Цель: диагностика уровня знаний, полученных в процессе изучения темы.
Задачи:
Образовательные
- корректировка знаний по изученной теме
- повторение основных положений по данной теме
- обобщение и систематизация знаний учащихся
Воспитательные
- продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы
- воспитание толерантности
Развивающие
углубление умений:
- работать с дополнительным материалом, делать его выборку
- устанавливать логические цепочки соответствия
- устанавливать причинно-следственные связи
- анализировать таблицы и информационный материал
продолжить формирование научного мировоззрения
Метод обучения:
по традиционной классификации – словесный,
практический, работа с текстом;
Тип урока: повторительно-обобщающий, подготовка к зачету.
Оборудование
а) на доске – политическая карта мира
б) девиз: “Меняется все: времена, нравы, даже ход светил. Неизменным остается одно – бесконечная любознательность человека. Путешествие продолжается...”
в) магнитная доска с материалами
г) персональные компьютеры
Ход урока
Организационный момент.
Учитель :
“Меняется все: времена, нравы, даже ход светил. Неизменным остается одно- бесконечная любознательность человека.”
Что разведал НОС? (по 2 очка)
(Новости Остросюжетные Сенсационные) Подготовлены учениками заранее.
I а. несколько человек сдают компьютерный тест, разработанный в школе для контроля знаний по предмету.
II. Блиц-опрос (по 1 очку)
1. Государственный строй
а) Государственный строй характеризуется формой правления.
Основные формы правления (ответы: республика, монархия)
б) Виды монархий (ответы: конституционная, абсолютная, теократия)
в) Теократических монархий 3. Перечислите. (ответы: Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия)
2. Население
а) Самая распространенная языковая семья (ответ: индоевропейская)
б) Самый распространенный язык (ответ: китайский)
в) Страна, где самая высокая продолжительность жизни (не считая карликовых государств) (ответ: Япония[около 81 года])
3. НТР
а) В эпоху НТР в отраслевой структуре промышленности выросла доля... (ответ: обрабатывающей промышленности)
б) В сельском хозяйстве возросла доля... (ответ: животноводства)
в) В растениеводстве увеличилась роль каких культур? (ответ: технических и кормовых)
III. Опорные слова (по 2 очка)
Учащиеся тянут билетики (по 2) и сразу отвечают
IV. Найти исключение из логики (по 2 очка)
а) ОПЕК, ЛАИ, ЛАГ, ОАЭ, ЕС, ОАЕ, ОАГ
(ответ: ошибка ОАЭ)
ОПЕК – организация стран – экспортеров нефти
ЛАИ – латиноамериканская ассоциация интеграции
ЛАГ – лига арабских государств
ЕС – Европейский союз
ОАЕ – организация африканского единства
ОАГ - организация американских государств
ОАЭ – Объединенные Арабские Эмираты
б) ГеоТЭС, ПЭС, ГЭС, АЭС, ГАЭС, АТЭС
- расшифровать
- какие вырабатывают альтернативные источники энергии (ГеоТЭС, ПЭС)
ГеоТЭС – геотермальная электростанция
ПЭС – приливная электростанция
ГЭС – гидроэлектростанция
АЭС – атомная электростанция
ГАЭС – гидроаккумулирующая электростанция
АТЭС – Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества
в) Греция, Украина, Финляндия, Швеция, Иран, Польша
Иран расположен в Азии, остальные страны – в Европе
- подтвердить это, показав границу Европы и Азии
V. Что? Где? Почему? (По 2 очка)
а) Установите соответствие:
АЭС 62%
ГЭС 17%
ТЭС 10%
Ответы: ТЭС – 62%
ГЭС – 17%
АЭС – 10%
б) Отметьте страну, которая не относится к странам переселенческого капитализма
США, Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЮАР, Израиль (ответ: США, Израиль – бывшие колонии Великобритании)
в) Анализ таблицы по цветной металлургии.
Руды легких цветных металлов (прежде всего, алюминий), вполне транспортабельны.
Поэтому в этой отрасли сильный территориальный разрыв между добычей сырья и потребителем готового продукта.
Тяжелые цветные металлы (свинец, медь) – низкое содержание полезного композита, поэтому металлургия привязана к районам добычи.
VI. Анализ справки
Экономико-географическая справка
Подготовлена по запросу Географического общества школы № 3 г.Реутова
1. Уточняем, что под урбанизацией в мире теперь принято считать не только быстрый рост и развитие городов, но и увеличение доли городского населения. (Ошибка: урбанизация – это и возрастание роли городов, и преобладание городского образа жизни)
Современный мировой коэффициент урбанизации более 50% (ошибка: больше 47%)
Основными формами урбанизации являются города, городские агломерации и мегалополисы. (Адаптированный вариант – “мегаполис”) Кстати, термин “мегалополис” был введен в употребление географом Жаном Готттманом применительно к почти непрерывной полосе застройки от Токио до Осаки, ставшей первым мегалополисом “Токайдо” (Ошибка: первый мегалополис - Босваш)
2 .В состав АТЭС вошла и Россия
3. По вашей просьбе успели собрать часть информации о Финляндии.
Это федеративная (ошибка: унитарная) республика экономически развита, имеет выход к морю, важнейшая отрасль между – народной специализации – добыча железной руды. (Это у Норвегии. В Финляндии - лес)
В связи с суровостью климатических условий явилась родоначальницей “зеленой революции” (Ошибка: родоначальница – Мексика, “чудо-рис”)
Это – единственная страна, где 99% потребности в электроэнергии удовлетворяется за счет ГЭС (Ошибка: в Норвегии)
4.Производство зерновых культур – основа растениеводства. Под зерновыми занято больше 50% всех обрабатываемых площадей мира.
5. Крупнейшим портом мира по грузообороту стал город Марсель (Франция) (ошибка: Роттердам)
6. Самый дешевый вид транспорта – железнодорожный (ошибка: морской)
Самая длинная ж/д сеть в США.
Наибольшая плотность ж/д в Европейской части РФ (ошибка: в Западной Европе), а в зарубежной Европе сеть ж/д сокращается.
Были рады вам помочь.
Ваш филиал в Европе (Стамбул, Турция)
VII. Подведение итогов:
Определяется группа лидеров, которые будут выполнять функции консультантов при подготовке учащихся к зачету
Учитель: “Меняется все: времена, нравы, даже ход светил. Неизменным остается одно - бесконечная любознательность человека.”