Тип урока: урок открытие нового знания
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Примечание: Перед данным уроком была изучена тема “Что такое природное сообщество”. Были даны индивидуальные задания отдельным обучающимся о законах лесной жизни с использованием этой информации на данном уроке.
Цели:
- Образовательный аспект: Сформировать представления учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить с законами лесной жизни; систематизировать представления учащихся о видах леса и ярусности в них, о разнообразии лесных обитателей; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Развивающий аспект: Развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.
- Воспитательный аспект: Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.
Формировать УУД:
- Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемый результат:
Предметные:
- Знания: узнают о законах лесной жизни.
- Умения: научатся определять вид растений и животных по характерным отличиям.
- Навыки: составлять вопросы, устные рассказы.
Метапредметные:
- Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
- Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.
- Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Основные понятия: законы лесной жизни
Межпредметные связи: Русский язык, литература, экология.
Ресурсы:
- основные - Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир. Учебник для 3 класса
- дополнительные - “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2006, мультимедийные диски;
- карточка-инструкция;
- предметные картинки с изображениями растений и животных;
- карточка-схема восстановления цепей питания;
- дидактические карточки;
- листочки зелёного и жёлтого цвета;
- компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе PowerPoint, магнитофон.
Организация пространства: Фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах.
Ход урока
1. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин) (самоопределения) к учебной деятельности.
(Класс разделен на 4 группы.)
Слайд 1.
1. Возьмёмся за руки, поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.
2. Слайд 2.
Девиз урока:
“Не страшны нам любые испытания.
Вперёд, друзья,
Откроем новые знания!”
- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).
2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. (4 мин)
У: Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда? Отгадайте. Давайте все закроем глаза и послушаем музыку.
(Звучат звуки леса).
- Какие звуки природы услышали?
- Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока?
(Будем говорить о лесе.)
Слайд 3
3. Этап формулирования темы урока, постановка цели (3 мин)
У:
Я хочу пригласить вас сегодня в лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес, не только для нашей забавы,
В нём – деревья, ягоды, травы.
Насекомые, звери и птицы
Все хотят с вами подружиться.
Учёные тоже работают тут.
Лес они сообществом зовут.
- Какова же тема нашего урока?
(Лес – природное сообщество)
На слайде открывается название темы.
Что такое сообщество?
(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).
Слайд 4.
- Что мы можем сегодня узнать о лесе?
- На доске открывается план.
- Кто живёт в лесу?
- Как связаны между собой в лесу растения и животные?
4. Этап формирования нового знания. (15 мин)
Сообщение учеников – “Законы лесной жизни”
Слайд 5.
1 ученик. На опушке леса выросло дерево. Вырасти – уже не просто: для этого надо соблюдать законы лесной жизни. Вы видели молодой ельник? Ростом он по пояс, а пробраться сквозь него трудно, так тесно стоят ёлочки друг к другу.
2 ученик. Но в старом хвойном лесу вы свободно проходите под кронами могучих деревьев. А ведь и здесь когда-то была чаща. Но выжили из ёлочек лишь те, которые смогли приспособиться к этим условиям. Остальные исчезли.
Слайд 6.
1 ученик. Наше деревце подошло лесному содружеству. Вместе с другими растениями оно включилось в “общественную жизнь” леса.
- Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. СЛАЙД (ель)
А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.
2 ученик. - А вот если наше деревце – береза, СЛАЙД (береза) то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю светом.
У: Какой мы сделаем вывод?
(В еловом лесу растут тенелюбивые растения, а светолюбивые – в лесу, где растут берёзы.)
Работа в парах.
- Чем является лес для живых организмов?
(Домом.)
- С каким домом можно сравнить лес?
У: Я вам предлагаю создать свой лесной дом. Что нам необходимо сначала сделать?
(Посадить растения)
Работа в парах.
Для этого поработаете в парах. У вас лежат на столах конверты под №1.
- Какое задание вы можете предложить выполнить?
- Выберите только те растения, которые растут в вашем лесу.
- Какие растения остались? Почему вы их не взяли для своей картины?
Проверка по эталону.
Обсуждение ответов учащихся.
(Дети объясняют, почему не выбрали пальму, ковыль, тимофеевку.)
Работа в группах:
У: Теперь вы создадите свои картины: елового, соснового, хвойного, смешанного леса.
- Для этого поработаете в группах.
У: Вы будете работать по инструкции.
Инструкция.
1. Выбери и приклей растения верхнего яруса.
2. Выбери и приклей растения, которые могут расти рядом с ними.
3. Не забудь, что есть растения теневыносливые и светолюбивые.
(Три группы работают в группах на месте, а четвёртая создаёт свою картину на интерактивной доске.)
Обсуждение ответов учащихся.
- Как располагаются растения в лесу? (Ярусами.)
- Почему растения располагаются ярусами?
Вывод: Оказывается, существуют законы лесной жизни, которые надо соблюдать.
Коллективная работа
Работа с учебником.
У: -Кроме деревьев, кустарников, травянистых растений, что ещё можно увидеть в лесу?
(Грибы.)
У: Я вам предлагаю отправиться в лес за грибами. Какие грибы вы собирали?
Слайд 7.
- Что мы знаем про грибы?
(Съедобные и несъедобные)
- Где мы будем искать подосиновик?
- Подберезовик?
- Белый гриб?
- Сыроежку?
- Какой мы сделаем вывод?
(Грибам нужны деревья)
- А почему?
Работа с учебником.
У: Обратимся к нашему учебнику. Вы прочитаете текст учебника (страница 128 первый абзац) и ответите на вопрос:
- Почему грибам нужны деревья?
(Чтение детьми про себя)
- Так почему грибам нужны деревья?
(Оказывается, грибы и деревья обмениваются информацией.)
5. Физкультминутка (2 мин)
У: Ребята, мы достаточно долго путешествуем по лесу. Не пора ли нам отдохнуть.
Физминутка.
Вверх руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели-
Это жучок пьет росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем-
Сели все дружно опять.
4. Этап формирования нового знания (продолжение)
Коллективная работа
Проблемная ситуация на уроке.
У: Ребята, замечательный у нас получился лес. Но представьте: в нашем лесу расплодились жуки-короеды и листогрызы.
- Почему так случилось?
- Что могло произойти?
(Будет уничтожена большая часть древесной растительности. Лес начнет гибнуть.)
Лес может превратиться в то, что показано на слайде.
Слайд 8.
- Что мы можем сделать, чтоб помочь лесу?
(Мы должны добавить в наш лес птиц.)
- Какие животные помогут уничтожить в нашем лесу жуков-короедов и листогрызов?
Работа в группах: У каждой группы конверт № 2 с картинками животных. Определить вид животных, который может помочь в решении проблемы. Найти лишних животных.
Три группы работают в группах на месте, а четвёртая - на интерактивной доске.
Обсуждение ответов учащихся.
- Почему эти животные не живут в нашем лесу?
(Нет условий в нашем лесу.)
Вывод:
- Какой вывод мы сделаем?
Значит, животным, как и растениям, нужны определенные условия: питание, среда обитания.
6. Этап первичного закрепления (4 мин)
У: Лес – это природное сообщество, потому что здесь приспособились к определенным условиям окружающей среды. А в любом природном сообществе складываются пищевые цепочки.
Коллективная работа. Составить пищевую цепочку взаимоотношений в нашем лесу.
(Даны таблички с названиями. Составить пищевую цепочку. Коллективная работа на доске)
растение – жук-короед –дятел – сокол
Работа по мультимедийной детской энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2006 (раздел “Мир вокруг нас”, вкладка “Игры”, тема “Цепи питания”)
Работа на интерактивной доске. Игра “Цепи питания”.
У: - Составьте цепи питания животных, выберите нужные объекты. Один из предложенных объектов лишний.
Учащиеся работают на интерактивной доске, перемещая картинки с животными и растениями в необходимую часть пищевой цепи.
1. картинки: сокол, гусеница, волк, змея.
2. картинки: змея, тюльпан, чибис, бабочка
7. Динамическая пауза. (2 мин)
Динамическая пауза.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
А деревцо всё выше-выше.
8. Этап первичного закрепления (продолжение)
Работа группами. Восстановите пищевые цепочки.
Выполните самостоятельно задание на карточке.
- Как думаете, вы правильно выполнили задание?
Я чувствую, что некоторые не уверены в правильности выполнения этой работы.
Поднимите руки, кто не совсем уверен в правильности выполнения.
Я вам предлагаю готовые ответы. Внимательно посмотрите на экран интерактивной доски и сравните свои ответы с эталоном.
Выполните самопроверку с опорой на эталон.
- Ребята, у кого были сомнения, но работа оказалась правильно выполненной, встаньте, пожалуйста. Молодцы, ребята я желаю вам и впредь быть уверенными , а для этого надо хорошо знать учебный материал. А кто был уверен, но в результате контроля нашел ошибки, вам необходимо в следующий раз быть более внимательными.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (3 мин)
Подведение итогов
- Какова же была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
- Можем теперь ответить на вопросы, которые вас интересовали в начале урока?
- Были ли у вас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик
- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса.
Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся.
10. Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж. (2 мин)
Слайд 9. Задание дано дифференцировано.
- Для 1 группы: ответить на вопросы учебника (страница 130).
- Для 2 группы: составить пищевые цепочки по рассказу В. Бианки “Куница за белкой” (страница 129-130 учебника).
- Для 3 группы: написать сочинение-размышление “Почему белка не может жить в воде?”