Методическая информация.
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока информатики в 10-м классе по УМК И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина, Л.В.Шестакова.
Раздел программы: Логические основы обработки информации.
По модели 2ч. в неделю (72 ч. в год).
Тема урока: Методы решения логических задач.
Цели урока:
- познакомить учащихся с различными методами решения логических задач;
- научить решать логические задачи путем построения и преобразования логической формулы.
Задачи урока:
- Образовательные: научить решать логические задачи разными способами;
- Развивающие: развивать логическое мышление, умение точно и полно описывать свои действия для достижения поставленной цели;
- Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор.
Приложение к методической разработке: Презентация (автор К.Ю.Поляков (Приложение 1)[5], flash-ролик: логические операции (Приложение 2), файл ЭТ MS Excel
(Приложение 3).
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы, цели и задач урока.
2. Проверка усвоения изученного материала.
Повторение основных логических операций и их смысла в обычном языке. (Заполнить таблицу.) [4] (Приложение 2)
Используется интерактивный flash-ролик: логические операции (логика_4.swf).
Предполагаемый результат (Приложение 2):
Визуальная проверка домашнего задания № 1,2 на с.111 учебник [1].
3. Изучение нового материала.
Решить логическую задачу – это значит найти истинное высказывание, отвечающее на поставленный вопрос.
3.1. Метод рассуждения и табличный метод решения логических задач.
Рассмотрим использование данных способов на примере решения задач. Работа с презентацией (Приложение 1) [5]
3.2. Метод построения и упрощения логической формулы.
Аппарат алгебры логики позволяет построить формальный универсальный способ решения логических задач.[3]
Формальный способ решения логических задач:
- Выделить из условия задачи элементарные (простые) высказывания и обозначить их буквами.
- Записать условие задачи на языке алгебры логики, соединив простые высказывания в сложные с помощью логических операций.
- Составить единое логическое выражение для всех требований задачи.
- Используя законы алгебры логики, попытаться упростить полученное выражение и вычислить все его значения либо построить таблицу истинности для рассматриваемого выражения.
- Выбрать решение – набор значений простых высказываний, при которых построенное логическое выражение является истинным.
- Проверить, удовлетворяет ли полученное решение условию задачи.
4. Решение задач.
- Рассмотрим, как можно использовать данный способ для решения задач. Работаем с презентацией. (Приложение 1) [5]
5. Проверка понимания учащимися нового материала
Иногда, для того чтобы решить задачу, нет необходимости составлять единое логическое выражение, удовлетворяющее всем условиям задачи, достаточно построить таблицу истинности, отражающее каждое условие задачи, и проанализировать ее.
Задача 1. [3]
Решение. Рассмотрим простые высказывания:
А={А получит максимальную прибыль},
В={В получит максимальную прибыль},
С={С получит максимальную прибыль}.
Запишем на языке алгебры логики прогнозы, высказанные экономистами:
Т.к. один из прогнозов оказался ложным, а остальные два истинными, то эта ситуация соответствует четвертой строке таблицы.
Ответ: В и С получат максимальную прибыль.
Если число простых высказываний в решаемой задаче больше 3, то таблица истинности насчитывает большое количество строк, заполнять ее вручную достаточно трудоемко.
5.1. Заполнение таблицы истинности при помощи компьютера.
-
Составить программу для решения задачи 1 на языке программирования Паскаль.
В результате получаем таблицу истинности.
Создать таблицу истинности в ЭТ. (Приложение 3)
Таблица в режиме отображения формул:
6. Обобщение знаний. Задаю ученикам следующий вопрос:
- Какими способами можно решать логические задачи?
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Отметить учеников, которые активно работали на уроке.
На дом §1.6.4, №4–7(с.119) для одной из задач написать программу, которая строит таблицу истинности по заданной логической формуле, используя язык программирования Паскаль или воспользоваться электронной таблицей.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Шауцукова Л.З. Информатика: Учебное пособие для 10–11 кл.. – М.: Просвещение, 2004.
- Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Элективный курс. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2007.
- Гейн А.Г. Математические основы информатики. Лекции 5–7 – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008 5.
- Поляков К.Ю. Презентации http://kpolyakov.spb.ru/school/ppt.htm