Урок русского языка «Что такое текст?» (по программе Л.Занкова). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


В начальной школе выстроить урок не просто: здесь дети еще живут в своем особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Занимательность, увлечение выступают основой эмоциональности урока, а развитие функции общения обеспечивает взаимопонимание, побуждает к действию. Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, хорошее настроение, познавательный интерес. А личностная поддержка учителя состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей.

Данные аспекты отражены в структуре урока. В вводной части дети знакомятся с такими словами, как парадокс, просвещение, гений. Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы, обсуждении наиболее целесообразных способов ответа на вопрос, как решить какую-либо учебную задачу. После выдвижения гипотез, учащиеся обращаются к словарю В.И.Даля для уточнения своих предположений.

В следующей части урока ученики погружаются в атмосферу сказки. Встреча с любимым героем мультфильма “Алиса в стране Чудес” никого не оставит равнодушным. Такой урок требует предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с основной темой.

Чтобы научить младших школьников самостоятельно создавать правильный текст, следует познакомить их с жанрами письменной речи, распространенными в обыденной жизни. На данном уроке эта работа строится на жанрово-ситуативном принципе, начиная с ситуации неофициального межличностного общения. Урок носит практический характер. Ученикам предлагается, опираясь на свой опыт общения со сверстниками, самим увидеть нарушения в тексте, то есть организуется работа на развитие языкового чутья учеников. Также формируется коммуникативная компетентность.

В ходе урока учащиеся не получают количество знаний, а добывают их и учатся пользоваться ими, применять в разнообразной самостоятельной деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Учатся контролировать свою деятельность, деятельность товарища и давать оценку этой работе, что соответствует новым стандартам образования.

Тип урока: урок формирования навыков работы с деформированным текстом

Задачи урока

Практическая задача урока:

  • Обучить учащихся работе с деформированными текстами различных стилей, сформировать навык выделения главных признаков текста.

Воспитательная задача:

  • Способствовать формированию навыков коллективной работы.

Образовательная задача:

  • Способствовать формированию навыков грамотной речи, сформировать общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
  • Развивать умение отличать текст от набора предложений.

Развивающая задача:

  • Способствовать развитию способностей учащихся к догадке по словообразовательным элементам и аналогии с родным языком. Развивать дедуктивное мышление и способность к обобщению.

Оснащение:

  • Доска, экран, компьютер, карточки с текстами различных стилей, наглядное пособие.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Релаксация.

2. Введение в тему урока.

II. Основной этап.

1. Актуализация знаний

- Я предлагаю вам отрывок из текста. Знаете ли вы это произведение? Кто его автор?

СЛАЙД 1.

Алиса увидела Кролика. Он достал из жилетного кармана часы и помчался дальше. Алиса удивилась. Ей стало очень любопытно…

Задания.

а) найти словарное слово;

б) найти орфограммы ча-ща, чу-щу, “ь” - показатель мягкости;

в) письменно: подобрать однокоренные слова к слову “удивился” (диво – дивный – удивительный и т.д.)

г) найти синоним к слову “любопытно”;

д) ответить на вопрос: “Что означает многоточие в конце?”

СЛАЙД 2

Чтобы нам отправиться дальше за Алисой, разгадаем цепочку:

слово – предложение – слог – звук - …

СЛАЙД 3

звук – слог – слово – предложение – текст

СЛАЙД 4

Текст. Что это такое?

2. Раскрытие темы урока. Формирование навыка работы с деформированным текстом.

Что называется текстом?

СЛАЙД 5

Мультфильм

Можно ли назвать это послание текстом?

СЛАЙД 6

Варкалось. Хливкие шорьки
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки
Как мюмзики в мове.

Что здесь написано? Можно ли назвать это текстом? Обоснуйте свой ответ. О чем этот текст? Как мы можем перевести этот текст со сказочного языка?

Смеркалось. Юркие хорьки
Бежали по траве,
И засверкали светлячки
Как звездочки во тьме.

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Работа со схемой-рисунком "Яркие признаки текста".

 На доске цветок с разноцветными лепестками.

- Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема, основная мысль.)

Учитель раскрывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.

- Объясните каждый признак. (Тема - это то, о чем или о ком говорится в тексте). Основная мысль - самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок - заглавие, название. Начало, основная часть, концовка - структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова - слова, по которым можно понять основную мысль текста.)

Понять основную мысль текста - это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)

5. Работа в малых группах.

Каждая группа из четырех человек получает карточку с заданием по работе с деформированными текстами различных стилей (см. Приложение 1).

Группа 1.

Задание. Расположить предложения так, чтобы получился текст. Придумать и написать заголовок и концовку текста.

  • Обезьяна несла две полные горсти гороха.
  • Выскочила одна горошина.
  • Обезьяна хотела поднять ее и просыпала двадцать горошин.
  • Она бросилась поднимать и просыпала все.

Группа 2.

Задание. Расставить знаки препинания. Дать название тексту.

Есть у Никиты деревянный тигр есть крокодил резиновый и слон спрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.

Группа 3.

Задание. Восстановить текст. Кто автор сказки? Как называется сказка?

  • Они жили в ветхой землянке
  • Старик ловил неводом рыбу
  • Жил старик со своею старухой
  • Старуха пряла свою пряжу
  • У самого синего моря
  • Ровно тридцать лет и три года.

Группа 4.

Задание. Составить текст из предложений. Продолжить.

Миша прочитал три сказки. А в маленькой книге на семь сказок меньше. В большой книге 12 сказок.

Группа 5.

Задание. Составить текст, написать заголовок.

Там стоит ночь.

Солнце является центром Солнечной системы.

Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в ее собственной тени.

Солнце освещает Землю, которая, как и другие планеты, обращается вокруг него.

Солнце – это звезда, иначе говоря, раскаленный шар.

6 группа.

Задание. Составить текст из предложений и продолжить его. Что это за текст?

Ваш сын дядя Федор. У меня все есть. Дорогие родители! Я живу в деревне хорошо. До свидания. Как вы поживаете?

6. Контроль. Проверка усвоения темы. Тест “Верные и неверные высказывания”.

Учащиеся находят неверные высказывания, обосновывают свой выбор.

  • Текст состоит из предложений.
  • К тексту нельзя придумать заглавие.
  • Все предложения в тексте имеют границы.
  • Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
  • в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
  • Текст можно разделить на части.
  • Каждая часть текста записывается с красной строки.

III. Заключительный этап.

1. Рефлексия.

- Какие открытия вы сделали на уроке? Что нового вы узнали? Вам было интересно?

2. Устное оценивание и выставление отметок.

3. Домашнее задание. Придумать и записать свой текст на любую тему.

Приложение 1.