Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты обучения:
предметный результат:
- знать об исторических изменениях в корнях слов (чередовании гласных и согласных);
- уметь различать омонимичные корни с проверяемыми безударными гласными и чередующимися;
- уметь находить в морфеме изучаемую орфограмму;
- понимать условия написания гласных О – А в корнях -ГОР- / -ГАР-, -ЗОР- /-ЗАР- ;
- уметь графически обозначать орфограмму;
- применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста;
метапредметный результат:
- уметь составлять устное монологическое высказывание;
- уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, выстраивать цепочку логических рассуждений;
- уметь обобщать, классифицировать, делать выводы;
- уметь осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- уметь работать в группе, находить общее решение;
- уметь участвовать в речевом общении, соблюдая правила речевого этикета.
Оборудование: таблица, опорная схема (алгоритм), карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Универсальные учебные действия | ||||
Организационный момент. |
Взаимное приветствие учителя и учащихся, акцентирование внимания на готовность учащихся к работе, фиксирование отсутствующих. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками. |
||||
Проверка домашнего задания. |
– Вызвало ли затруднение выполнение домашнего упражнения? (комментирование нескольких примеров из упражнения 578) |
Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения при выполнении домашнего задания, самоконтроль. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами литературного языка. |
||||
Подготовка к изучению новой темы. |
Задание по рядам. В процессе работы представитель от каждой группы записывает свой пример на доске. 1 ряд. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте орфограмму: Прил…гай труд к справедливому делу. Не сиди сл…жа руки – не будет и скуки. 2 ряд. Отгадайте, что задумано, объясните правописание пропущенных гласных: Гладит всё, чего к…сается, а дотронешься – кусается. Сидит девица в темнице, а к…са – на улице – В каком предложении пропущенная гласная не соответствует правилу правописания корней с чередованием? 3 ряд. Прочитайте вслух предложение, вставьте пропущенные орфограммы, графически обозначьте её условие: Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли. – Почему к данным словам нельзя подобрать проверочные? – Правописание каких корней мы с вами сейчас повторили? – Каковы условия выбора гласных букв в корнях -ЛАГ- / -ЛОЖ- , -КАС- / -КОС-, -РАСТ- / -РАЩ- / -РОС-? – Назовите слова-исключения в последней группе корней. – К каким жанрам фольклора относятся данные примеры? Какую роль они играют в нашей речи? Сегодня на уроке мы продолжим изучать правописание гласных О - А в корнях с чередованием. На центральной части доски записано предложение: прочитайте его, объясните пропущенные орфограммы, правописание которых вы уже знаете. Нужна ли здесь запятая? Почему? |
Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно); планирование (определение промежуточных целей с учетом конечного результата); высказывание предположений на основе наблюдений; оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня изученного). Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: свободно излагать свои мысли; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
||||
Изучение нового материала. |
Ч…рные глаза девушки заг…рались радос(?)ным блеском и щ…ки оз…рялись ещё сильнее пылающим румянц…м. – А какие слова вызвали затруднение? – Подберите к ним однокоренные. Например, загорались – загар озарялись – зорька. – Выделите корни в данных словах. – Что мы наблюдаем? (перед нами ещё одна группа корней с чередованием) – Какое условие необходимо учитывать при написании гласных в данных словах? (ударение) – Что общего и что различного при написании корней? – Сделайте вывод (под ударением в корнях -ГОР- / -ГАР – пишется А, без ударения – О; в корнях -ЗОР- /-ЗАР- под ударением пишется О, А, без ударения – только А). – Какое значение имеет первая группа корней («пламенеть, гореть») – Запишите с учетом изученной орфограммы предложение, графически обозначьте корни и поставьте ударение. – Правописание этих слов вы должны запомнить: зоревать («бодрствовать на заре») зорянка («перелетная птичка») выгарки («остатки от сгорания») пригарь («привкус дыма, гари в пище») изгарь («что-либо горелое», разг.) |
Регулятивные: целеполагание, планирование своих действий, поиск пути решения проблемы, умение высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, прогнозирование действий, осуществление контроля и самоконтроля, коррекции своей деятельности. Коммуникативные: свободно излагать свои мысли, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. |
||||
Первичное закрепление материала. |
Задание по группам на различение корней с безударной проверяемой гласной и чередующейся (устно). – «Третий лишний»: 1 группа: озарение, зарядка, зарница; 2 группа: горение, горняк, погорельцы; 3 группа: заряд, озарённый, заря; 4 группа: подгорелый, загородный, угар; 5 группа: пригорок, загар, разгореться; 6 группа: взор, озарять, зарево. – Докажите, что «лишние» слова не относятся к изученной орфограмме. |
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и в выборе информации, умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений), слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, умение управлять поведением партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждений, создание способов решения проблемы. Регулятивные: понимание и планирование действий, проверка производимых действий. |
||||
Работа по отработке знаний и умений. |
Дифференцированные задания. Низкий уровень задания: распределите слова по колонкам, графически обозначьте орфограмму.
Подг…ревшая каша, наг…р от свечи, алая з…ря, вечерняя з…рница, несг…раемый шкаф, г…рящий танк, внезапное оз…рение, дог…рающий закат, оз..рилось сиянием. – Проверьте себя по ключу или поменяйтесь с товарищем, выполнявшим это же задание, тетрадями. Средний уровень задания: вставьте пропущенные гласные, выберите те словосочетания, с которыми можно составить связный текст из 3-4 предложений. – Прочитайте вслух получившийся текст; если нужно, отредактируйте его. Высокий уровень задания: вставьте пропущенные гласные, сгруппируйте слова (Какие признаки будут положены в основу классификации?) Таблица может получиться в двух вариантах: 1) в зависимости от гласной в корне слова; 2) в зависимости от условия написания чередующейся гласной. – Составьте обобщающую таблицу «Правописание гласных О – А в корнях с чередованием» (возьмите за основу второй вариант таблицы). <Приложение 1> Сг…реть дотла, едва к…снуться, сл…жить вещи, южный заг…р, утренняя з…ря, буйная пор…сль, писать изл…жение, к…сание рукой, ясно изл…гать, зелёный р…сток, внезапное оз…рение, разг…р лета, выр…щивать урожай. – Расскажите, пользуясь таблицей, о правописании корней с чередованием ( Не забудьте слова-исключения!) Для тех, кто быстро справится с предыдущим заданием, предлагается работа (по желанию). На отметку «4»: вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Зах…дящее со…нце дог…рало на зап…де. В воздухе ст…ял зап…х гари и сухой гв…(з, зь)дики. День уг…сал. (К.Г.Паустовский) На отметку «5»: исправьте ошибки, обозначьте орфограммы. Дагарала румяная заря и на землю лигли вичернии тени. Вдрук всё азорилось мяхким сеянием. Вирхушки диревьеф загарелись нежнм светам. – Выполните упр. 580. Какая из форм слова заря является устаревшей? – Отгадайте слова по данным значениям (упр.581). Какие слова вызвали затруднение? Почему? |
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и в выборе информации, умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений), слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способов решения проблемы. Регулятивные: понимание и планирование действий, самостоятельная проверка производимых действий и взаимопроверка. |
||||
Подведение итогов урока. |
Подводя итоги сегодняшнего и предыдущих уроков, давайте попробуем разработать алгоритм наших действий при встрече с орфограммой «Безударная гласная в корне». Алгоритм. <Приложение 2> |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами литературного языка. Регулятивные: осуществление контроля, коррекции, оценки производимых действий. |
||||
Домашнее задание. |
Упр.584, читают текст ознакомительным чтением, записывают его, находят слова с изученными орфограммами, графически их обозначая. |