Проект "Наш город – Сергиев Посад"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта: Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей духовно- нравственного воспитания.

Цели проекта:

  1. Формировать у детей любовь к Родине, к родному городу и его историческому прошлому;
  2. Воспитывать чувство ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;
  3. . Приобщать детей к культуре и традициям нашего народа.

Основные задачи:

  • познакомить с историческим прошлым нашего города;
  • познакомить с географическим положением и природными ресурсами нашего края;
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию нашего города;
  • воспитывать чувство гордости за родной край;
  • формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу
  • формировать у родителей воспитанников желание прививать любовь к родному краю воспитывать патриотизм.

Ресурсное обеспечение: экспонаты, книги, журналы, открытки, картины, художественные произведения и материалы.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: педагоги, дети 3-7 лет, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия, флору и фауну.
  • детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город.

Этапы организации работы в ходе реализации проекта

I. Подготовительный

(планирование работы с семьями на всех ступенях воспитательно-образовательной работы, составление перспективного плана работы);

II. Организационный

(создание условий для внедрения запланированного проекта, формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи);

III. Практический

(деятельность по схеме педагог - ребенок, ребенок - родитель, родитель - педагог).

Формы и методы реализации проекта

Вторая младшая группа 

Занятия

«Моя малая Родина» (дать первые представления о родном городе)

«Знакомство с матрешкой» (формировать у детей представления о народных промыслах родного края (на примере русской матрешки)

Художественная литература

«У меня матрешка есть» (З. Медведева)

«Матрешечка (В. Берестов)

«Матрешкины потешки» (В. Берестов)

Игры

Художественная деятельность

Дидактические игры:

  • «Покажем матрешке наш город»,
  • «Кто в домике живет»,
  • «Игра с матрешками» (русская народная мелодия в обработке),
  • «Что изменилось»(игра с матрешками),
  • «Где я гуляю с мамой»
  • «Матрешкины подружки» (учить детей сравнивать и подбирать предметы по размеру независимо от их цвета и формы).

Пальчиковые игры: «Раз матрешка, два матрешка»

Строительные игры: «Построим домик для матрешки» «Построим мебель для матрешки»

Художественное творчество (рисование) «Вот какие веселые матрешки»

Художественное творчество (лепка) «Красивый заборчик возле дома матрешки»

Познание и художественное творчество (аппликация) «Платок для матрешки»

Сюжетно-ролевые игры

«В гости к матрешкам», «Угостим матрешек чаем»

Работа с родителями

 

Фотографирование детей на фоне зданий, природы родного города.

Изготовить альбом «Наши матрешки», (рассказать ребенку о доме, дворе, улицы, где они живут)

Предложить нарисовать дома

Выставка родителей: Лоскутная аппликация «Матрешки»

Целевые прогулки, экскурсии, труд

Труд: (сплести венок из листьев для матрешки)

Выполнение трудовых поручений: навести порядок на полочке с матрешками.

Театрально-музыкальная деятельность

 

Разучивание песен: «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова);

«Мы веселые матрешки» (сл. Н. Насадненко);

Развлечение «В гости к нам пришла матрешка»

Индивидуальная работа

Рассматривание альбома «Наш город»;

  • рассматривание картин с улицами города;
  • рассматривание транспорта на наших улицах города; -рассматривание матрешек в книгах, собери матрешку.

Средняя группа

Занятия

Источники Сергиева Посада «Гремячий водопад»

«Знакомство с г.Сергиев Посад», «Блинная гора»

Беседы

 

Художественная литература

«Есть у каждого свой дом» (В. Пальчинскайте)

«Кто построил этот дом» (С. Баруздин)

Игры

Художественная деятельность

Пальчиковые игры: «Веселые матрешки»

Строительные игры: «Построим домик для матрешки», «Построим мебель для матрешки»

Игра-путешествие: «Экскурсия по городу»

Художественное творчество (лепка) «Матрешка танцует»;

Художественное творчество (рисование) «Матрешка»;

Художественное творчество (аппликация) «Плоскостная матрешка» (пластилинография).

Сюжетно-ролевые игры

 «У матрешки новоселье», «Угостим матрешку чаем». «У матрешки день рождение».

Работа с родителями

 

Изготовление эскизов, рисунков на тему: «Сергиев Посад-город будущего»;

Изготовление фотоальбома: «Любимые уголки моего города» (фотографии, мини-сочинения);

Выставка родителей: Выставка картин с изображение города, городского пейзажа.

Целевые прогулки, экскурсии, труд

Целевые прогулки по близлежащим улицам

Театрально-музыкальная деятельность

  • Разучивание песни шести матрешек (муз. Е. Потапенко) -Разучивание частушек о матрешке;
  • Развлечение: «Мама, папа, я – Сергиево-Посадская семья».

Индивидуальная работа

 Разукрашивание (совместная деятельность «Матрешки»- учить аккуратно раскрашивать отдельные элементы узора платья матрешки),

  • загадки про матрешку,
  • рассматривание матрешек,

Старшая группа

Занятия

«История возникновения родного города» (закрепить знания о родном городе, воспитывать интерес к истории родного города)

Достопримечательности нашего города (гора Маковец)

Беседы

Составление рассказа «Из окна, из окна – наша улица видна»

Художественная литература

Знакомство с творчеством поэтов Сергиева Посада

Игры

Художественная деятельность

Дидактические игры: «Разные дома», «Стройка», «Где я нахожусь»

Строительные игры:

  • «Постройка города»;
  • «Наш район» (бумажная пластика);

Художественное творчество (рисование) «Праздничный город»;

Художественное творчество (аппликация) «Салют над городом» (коллективная работа);

Художественное творчество (конструирование) «Постройка жилых домов разной архитектуры»;

Сюжетно-ролевые игры

«Профессии города», «Путешествие по родному городу»

Работа с родителями

 

 Создание фотоальбома :

  • «Архитектура нашего города» (предложить с детьми совершить экскурсию к озеру);
  • к строящемуся дому;
  • посещение выставок, библиотек, музеев;

Выставка родителей: «Матрешка из папье-маше».

Целевые прогулки, экскурсии, труд

Природа ближайшего окружения «Озеро Лесное» (уточнить представления детей об озере, познакомить с особенностями растительного и природного мира, воспитывать бережное отношение к природе)

Театрально- музыкальная деятельность

 

  • Игра-драматизация «Легенды и предания»
  • «Слушание и разучивание песен о родном городе»
  • Знакомство с гимном Сергиева Посада
  • «Пение Моя Россия» (муз. Г. Струве)
  • Разучивание движение под мелодию «Возле речки, возле мосту.

Итоговое занятие: «Презентация - занятия о создании Русской матрешки» с участием детей (стихи, песни, частушки, загадки)

Индивидуальная работа

  • Рассматривание иллюстраций;
  • «Памятники нашего города» (закреплять знания о достопримечательностях города)
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением домов разной архитектуры.

Подготовительная группа

Занятия

Знакомство с Троице-Сергиевой Лаврой;

«Символы нашего города»

«Встреча с прекрасным» (город кукольника – знакомство с музеем игрушки)

Беседы

Познавательно-этическая беседа: «Ты – часть природы»;

Беседа «Природа рядом со мной»;

Итоговое занятие: «Конкурс знатоков «Расскажи, что знаешь ты о своем городе».

 

 

Художественная литература

Чтение стихов Сергиево Посадских поэтов, заучивание стихотворений

Игры

Художественная деятельность

Дидактические игры:

  • «Веселые матрешки» (учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины).

Игра с макетом:

  • «Улицы нашего города»,
  • «Где я нахожусь?» (закреплять знания о достопримечательностях),
  • «Экскурсовод» (подобрать к фотографии названия),
  • лото история города,

Строительные игры: «Строим новый дом»,

Художественное творчество (рисование)

  • «Храм нашего города» (цветной граттаж, познакомить с архитектурой и интерьером церкви);

Художественное творчество (лепка):

  • Богородская игрушка «Конек-Горбунок»
  • Аппликация: «Ночной город» (обрыванием;)

Конструирование из бумаги (коллективная работа – панно «Улица нашего огорода»).

Сюжетно-ролевые игры

  • «Почта»;
  • «Путешествие по городу;,
  • «Профессии города»

Работа с родителями

 

Сбор информации (исторических материалов о родном городе)

«Наша копилка»:

  • История п.«Фермы;
  • Свято-Вифанский монастырь;
  • Колокольня Свято-Троице-Сергиевой Лавры;
  • Боголюбская киновия;
  • Черниговский скит;
  • посещение с детьми музеев, выставок, библиотек,
  • посетить памятные, красивые места нашего города.

Выставка родителей: выставка книжка-малышка «Мой любимый город – Сергиев Посад»

Целевые прогулки, экскурсии, труд

 

 

Труд: Создание макета «Улицы нашего города»;

Здания моего района(из бросового материала)

Целевая прогулка по близлежащим улицам – (закрепить названия улиц и ориентировка в районе.

Театрально- музыкальная деятельность

Прослушивание гимна Сергиева Посада; слушание «Наш край» муз. Кабалевского

Индивидуальная работа

  • Рассматривание иллюстраций;
  • «Памятники нашего города» (закреплять знания о достопримечательностях города)
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением домов разной архитектуры

Используемая литература:

  1. Шаньков Т.Н. Прогулки по родному городу. – Сергиев Посад, 2007.
  2. В. Балдин «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры: Букинистические издания, 1976.
  3. Русская матрешка. – М.: Мозаика, 1995.
  4. Русская игрушка: Советская Россия, 1987.
  5.  Народные художественные промыслы. общ. ред. М.А. Некрасовой и др.
  6. Золотое кольцо Подмосковья Автор: Б.Б. Вагнер Издательство: Вече.