Урок окружающего мира по теме "Лес – природное сообщество. Законы лесной жизни". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: урок открытие нового знания

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Примечание: Перед данным уроком была изучена тема “Что такое природное сообщество”. Были даны индивидуальные задания отдельным обучающимся о законах лесной жизни с использованием этой информации на данном уроке.

Цели:

  • Образовательный аспект: Сформировать представления учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить с законами лесной жизни; систематизировать представления учащихся о видах леса и ярусности в них, о разнообразии лесных обитателей; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Развивающий аспект: Развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.
  • Воспитательный аспект:  Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.

Формировать УУД:

- Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый результат:

Предметные:

  • Знания: узнают о законах лесной жизни.
  • Умения: научатся определять вид растений и животных по характерным отличиям.
  • Навыки: составлять вопросы, устные рассказы.

Метапредметные:

  • Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
  • Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.
  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Основные понятия: законы лесной жизни

Межпредметные связи: Русский язык, литература, экология.

Ресурсы:

  • основные - Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир. Учебник для 3 класса
  • дополнительные - “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2006, мультимедийные диски;
  • карточка-инструкция;
  • предметные картинки с изображениями растений и животных;
  • карточка-схема восстановления цепей питания;
  • дидактические карточки;
  • листочки зелёного и жёлтого цвета;
  • компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе PowerPoint, магнитофон.

Организация пространства: Фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах.

Ход урока

1. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин) (самоопределения) к учебной деятельности.

(Класс разделен на 4 группы.)

Слайд 1.

1. Возьмёмся за руки, поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.

Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.

2. Слайд 2.

Девиз урока:

“Не страшны нам любые испытания.
Вперёд, друзья,
Откроем новые знания!”

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. (4 мин)

У: Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда? Отгадайте. Давайте все закроем глаза и послушаем музыку.

(Звучат звуки леса).

- Какие звуки природы услышали?

- Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока?

(Будем говорить о лесе.)

Слайд 3

3. Этап формулирования темы урока, постановка цели (3 мин)

У:

Я хочу пригласить вас сегодня в лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес, не только для нашей забавы,
В нём – деревья, ягоды, травы.
Насекомые, звери и птицы
Все хотят с вами подружиться.
Учёные тоже работают тут.
Лес они сообществом зовут.

- Какова же тема нашего урока?

(Лес – природное сообщество)

На слайде открывается название темы.

Что такое сообщество?

(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).

Слайд 4.

  • Что мы можем сегодня узнать о лесе?
  • На доске открывается план.
  • Кто живёт в лесу?
  • Как связаны между собой в лесу растения и животные?

4. Этап формирования нового знания. (15 мин)

Сообщение учеников – “Законы лесной жизни”

Слайд 5.

1 ученик. На опушке леса выросло дерево. Вырасти – уже не просто: для этого надо соблюдать законы лесной жизни. Вы видели молодой ельник? Ростом он по пояс, а пробраться сквозь него трудно, так тесно стоят ёлочки друг к другу.

2 ученик. Но в старом хвойном лесу вы свободно проходите под кронами могучих деревьев. А ведь и здесь когда-то была чаща. Но выжили из ёлочек лишь те, которые смогли приспособиться к этим условиям. Остальные исчезли.

Слайд 6.

1 ученик. Наше деревце подошло лесному содружеству. Вместе с другими растениями оно включилось в “общественную жизнь” леса.

- Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. СЛАЙД (ель)

А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.

2 ученик. - А вот если наше деревце – береза, СЛАЙД (береза) то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю светом.

У: Какой мы сделаем вывод?

(В еловом лесу растут тенелюбивые растения, а светолюбивые – в лесу, где растут берёзы.)

Работа в парах.

- Чем является лес для живых организмов?

(Домом.)

- С каким домом можно сравнить лес?

У: Я вам предлагаю создать свой лесной дом. Что нам необходимо сначала сделать?

(Посадить растения)

Работа в парах.

Для этого поработаете в парах. У вас лежат на столах конверты под №1.

- Какое задание вы можете предложить выполнить?

- Выберите только те растения, которые растут в вашем лесу.

- Какие растения остались? Почему вы их не взяли для своей картины?

Проверка по эталону.

Обсуждение ответов учащихся.

(Дети объясняют, почему не выбрали пальму, ковыль, тимофеевку.)

Работа в группах:

У: Теперь вы создадите свои картины: елового, соснового, хвойного, смешанного леса.

- Для этого поработаете в группах.

У: Вы будете работать по инструкции.

Инструкция.

1. Выбери и приклей растения верхнего яруса.

2. Выбери и приклей растения, которые могут расти рядом с ними.

3. Не забудь, что есть растения теневыносливые и светолюбивые.

(Три группы работают в группах на месте, а четвёртая создаёт свою картину на интерактивной доске.)

Обсуждение ответов учащихся.

- Как располагаются растения в лесу? (Ярусами.)

- Почему растения располагаются ярусами?

Вывод: Оказывается, существуют законы лесной жизни, которые надо соблюдать.

Коллективная работа

Работа с учебником.

У: -Кроме деревьев, кустарников, травянистых растений, что ещё можно увидеть в лесу?

(Грибы.)

У: Я вам предлагаю отправиться в лес за грибами. Какие грибы вы собирали?

Слайд 7.

- Что мы знаем про грибы?

(Съедобные и несъедобные)

- Где мы будем искать подосиновик?

- Подберезовик?

- Белый гриб?

- Сыроежку?

- Какой мы сделаем вывод?

(Грибам нужны деревья)

- А почему?

Работа с учебником.

У: Обратимся к нашему учебнику. Вы прочитаете текст учебника (страница 128 первый абзац) и ответите на вопрос:

- Почему грибам нужны деревья?

(Чтение детьми про себя)

- Так почему грибам нужны деревья?

(Оказывается, грибы и деревья обмениваются информацией.)

5. Физкультминутка (2 мин)

У: Ребята, мы достаточно долго путешествуем по лесу. Не пора ли нам отдохнуть.

 Физминутка.

Вверх руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели-
Это жучок пьет росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем-
Сели все дружно опять.

4. Этап формирования нового знания (продолжение)

Коллективная работа

Проблемная ситуация на уроке.

У: Ребята, замечательный у нас получился лес. Но представьте: в нашем лесу расплодились жуки-короеды и листогрызы.

- Почему так случилось?

- Что могло произойти?

(Будет уничтожена большая часть древесной растительности. Лес начнет гибнуть.)

Лес может превратиться в то, что показано на слайде.

Слайд 8.

- Что мы можем сделать, чтоб помочь лесу?

(Мы должны добавить в наш лес птиц.)

- Какие животные помогут уничтожить в нашем лесу жуков-короедов и листогрызов?

Работа в группах: У каждой группы конверт № 2 с картинками животных. Определить вид животных, который может помочь в решении проблемы. Найти лишних животных.

Три группы работают в группах на месте, а четвёртая - на интерактивной доске.

Обсуждение ответов учащихся.

- Почему эти животные не живут в нашем лесу?

(Нет условий в нашем лесу.)

Вывод: 

- Какой вывод мы сделаем?

Значит, животным, как и растениям, нужны определенные условия: питание, среда обитания.

6. Этап первичного закрепления (4 мин)

У: Лес – это природное сообщество, потому что здесь приспособились к определенным условиям окружающей среды. А в любом природном сообществе складываются пищевые цепочки.

Коллективная работа. Составить пищевую цепочку взаимоотношений в нашем лесу.

(Даны таблички с названиями. Составить пищевую цепочку. Коллективная работа на доске)

растение – жук-короед –дятел – сокол

Работа по мультимедийной детской энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2006 (раздел “Мир вокруг нас”, вкладка “Игры”, тема “Цепи питания”)

Работа на интерактивной доске. Игра “Цепи питания”.

У: - Составьте цепи питания животных, выберите нужные объекты. Один из предложенных объектов лишний.

Учащиеся работают на интерактивной доске, перемещая картинки с животными и растениями в необходимую часть пищевой цепи.

1. картинки: сокол, гусеница, волк, змея.

2. картинки: змея, тюльпан, чибис, бабочка

7. Динамическая пауза. (2 мин)

Динамическая пауза.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
А деревцо всё выше-выше.

8. Этап первичного закрепления (продолжение)

Работа группами. Восстановите пищевые цепочки.

Выполните самостоятельно задание на карточке.

- Как думаете, вы правильно выполнили задание?

Я чувствую, что некоторые не уверены в правильности выполнения этой работы.

Поднимите руки, кто не совсем уверен в правильности выполнения.

Я вам предлагаю готовые ответы. Внимательно посмотрите на экран интерактивной доски и сравните свои ответы с эталоном.

Выполните самопроверку с опорой на эталон.

- Ребята, у кого были сомнения, но работа оказалась правильно выполненной, встаньте, пожалуйста. Молодцы, ребята я желаю вам и впредь быть уверенными , а для этого надо хорошо знать учебный материал. А кто был уверен, но в результате контроля нашел ошибки, вам необходимо в следующий раз быть более внимательными.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Подведение итогов

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Можем теперь ответить на вопросы, которые вас интересовали в начале урока?

- Были ли у вас затруднения?

- Смогли ли мы их преодолеть?

Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик

- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса. 

Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся.

10. Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж. (2 мин)

Слайд 9. Задание дано дифференцировано.

  • Для 1 группы: ответить на вопросы учебника (страница 130).
  • Для 2 группы: составить пищевые цепочки по рассказу В. Бианки “Куница за белкой” (страница 129-130 учебника).
  • Для 3 группы: написать сочинение-размышление “Почему белка не может жить в воде?”