Цель: систематизация знаний как средство развития познавательного интереса к данному предмету.
Задачи:
- Обобщить знания учащихся о глаголе.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, наблюдательность.
- Воспитывать аккуратность, умение работать в группах (сотрудничество).
Оборудование: учебник “Русский язык”, 2 кл., часть.2 (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), презентация, карточки со словами, конверты с пословицами для работы в парах.
Ход урока
1. Организационный момент. 5 мин
- Сядьте те ребята, у кого имя начинается с гласной, с твердого согласного звука, с мягкого согласного звука.
Утром ранним кто-то странный СЛАЙД №1
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
- Солнышко дарит нам тепло, свет, а значит хорошее настроение. Поделитесь друг с другом хорошим настроением (прикосновением ладошек), улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова “Добрая улыбка стоит 1000 слов!”.
- А кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные). Для чего мы это (массаж лица) делаем каждое утро? (чтобы проснуться, не болеть, включиться в работу)
– Разминка (блиц – опрос на развитие зрительной памяти – запоминаем в течение 6 сек.):
На доске (карточки со словами): посмотреть – закрыть
играть думать рисунок говорить мечтать читать
- Сколько было слов? 6
- Какие слова начинаются с гласной? (играть)
- Сколько было слов с ь знаком на конце? (5)
- Какие двусложные слова вы запомнили? (иг-рать, ду-мать, чи-тать, меч-тать)
- А односложные? (нет)
- Назовите лишнее слово (рисунок). Почему? (это-имя существительное)
2. Актуализация знаний. 5 мин
- ВНИМАНИЕ – вопрос:
- Какая часть речи может одновременно прыгать, бегать, смеяться, грустить, считать и писать? (глагол)
- Значит, тема урока? (глагол)
- Это новая для нас тема? (нет)
- Сегодня обобщающий урок по теме “Глагол”. СЛАЙД №2
- Что мы знаем о глаголе? СЛАЙД №3
(Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? и др.)
- Почему так много вопросов? Оказывается, по частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). Из 9000 слов в русском языке 2500 относится к глаголам.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? СЛАЙД №4-6
- Значит, как изменяется глагол? (по числам)
- Итак, опираясь на данную пословицу, сформулируйте задачи урока
СЛАЙД №7
3. Минутка чистописания. 10 мин
Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).
- Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я – капуста.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
- Натянули “волшебные перчатки”.
В тетрадях:
Восемнадцатое марта.
Классная работа.
- А знаете ли вы, что март .... СЛАЙД №8
Угадайте, какую букву будем писать?
- Эта буква есть в слове “глагол”. Она обозначает согласный звук, непарный, звонкий, бывает твердым или мягким. (буква л)
Вторая строчка – письмо с “ловушками” (зажигаем “фонарики” в опасных местах)
На доске записаны слова, спишите и вставьте пропущенные буквы:
Р.бота, д.журный, .бед, м.ро., уж.н.
– Какие буквы вставили? Что можно сказать об этих словах? (это словарные слова)
– Образуйте от этих слов однокоренные глаголы, отвечающие на вопрос что делать?
Работать, дежурить, обедать, морозить, ужинать. (устно)
- В предложении Снежное покрывало всю землю покрывало найдите главные члены и подчеркните их:
- Что заметили? Это разные слова или одно слово в разных значениях? (Покрывало: ткань для покрывания чего-нибудь (для постели).
- Подобный пример есть в учебнике на с.84 упр. 147. (разбор) Выполняем самостоятельно.
Взаимопроверка. Кто не сделал ни одной ошибки – погладьте себя по голове.
4. Физкультминутка (музыкальная) 2-3 мин
5. Работа в парах (заканчиваем по звуку колокольчика) 5 мин
1) Найти 10 глаголов СЛАЙД №9,10
2) Собрать пословицы
В конвертах находятся слова на карточках разного цвета.
Задание: собрать пословицы. Заканчиваем по звуку колокольчика.
- Кто (не) работает, торопись делом.
- (Не) спеши языком, тот (не) ест.
- Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.
- Легко забыть то, и в воде (не) тонет. СЛАЙД №11,12
- Как проверить себя? Если карточки со словами одного цвета, значит, задание выполнено верно.
- Запишите одну из пословиц, раскрывая скобки. Какое правило необходимо вспомнить? (не с глаголами пишется отдельно)
Не выучил, не делай, (пальчиковая гимнастика: “кулачок-ребро-ладошка”,
Не знаешь, не спеши. одновременно произносим стишок)
С глаголами отдельно
Частицу не пиши!
- А всегда ли частица не пишется раздельно? Оказывается есть глаголы, которые без не не употребляются. (ненавидеть, негодовать) Вот вам и дом. задание: найти глаголы, которые без частицы не не употребляются.
6. Работа в группах. (5 групп по 6 человек - музыкальный фон) 10 мин
- Все свои знания о глаголе оформите на листе в виде кластера или таблицы. Продумайте защиту (или презентацию) кластера.
- Давайте вспомним правила работы в группе. СЛАЙД №13
(заканчиваем по звуку колокольчика)
7. Презентация (защита) кластеров. Оценка работы каждой группы 5 мин
- Оцените свою работу в группе (смайлики)
8. Итог. 2 мин
- Поделитесь своими впечатлениями, закончив следующие предложения
СЛАЙД №14
9. Дом. задание: - найти глаголы, которые без частицы не не употребляются.