Цели урока:
- Рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, ознакомится с планами обеих сторон и причинами победы России.
- Развивать у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, навыки анализа исторических документов, работы с картой.
- На примере героической обороны русских войск прививать учащимся чувство патриотизма и долга перед страной.
Оборудование: Электронная доска, проектор, карта Отечественной войны 1812 года, портреты Александра I, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, А.П. Тормасова, М.Б. Барклая-де-Толли, Д.В.Давыдова, Г.М. Курина, В. Кожиной, Наполеона Бонапарта и представителей французской армии.
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.
Время урока: 2 академических часа (2 урока).
Предварительная подготовка к уроку: Класс делится на три команды. Каждой команде ранее было дано задание – подготовить сообщения на выбранную тему, и ознакомиться с материалом по Отечественной войне 1812 года. Учащимся можно предложить посмотреть художественные фильмы об Отечественной войне 1812 года, найти в интернете памятники, архитектурные сооружения, художественные полотна, посвященные событиям данного периода. По возможности посещение Бородинской панорамы в Москве.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
В июне 1812 года в пределы России вторглась армия «двунадесяти языков», во главе которой стоял Наполеон Бонапарт. Для нашего народа эта война стала Отечественной, в ней решалась судьба России… План Наполеона состоял в том, чтобы разгромить русскую армию в одном сражении. Но русское командование выбрало тактику отступления.
Представитель первой команды при помощи карты дает представление о соотношении сил противников на начальном этапе войны.
(Примерный ответ учащегося):
Численность армии Наполеона составляла 420 тысяч человек. В ее состав входили австрийский, польский, прусский корпуса, итальянские, португальские, швейцарские, испанские части. Командование французской армии состояло из талантливых маршалов и генералов. При этом во французской армии был важный недостаток – в ее состав входили жители захваченных Наполеоном стран и они не разделяли идею по захвату мира. Именно этот недостаток отрицательно сказывался на боевом духе всей армии.
Русские войска составляли 240 тысяч человек и состояли из трёх армий: 1-я армия защищала Петербургское направление, 2-я прикрывала Московское направление, 3-я защищала Киевское направление. По национальному составу русская армия в основном состояла из славян, что усиливало патриотический дух войск. Большой срок военной службы (25 лет) способствовал формированию профессиональных кадров.
Учитель:
Теперь нам понятно, что хотя русская армия уступала французской по численности, но по боеспособности и профессионализму солдат и руководства армии имели одинаковый уровень. Отечественная война была оборонительной для России и наступательной для Франции.
1 задание для команд: вспомните 3 пословицы, в которых упоминается Родина, родная сторона.
(Ответы команды должны написать на бланках и сдать учителю на проверку).
Примерные ответы учащихся:
- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха
- Любовь к Родине сильнее смерти
- Нет ничего на свете краше, чем родина наша
- Человек без родины – соловей без песни
- Одна у человека родная мать, одна у него и родина
Учитель:
Отступление русских войск продолжалось до 22 июля 1812 года.
Представитель второй команды дает представление о ходе Смоленского сражения.
(Примерный ответ учащегося):
22 июля 1812 года 1-я армия Барклая-де-Толли и 2-я армия Багратиона воссоединились под Смоленском. Командование русских войск решилось дать сражение французской армии. Успех французов был предопределен. Смоленск не был оснащен оборонительными сооружениями. Русские войска уступали по численности французским войскам. Наступление армии Наполеона началось 2 августа. Русские войска поддерживали смоленские части ополченцев. 6 августа 1-я и 2-я армии оставили Смоленск и продолжили отступление к Москве. Наполеон хорошо осознавал, что затяжной характер войны не принесет ему победы. Поэтому Наполеон позволил отдохнуть своим войскам в Смоленске пять дней, после чего продолжил наступление. Это было связано с тем, что французская армия не имела зимнего обмундирования, а вскоре должны были наступить холода. Наполеон стремился скорее закончить войну с Россией. И так как Александр I не соглашался подписать мирный договор, ему лишь оставалось добиваться победы военным путем.
Учитель:
Теперь мы с вами понимаем, что затяжной характер войны для Наполеона скорее мера вынужденная, чем желанная.
2 задание для команд: Продолжите фразу Наполеона: «Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я захвачу Киев…, захватив Москву…»
(Ответы команды должны написать на бланках и сдать учителю на проверку).
Ответы учащихся:
(Киев – возьму Россию за ноги, захватив Москву, я поражу ее в сердце).
Учитель:
Следующим этапом Отечественной войны 1812 года стало Бородинское сражение.
Представитель третей команды дает представление о ходе Смоленского сражения.
(Примерный ответ учащегося. Представители команды в ходе ответа должны вывести на экран портреты русских полководцев и карту сражения):
22 августа 1812 года русские войска стали готовиться к сражению на Бородинском поле. На правом фланге расположился корпус генерала М.А. Милорадовича, в центре – войска Д.С. Дохтурова, на левом фланге – вторая армия П.И. Багратиона. Были возведены оборонительные сооружения: батарея Раевского, Семеновские укрепления, Багратионовы флеши, Шевардинский редут.
Общая численность русских войск составила 120 тысяч человек. Французские войска насчитывали около 135 тысяч человек. 24 августа армия Наполеона переходит в наступление и захватывает Шевардинский редут. 26 августа состоялось главное сражение на Бородинском поле. Французские войска вели основное наступление на Багратионовы флеши и батарею Раевского. В результате кровопролитных боев был убит Багратион, но русские фланги не сдавали оборону.
27 августа русские войска отступили к Москве. Назначенный главнокомандующим Кутузов понимал, что нужно сохранить армию. Именно поэтому на совете в Филях он выступил с инициативой покинуть Москву. Отступление русской армии из столицы оценивалось Наполеоном как победа, но его надежды не оправдались. Александр I не шёл на подписание мирного договора.
Учитель:
Теперь мы получили краткую характеристику Бородинского сражения и приступаем к выполнению следующего задания для команд.
3 задание для команд: « В донесении Александру I от 23 августа М.И. Кутузов отмечал, что позиции при деревне Бородино в 12 верстах вперёд Можайска – одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно…». Объясните выбор данной позиции. Приведите не менее трёх доводов.
(Ответы команды должны написать на бланках и сдать учителю на проверку).
Примерные ответы учащихся:
(Высокий берег реки Колочи прикрывал правый фланг позиции, левый фланг упирался в Утицкий лес, высоты позволяли выгодно разместить артиллерию. Лесной массив в тылу скрывал расположение резервов. Позиция закрывала новую и старую Смоленские дороги, ведущие к Москве).
Учитель:
Конечно, большую роль в ходе войны сыграли полководцы, которые являлись примером для солдат. Ценой своей жизни эти люди были готовы служить Отечеству и защищать свою Родину, являясь примером героизма для современников и потомков.
4 задание для команд: Необходимо прочитать приведенные стихотворные фрагменты и из приведенного перечня имен выбрать, о ком идет речь. Перечень имен: М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай де Толли, Н.Н. Раевский.
1 отрывок
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Всё спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столбов гранитные громады
И их знамён нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех её врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.
В твоем гробу восторг живет!
Он русской глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал- и спас…
(А.С. Пушкин)
2 отрывок
Когда все русское за родину стремилось,
Он двинулся с мечом- и пал- и стихнул гром.
Герой! Отечество в тебе одном
Ста тысячи сынов лишилось!
(«Русский вестник», 1812)
3 отрывок
О, вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принёс земле чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шёл один ты с мыслию великой,
И, в имени твоём звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И, тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал..
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полпути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко, –
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь, как ратник молодой,
Свинца веселый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, –
Вотще!
(А.С. Пушкин)
4 отрывок
…. Слава наших дней,
Хвала! Перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами.
(В.А. Жуковский)
Ответы команды должны написать на бланках и сдать учителю на проверку:
(Правильные ответы: 1 отрывок – М.И. Кутузов, 2 отрывок – П.И. Багратион, 3 отрывок – М.Б. Барклай де Толли, 4 отрывок – Н.Н. Раевский)
Учитель: Многие историки считают, что Отечественную войну 1812 года русские проиграть не могли, ведь эта война сплотила русский народ в едином порыве – отстоять и защитить своё Отечество. Как мы видим эта тема актуальна для нас сейчас и вызывает интерес. События войны нашли отражение в культуре XIX века.
5 задание для команд: учащимся необходимо вспомнить живописные сооружения, памятники, архитектурные сооружения связаны с событиями Отечественной войны 1812 года в Москве? (для полного ответа необходимо привести 3 примера). Ответы команды должны написать на бланках и сдать учителю на проверку.
(Примерные ответы учащихся):
панорама Ф.А. Рубо», «Бородинская битва», музей «Кутузовская изба», музей-панорама «Бородинская битва», Государственный исторический музей, Триумфальная арка в Москве, храм Христа Спасителя, серия картин В.В. Верещагина. Могут быть приведены и другие ответы).
Учитель:
Война закончилась победой России. Подводя итоги необходимо отметить, что зная события Отечественной войны 1812 года, мы отмечаем изменения к России на международной арене в первой половине XIX века. Учитель называет команду победителей и отмечает отдельных наиболее ярко ответивших учащихся.
Домашнее задание:
- Повторить материалы параграфа по теме.
- Подготовиться к проверочной работе по данной теме.