Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."

Разделы: История и обществознание


Технология: модульная.

КДЦ: В процессе работы над учебными модулям данной темы учащиеся должны:

– изучить причины, ход и последствия Крымской войны;
– показать, что война показала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;
– развивать навыки работы с документами, умение выделить главное, устанавливать причинно-следственные связи;
– воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осаждённого Севастополя.

Этапы урока:

  1. Мотивационная беседа. Постановка ИДЦ.
  2. Входной контроль.
  3. Причины и характер Крымской войны.
  4. Ход военных действий. Периодизация войны.
  5. Итоги войны. Причины поражения и влияние последствий войны на дальнейшее развитие России.
  6. Завершающий контроль.
  7. Рефлексия.

Ход урока:

№ УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением
УЭ–0 Мотивационная беседа.

Формировка интегрирующей цели.

Выполняя задания, используйте следующие источники:
учебник “История России” – Данилов, Косулина, атлас “История России”.
УЭ–1 Входной контроль.

Цель: Охарактеризуйте сущность “восточного вопроса”, а также вспомните, в чем проявились международные противоречия, связанные с ними:
– Вспомните, что такое “восточный вопрос”?
– Какие события внешней политики России связаны с его разрешением?
– Каким был режим проливов Босфора и Дарданеллы к началу военных действий?
– Когда и при каких условиях Османская империя потеряла Крым и Черноморское побережье Кавказа?

Ответьте на вопросы.
УЭ–2 Причины и характер Крымской войны.

Цель: узнать почему и как началась Крымская война и определить ее характер.
Задание 1: Вспомните и сформулируйте понятия “причины” и “повод”.
Задание 2: Определите характер войны, повод и причины.

Прочитайте в учебнике и назовите событие, ставшее поводом к началу войны.

§ 14 п.1 учебник “История России”.

(Приложение 1)

УЭ–3 Периодизация Крымской войны.

Цель: Проследить ход военных действий и установить хронологические рамки периодов войны.
Задание 1: Составить в тетрадях краткую хронологическую запись основных событий Крымской войны.
Задание 2: Определить, почему именно эти события вам представляются основными. Работая в паре, обсудите хронологические рамки периодов Крымской войны.
Задание 3: Задумайтесь над следующими фактами и прокомментируйте их.

Работа в тетрадях с текстом учебника и картой.
Работа в парах.
Работа с документами.
(Приложение 2)
УЭ–4 Итоги войны. Причины поражения и влияние последствий войны на дальнейшее развитие России.

Цель: Узнать как закончилась Крымская война для России и какое значение имело поражение России для дальнейшего развития страны.
Задание 1: Сформулировать причины поражения России в Крымской войне.
Задание 2: Перечислить условия Парижского мира. Дать определение термину “нейтрализация Чёрного моря”

Кратко записать в тетради.

Можно использовать карту. Работа с документами. (Приложение 3)

УЭ–5 Завершающий контроль.

Цель: Проверить, удалось ли достичь поставленной в начале работы цели.

Задание 1: Решить тест.

Схемы оборонительных сооружений Севастополя в ходе Крымской войны разрабатывал:
а) В.С.Завойко;
б) Э.И.Тотлебев;
в) В.И.Истомин.

По какому принципу образованы ряды:
а) В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин;
б) 1853 г., 1854 г., 1855 г., 1856 г.

Какие имена лишние в перечне:
П.С.Нахимов, Н.И.Пирогов, А.И.Герцен, Л.Н.Толстой.

Задание 2: Как вы понимаете это высказывание? При подготовке ответа вам следует обобщить полученные на уроках знания.

Русский писатель, современник Крымской войны, Н.С.Лесков в 1890 г. возвращаясь к этой теме, заметил, что “война на полуострове была вскрытием затяжного нарыва и показала, чем питался организм всей страны, и, каковы его соки”.

Работа в тетрадях, без использования учебника. Тетради сдаются на проверку.
УЭ–6 Рефлексия.

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-ти бальной шкале.

1. Как я усвоил материал:
– Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9–10 баллов;
–Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов;
–Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов;

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?
– Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой – 9–10 баллов;
– Допустил ошибки – 7–8 баллов;
– Не справился – 4–6 баллов.

3. Как работала учебная пара?

– Вели диалог, совместно разбирали и обсуждали задания – 9–10 баллов;
– не все активно участвовали в обсуждении – 7–8 баллов;

Обсуждение было вялым и неинтересным, допустили ошибки – 4–6 баллов.

4. Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.

Домашнее задание: § 14. Вопросы 3, 5–7 в конце параграфа. Заполнение контурной карты Крымская война.