Актуальность проекта: Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей духовно- нравственного воспитания.
Цели проекта:
- Формировать у детей любовь к Родине, к родному городу и его историческому прошлому;
- Воспитывать чувство ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;
- . Приобщать детей к культуре и традициям нашего народа.
Основные задачи:
- познакомить с историческим прошлым нашего города;
- познакомить с географическим положением и природными ресурсами нашего края;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию нашего города;
- воспитывать чувство гордости за родной край;
- формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу
- формировать у родителей воспитанников желание прививать любовь к родному краю воспитывать патриотизм.
Ресурсное обеспечение: экспонаты, книги, журналы, открытки, картины, художественные произведения и материалы.
Тип проекта: краткосрочный.
Участники проекта: педагоги, дети 3-7 лет, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия, флору и фауну.
- детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город.
Этапы организации работы в ходе реализации проекта
I. Подготовительный
(планирование работы с семьями на всех ступенях воспитательно-образовательной работы, составление перспективного плана работы);
II. Организационный
(создание условий для внедрения запланированного проекта, формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи);
III. Практический
(деятельность по схеме педагог - ребенок, ребенок - родитель, родитель - педагог).
Формы и методы реализации проекта
Вторая младшая группа
Занятия |
«Моя малая Родина» (дать первые представления о родном городе) «Знакомство с матрешкой» (формировать у детей представления о народных промыслах родного края (на примере русской матрешки) |
Художественная литература |
«У меня матрешка есть» (З. Медведева) «Матрешечка (В. Берестов) «Матрешкины потешки» (В. Берестов) |
Игры Художественная деятельность |
Дидактические игры:
Пальчиковые игры: «Раз матрешка, два матрешка» Строительные игры: «Построим домик для матрешки» «Построим мебель для матрешки» Художественное творчество (рисование) «Вот какие веселые матрешки» Художественное творчество (лепка) «Красивый заборчик возле дома матрешки» Познание и художественное творчество (аппликация) «Платок для матрешки» |
Сюжетно-ролевые игры |
«В гости к матрешкам», «Угостим матрешек чаем» |
Работа с родителями
|
Фотографирование детей на фоне зданий, природы родного города. Изготовить альбом «Наши матрешки», (рассказать ребенку о доме, дворе, улицы, где они живут) Предложить нарисовать дома Выставка родителей: Лоскутная аппликация «Матрешки» |
Целевые прогулки, экскурсии, труд |
Труд: (сплести венок из листьев для матрешки) Выполнение трудовых поручений: навести порядок на полочке с матрешками. |
Театрально-музыкальная деятельность
|
Разучивание песен: «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова); «Мы веселые матрешки» (сл. Н. Насадненко); Развлечение «В гости к нам пришла матрешка» |
Индивидуальная работа |
Рассматривание альбома «Наш город»;
|
Средняя группа
Занятия |
Источники Сергиева Посада «Гремячий водопад» «Знакомство с г.Сергиев Посад», «Блинная гора» |
Беседы |
|
Художественная литература |
«Есть у каждого свой дом» (В. Пальчинскайте) «Кто построил этот дом» (С. Баруздин) |
Игры Художественная деятельность |
Пальчиковые игры: «Веселые матрешки» Строительные игры: «Построим домик для матрешки», «Построим мебель для матрешки» Игра-путешествие: «Экскурсия по городу» Художественное творчество (лепка) «Матрешка танцует»; Художественное творчество (рисование) «Матрешка»; Художественное творчество (аппликация) «Плоскостная матрешка» (пластилинография). |
Сюжетно-ролевые игры |
«У матрешки новоселье», «Угостим матрешку чаем». «У матрешки день рождение». |
Работа с родителями
|
Изготовление эскизов, рисунков на тему: «Сергиев Посад-город будущего»; Изготовление фотоальбома: «Любимые уголки моего города» (фотографии, мини-сочинения); Выставка родителей: Выставка картин с изображение города, городского пейзажа. |
Целевые прогулки, экскурсии, труд |
Целевые прогулки по близлежащим улицам |
Театрально-музыкальная деятельность |
|
Индивидуальная работа |
Разукрашивание (совместная деятельность «Матрешки»- учить аккуратно раскрашивать отдельные элементы узора платья матрешки),
|
Старшая группа
Занятия |
«История возникновения родного города» (закрепить знания о родном городе, воспитывать интерес к истории родного города) Достопримечательности нашего города (гора Маковец) |
Беседы |
Составление рассказа «Из окна, из окна – наша улица видна» |
Художественная литература |
Знакомство с творчеством поэтов Сергиева Посада |
Игры Художественная деятельность |
Дидактические игры: «Разные дома», «Стройка», «Где я нахожусь» Строительные игры:
Художественное творчество (рисование) «Праздничный город»; Художественное творчество (аппликация) «Салют над городом» (коллективная работа); Художественное творчество (конструирование) «Постройка жилых домов разной архитектуры»; |
Сюжетно-ролевые игры |
«Профессии города», «Путешествие по родному городу» |
Работа с родителями
|
Создание фотоальбома :
Выставка родителей: «Матрешка из папье-маше». |
Целевые прогулки, экскурсии, труд |
Природа ближайшего окружения «Озеро Лесное» (уточнить представления детей об озере, познакомить с особенностями растительного и природного мира, воспитывать бережное отношение к природе) |
Театрально- музыкальная деятельность
|
Итоговое занятие: «Презентация - занятия о создании Русской матрешки» с участием детей (стихи, песни, частушки, загадки) |
Индивидуальная работа |
|
Подготовительная группа
Занятия |
Знакомство с Троице-Сергиевой Лаврой; «Символы нашего города» «Встреча с прекрасным» (город кукольника – знакомство с музеем игрушки) |
Беседы |
Познавательно-этическая беседа: «Ты – часть природы»; Беседа «Природа рядом со мной»; Итоговое занятие: «Конкурс знатоков «Расскажи, что знаешь ты о своем городе». |
|
|
Художественная литература |
Чтение стихов Сергиево Посадских поэтов, заучивание стихотворений |
Игры Художественная деятельность |
Дидактические игры:
Игра с макетом:
Строительные игры: «Строим новый дом», Художественное творчество (рисование)
Художественное творчество (лепка):
Конструирование из бумаги (коллективная работа – панно «Улица нашего огорода»). |
Сюжетно-ролевые игры |
|
Работа с родителями
|
Сбор информации (исторических материалов о родном городе) «Наша копилка»:
Выставка родителей: выставка книжка-малышка «Мой любимый город – Сергиев Посад» |
Целевые прогулки, экскурсии, труд
|
Труд: Создание макета «Улицы нашего города»; Здания моего района(из бросового материала) Целевая прогулка по близлежащим улицам – (закрепить названия улиц и ориентировка в районе. |
Театрально- музыкальная деятельность |
Прослушивание гимна Сергиева Посада; слушание «Наш край» муз. Кабалевского |
Индивидуальная работа |
|
Используемая литература:
- Шаньков Т.Н. Прогулки по родному городу. – Сергиев Посад, 2007.
- В. Балдин «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры: Букинистические издания, 1976.
- Русская матрешка. – М.: Мозаика, 1995.
- Русская игрушка: Советская Россия, 1987.
- Народные художественные промыслы. общ. ред. М.А. Некрасовой и др.
- Золотое кольцо Подмосковья Автор: Б.Б. Вагнер Издательство: Вече.