Интегрированный урок математики и физики. Тема: "Наш вклад в развитие олимпийского движения"

Разделы: Математика, Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели урока:

  • Предметные: закрепить навыки применения формул, связывающие расстояние, скорость и время, как на уроках физики, так и математики, углубить навыки решения текстовых задач, уметь видеть задачи в контексте реальной ситуации.
  • Личностные: воспитывать российскую гражданственную позицию, уважение к Отечеству, любовь к своей малой Родине. Формировать представление о науке как сфере деятельности, развивать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
  • Метапредметные: формировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности, моделировать выбор способов деятельности.

Оборудование: экран, проектор, рабочие листы, олимпийская символика, рисунки зимних видов спорта, оценочный лист:

Список учеников Разминка Практическая работа Работа по графикам Ответ у доски Устный ответ Итог
1 Бойко Виктория            
2 Ватумская Виктория            
3 Волков Степан            
  ...            

Ход урока

Учитель математики: Здравствуйте, ребята!

У нас с вами сегодня необычный урок. Как вы думаете, чему он будет посвящен? Ответ на этот вопрос вы найдете, посмотрев на эти замечательные рисунки, которые нарисовали ученики нашей школы. Какая тема их объединяет?

Ученик: Все они о зимних видах спорта.

Учитель математики: Вот этому мы и посвятим сегодняшний урок. Спорт – это движение, а движение – это жизнь!

Звучит гимн олимпиады. (Слайд 1.)

Этот гимн был написан Кареном Кавалеряном и Николаем Арутюновым и исполнен звездами Российской эстрады. Это их вклад в развитие олимпийского движения в России.

Вы спросите, какой вклад мы можем сделать в развитие олимпийского движения?

Конечно решать задачи о различных видах спорта, придумывать задачи на спортивную тематику.

Учитель физики.

Заглянем в глубину веков, в Древнюю Грецию. Название "Олимпийские игры" пришло из глубины веков. У древних греков было много богов. По преданию жили они на горе Олимп. Самым главным среди богов был бог огня - Зевс. В его честь проводились спортивные соревнования у подножия горы Олимп. Именно поэтому игры стали называться олимпийскими. Когда начинались олимпийские игры, в стране объявлялся священный мир. Игры продолжались пять дней, а четырехлетний период между двумя играми назывался Олимпиадой.

Презентация о возникновении олимпийских игр.

(Слайды 2-9.)

А знаете ли вы, как выглядит эмблема олимпийских игр?

Слайд об эмблеме олимпийских игр.

(Слайд10 .)

Что означают эти цвета?

Ученик: Цвета колец символизируют континенты: Черный – Африку, зеленый – Австралию, Желтый – Азию, синий – Европу, красный – Америку.

Чемпионами спортсмены становятся не сразу, они долго тренируются. Вот и мы с вами проведем разминку.

Учитель математики:

Сколько часов в сутках?

Ученик: 24 часа

Учитель математики:

Сколько секунд в 1 часе?

Ученик: 60 секунд

Учитель математики:

Сколько метров/секунд в 36 км/ч?

Ученик: 10 м/с.

Учитель физики.

Как называется линия, по которой движется тело?

Ученик: траектория.

Учитель физики

Что называется пройденным путем?

Ученик: длина траектории.

Учитель физики

Что характеризует скорость?

Ученик: быстроту изменения положения тела.

Учитель физики

Какое движение называют равномерным?

Ученик: движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

Учитель физики

Что представляет собой график скорости равномерного прямолинейного движения?

Ученик: прямую, параллельную оси времени.

Учитель математики

Как найти скорость, если известны пройденный путь и время?.

Ученик:

Надо длину пути разделить на время.

Учитель математики

Как найти пройденный путь?

Ученик:

Надо скорость умножить на время движения.

Учитель математики

Как найти время движения?

Ученик:

Надо пройденный путь разделить на скорость.

Учитель физики.

Ребята, сейчас нам предстоит провести исследовательскую работу по определению собственной средней скорости. (Каждый ученик посчитал, сколько он совершает шагов между фонарными столбами).

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Задание

Проверка домашнего задания и выполнение практической части. Зная по ГОСТу расстояние между фонарными столбами (40м), рассчитать:

Длину шага между первым и вторым столбами.

L1 =

Длину шага между первым и третьим столбами

L2 =

Длину шага между первым и четвертым столбами

L3 =

Найти среднюю длину своего шага

L =

Вычислить путь, пройденный учеником и среднюю скорость своего движения за 2 минуты.

Uср. =

Весь класс сдает работы учителю. Один из учеников делает презентацию своей исследовательской работы.

Учитель физики проверяет и выставляет оценки в оценочный лист.

Учитель математики.

Одним из зрелищных видов спорта является лыжная эстафета.

Рассмотрим следующую задачу.

(Слайды 12,13.)

Два лыжника одновременно выходят на дистанцию с промежуточного финиша. Скорость одного из них – 6м/с,другого – 7 м/с. Какое расстояние будет между ними через 25 мин? Решить задачу различными способами.

Ученик 1:

В 25 минутах 1500 секунд. Найдем расстояние, которое пройдет первый лыжник: 6*1500=9000(м). Второй лыжник продет 7*1500=10500(м). Расстояние между ними 10500 – 9000=1500(м).

Ученик 2:

Второй способ решения этой задачи: Найдем разность скоростей лыжников 7 -6 =1(м/с). Умножим на 1500 с. Получим 1500м.

Ответ: 1500м.

Учитель физики.

Работа в парах.

А теперь рассчитаем скорость движения с помощью графиков.

1 вариант.

По графикам определить скорость каждого тела. У какого тела скорость больше?

2 вариант.

По графикам определите скорость каждого тела. У какого тела скорость больше?

(Ученики выполняют самостоятельную работу по графикам).

По окончании работы две пары рассказывают о своих результатах.

Учитель физики проверяет и выставляет оценки в оценочный лист.

Учитель математики

Одним из лучших лыжников планеты считается биатлонист Бьёрндален.

Презентация учащихся.

(Слайды14, 15, 16.)

Решим следующую задачу, которая тесно показывает связь физики и математики.

(Слайды 17, 18.)

Круг для соревнования биатлонистов имеет форму петли длиной 20км. Одну ее часть спортсмен бежит со скоростью 3 км/с, а другую – со скоростью – 5 км/с. Почему, как вы думаете, скорость разная? Да, все зависит от ветра. Найдем его среднюю скорость и среднее арифметическое значение скорости на этих соревнованиях, и сравним их.

(Решение с точки зрения математики и физики).

Вывод: средняя скорость движения меньше среднего арифметического значения скорости.

Учитель физики.

А теперь я предложу вам задачу:

(Слайды 19,20.)

Российский и немецкий конькобежцы движутся прямолинейно, так, что некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел они находятся в покое, и относительно каких тел движутся?

Ученик: в покое относительно друг друга, в движении относительно трибун, зрителей и т.д.

Учитель математики.

Но не только спортсмены являются участниками олимпиады. Это еще соревнования тренеров, волонтеров, болельщиков и других людей. Посмотрите, какие великолепные дворцы спорта создали наши архитекторы и построили наши строители.

А какая замечательная эмблема Сочинской олимпиады была создана. Это вклад художников в развитие олимпийского движения.

Презентация учащихся.

(Слайд 21-26.)

Для сочинской олимпиады российские инженеры создали новые автобусы для перевозки спортсменов к месту соревнований.

(Слайд 27, 28.)

Задача.

Для перевозки спортсменов – участников олимпиады в Сочи в России созданы специальные автобусы “ГОЛАЗ 5251 “Вояж””.

В первый день два таких автобуса перевезли 680 спортсменов, причем менее вместительный сделал 7 рейсов, а более вместительный – 5 рейсов. Во второй день более вместительный автобус за 8 рейсов перевез на 179 пассажиров больше, чем менее вместительный за 9 рейсов. Какова вместимость обоих автобусов?

И закончить наш урок нам хочется фотографиями чемпионов олимпийских игр, наших земляков, которые прославили не только Россию, но и нашу малую Родину – Икрянинский район.

Презентация учащихся.

(Слайды 29 – 32.)

Домашняя работа у вас находится на листах. Там задачи по физике и математике.

Домашнее задание.

Построить графики зависимости скорости от времени и пути от времени для тела, движущегося: а) равномерно, б) находящегося в покое.

Каток для фигуристов имеет форму окружности, длина которой 600 метров. Фигурист пробегает ее за 3 минуты, его партнерша – за 6 минут. Фигуристы разъезжаются в разные стороны из одной точки. Через какое время они встретятся, если пробегают всю ледовую арену?

Подведение итогов урока, оценки выводятся на экран в виде таблицы оценочного листа.

Рефлексия.

Продолжите, пожалуйста, предложения:

  • На уроке мне было интересно ...
  • Я узнал новое...
  • Теперь мне хочется...

Нам важно узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Если вам понравился урок, поднимите вверх две руки, если нет – то одну руку, если оставил равнодушным, то руки можно не поднимать.

(Слайд 33.)