает снежинку на своей половине стола или сдунет со стола в сторону соперника.
«Морозная математика». В этой игре участвуют все команды. Главное условие – это внимание. Кто правильно подсчитает гостей, тот считается победителем <Приложение 4>.
Новогодняя математика
Ко мне на вечеринку
Под самый Новый год
Друзья зайти решили
И я веду им счет
Пришли сначала восемь (8)
А после еще пять (13)
Чуть позже трое вышли (10)
А два стучат опять (12)
Потом ватагой шумной
Вломилось еще семь (19)
За ними следом двое (21)
А шесть ушли совсем (15)
Затем ушли тринадцать (2)
А четверо пришли (6)
За ними восемнадцать
На огонек зашли (24)
Потом один умчался
Наверное в магазин (23)
Но вскоре возвратился
А с ним еще один (25)
Ушли чуть позже семеро
У них свои дела (18)
Зато явились четверо
И сели у стола (22)
Потом меня покинули
Одиннадцать подряд (11)
Но девять возвратились
Я был им очень рад (20)
Собрались спешно трое
Ушли куда-то в ночь (17)
За ними еще трое
Отправились вдруг прочь (14)
Затем не досчитался
Я целых пятерых (9)
Зато потом дождался
Я целых семерых (16)
А после ушли девять (7)
А с ними еще два (5)
За ними еще четверо (1)
И с кем остался я?
VI. Рефлексия.
У каждого учащегося на столе лежит конверт, в котором лежат 2 ладошки: темно-зеленая и светло-зеленая. Учащимся предлагается в зависимости от полученного впечатления во время классного часа, выбрать ладошку: темно-зеленая – положительные эмоции, узнал что-либо новое; светло-зеленая – было скучно, информация была недоступна и неполезна. На доске весит макет елки на ватмане, можно его положить на стол команде, которая наиболее активно участвовала в классном часе, дав право первой наклеить ладошки на елку. Затем все остальные учащиеся наклеивают свои (слайд 19).
VII. Заключительная часть.
Желаю, чтобы в новом году вы получали только положительные эмоции, ваш коллектив становился крепче и дружнее, исполнялись ваши планы и мечты, и чтобы жизнь преподносила только приятные сюрпризы.