Урок-турнир знатоков "Преданья старины глубокой…" (Обобщающий урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Форма урока: обобщающий урок-турнир знатоков.

Цель: проверить знания учащихся по поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.

Задачи: – образовательная: обобщение, систематизация изученного материала;
– воспитательная: воспитание уважительного отношения к партнеру по команде, сплоченности, уважения к национальной культуре;
– развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков, творческих способностей, навыков работы в группе.

Применяемые методы: конкурсные задания, соревнование, обучение в сотрудничестве, инсценирование.

Оборудование: доска, портрет А.С.Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, презентация, кроссворд, карточки с заданием, плакаты, выставка рисунков, призы, аудиоаппаратура, музыкальные записи (М.Глинка, увертюра к опере "Руслан и Людмила", марш Черномора)., элементы костюмов для театрального конкурса.

Образовательные технологии: игровые технологии, групповая технология.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы вновь окунёмся в атмосферу сказочно красивой поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”. Предлагаю вам вновь насладиться слогом Пушкина, посмеяться над забавными сценами и провести турнир знатоков поэмы.

2. История создания поэмы.

– Вспомните историю создания поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”. (В мае 1820 года А.С. Пушкин, которому был тогда 21 год, закончил начатую в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. Поэма была результатом спора между В.А. Жуковским и А. С. Пушкиным. Восхищенный Василий Андреевич подарил Александру Сергеевичу портрет с надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя ”.)

3. “Визитка”.

– Вы должны представить свою команду, эмблему и девиз. Максимальная оценка выступления – 5 баллов (представление команд).

4. “Разминка”.

– Каждой команде будут задаваться вопросы по содержанию поэмы. Правильный ответ приносит один балл.

Вопросы.

1. Известно, что Финн три раза пытался завоевать любовь Наины. В качестве кого? (Пастуха, героя-воина, колдуна.)
2. Какую роль выполняет в поэме “арапов длинный ряд”? (Несет бороду Черномора.)
3. Какой предмет, как это и было предсказано в черных книгах, погубил обоих братьев: Черномора и богатыря-великана? (Волшебный меч.)
4. Каким образом Черномору удалось поймать Людмилу, на которой была шапка-невидимка? (Злой волшебник принял вид раненого Руслана.)
5. Каким “оружием” победила Черномора Людмила во время его первого визита к ней? (Визгом.)
6. Какое событие стало последним в жизни головы? (Она увидела плененного, безбородого Черномора.)
7. Чем закончил жизнь Черномор? (“Лишенный силы чародейства, //Был принят карла во дворец...”.)
8. Кем оборачивалась Наина? (Кошкой, змеем.)
9. Кем раньше была Голова? (Братом Черномора, великаном.)
10. Назовите имя и титул отца Людмилы. (Князь Владимир.)
11. Кого из своих соперников вынужден убить Руслан? (Рогдая.)
12. Кто и как оживил Руслана? (Финн живой и мёртвой водой.)
13. Зачем Руслан во второй раз поехал к Голове? (Руслан показал Голове обезвреженного карлика и Голова умерла спокойно.)
14.Что стало с Черномором? (Он стал шутом у князя.)
15. Кто и как вернул к жизни Людмилу? (Руслан, с помощью кольца, данного ему Финном.)

5. “Узнай событие”.

– По прочитанным отрывкам из поэмы определите событие. Каждый правильный ответ приносит команде – 1 балл.

Задания.

  1. Гром грянул, свет блеснул в тумане,//Лампада гаснет, дым бежит, Кругом всё смерклось, всё дрожит. (Похищение Черномором Людмилы.)
  2. Спокойный взор, брада седая;//Лампада перед ним горит;//За древней книгой он сидит,//Ее внимательно читая. (Руслан увидел Финна в пещере.)
  3. Среди подушек пуховых,//Под гордой сенью балдахина; Завесы, пышная перина//В кистях, в узорах дорогих. (Первое утро Людмилы у Черномора.)
  4. Рукою быстрой ухватила,//Дрожащий занесла кулак// И в страхе завизжала так,//Что всех арапов оглушила. (Людмила увидела Черномора.)
  5. Как вдруг, откуда ни возьмись,//В окно влетает змий крылатый;//Гремя железной чешуей,//Он в кольца быстрые согнулся. (Наина в образе змия прилетела к Черномору.)
  6. В недоуменье хочет он//Таинственный разрушить сон.// Объехал он ее кругом//И стал пред носом молчаливо; Щекотит ноздри копием.. (Руслан будит голову.)
  7. Щитом покрывшись, он нагнулся,//Мечом потряс и замахнулся;//Но тот взвился под облака; (Руслан хочет срезать бороду Черномору.)
  8. Князья и витязи кругом//Стоят унылы; гласы трубны, Рога, тимпаны, гусли, бубны//Гремят над нею. (Безуспешные попытки разбудить заколдованную Людмилу.)

6. “Домашнее задание”.

Дома вы подготовили инсценировку эпизода из поэмы. Каждое выступление оценивается по 5-балльной системе.

7. “Восстанови хронологию”.

– Пронумеруйте события, обозначенные цитатами, в порядке их следования в пушкинской поэме “Руслан и Людмила”. Максимальная оценка за конкурс – 8 баллов.

Задания.

Сюжетная линия “Руслан в поисках Людмилы”:

  1. “Но вдруг перед витязем пещера...”
  2. “Кто же вызовется, дети, други?...”
  3. “...Щекотит ноздри копием...”
  4. “Все смолкли, слушают Баяна...”
  5. “...Иди вперед, не унывай...”
  6. “О горе: нет подруги милой!”
  7. “Лети хоть до ночной звезды, а быть тебе без бороды!”
  8. “О поле, поле, кто тебя // Усеял мертвыми костями?”

(Правильный ответ: 4, 6, 2, 1, 5, 8, 3, 7.)

Сюжетная линия “Людмила у Черномора”:

  1. “Три девы, красоты чудесной... //Княжне явились...”
  2. “...Ты здесь... ты ранен... что с тобою?”
  3. “...Хотел бежать, но в бороде запутался...”
  4. “...В сетях открылася Людмила, ... но дева дремлет...”
  5. “...И славит сладостный певец // Людмилу-прелесть и Руслана...”
  6. “Но, помня тайный дар кольца, // Руслан летит к Людмиле спящей...”
  7. “...Похищена безвестной силой”

8.“Людмила в зеркале пропала ...”

(Правильный ответ: 5, 7, 1, 3, 8, 2, 4, 6.)

8. Игра со зрителями.

– Пока команды думают, в какой последовательности располагаются события поэмы А.С.Пушкина, мы проведем игру со зрителями. Группа поддержки каждого класса может принести своей команде баллы. Для этого вы должны разгадать кроссворд. Одно угаданное слово принесет один балл команде.

Игра со зрителями.

1) “Воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей”. РОГДАЙ 

2) Морской залив (старинное название). ЛУКОМОРЬЕ

3) Сказочное существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом. РУСАЛКА

4) Сын короля. КОРОЛЕВИЧ

5) “Крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный”. ФАРЛАФ 

6) Место заключения сказочных героев. ТЕМНИЦА

7) Помещение, в котором пировал с друзьями князь Владимир-Солнце. ГРИДНИЦА

8) Чародей, волшебник (синоним). КОЛДУН

9) Имя главной героини поэмы А.С. Пушкина. ЛЮДМИЛА

10) Река, на которой стояла столица древней Руси. ДНЕПР 

11) Имя злого волшебника, сила которого была в бороде. ЧЕРНОМОР 

12) Имя “младого хазарского хана”. РАТМИР 

13) Какой языческий бог свил “свадебный венец” Людмиле и Руслану. ЛЕЛЬ 

14) Богатырь, победивший бородатого злого волшебника. РУСЛАН 

10. Конкурс капитанов.

– Вот мы и добрались до финального конкурса, “Конкурса капитанов”. Капитаны команд должны представить образ одного из главных героев. (выступление капитанов)

11. Итоги турнира.

– Ну а сейчас подведем итоги нашей встречи. Слово предоставляется жюри (жюри подводит итоги, вручает грамоты и призы).
– Итак, ребята, сегодня мы провели турнир знатоков по поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, окунулись в атмосферу того времени, “Преданья старины глубокой, Дела давно минувших дней…”. Надеемся, что вам все понравилось. До скорой встречи!