Тип урока: Урок закрепления изученного материала.
Цели:
1) Систематизировать знания учащихся по теме “Безударная гласная в корне
слова”.
2) В практической форме развивать орфографическую зоркость, закреплять знания
при помощи упражнений.
3) Формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.
4) Воспитывать интерес к урокам русского языка.
1. Организационный момент.
2. Чистописание
– Посмотрите на доску. Прочитайте: а о я ё и е.
– Что общего и в чём различие?
– Запишите буквы в тетрадь.
3. Сообщение темы урока.
На экране дано стихотворение о весне.
– Посчитайте, сколько в нем орфограмм, какая орфограмма встречается чаще?
Л..са вдали в..днее,
С..нее н..беса,
Заметней и ч..рнее
На пашне п..л..са.
(А. Блок)
– Над какой орфограммой мы сегодня будем работать?
– На уроке мы закрепим умение проверять безударные гласные в словах.
4. Словарная работа.
– Вставь пропущенные буквы. Убедись в правильности решения, обратившись к словарю. Воспользуйся памяткой работы с орфографическим словарём.
Погода, ветер, деревня, калитка, огород, народ, весна, лопата.
– Какое слово здесь “лишнее”? Почему?
5. Закрепление пройденного.
1) Работа с учебником. Упражнение 176.
– Напиши существительные в единственном и во множественном числе. Подчеркни знакомые орфограммы.
2) Найдите “лишнее” слово.
Вода, водный, водитель, водичка.
– Почему слово “водитель” является лишним?
– Подберите еще родственные слова, чтобы продолжить этот ряд. Подчеркните
проверочные.
3) Объясните значение слова с помощью однокоренных:
Грязнуля – это тот, кто грязный.
Лениться – испытывать лень.
Старик – мужчина, достигший старости.
Холодина (разг.) – очень сильный холод.
Светить – излучать свет.
Гостить – жить у кого-то в качестве гостя.
– Запишите эти слова вместе с проверочными. Не забывайте подчеркивать безударную гласную.
4) Закройте “окошки”.
– Какие способы проверки вы использовали?
– С одним из слов составьте предложение.
5) Найдите в тексте слова, в которых допущена ошибка. Докажите свой выбор. Запишите.
Вада вышла из бирегов. Она затапила паля, луга и сады. Несколько мастов снисло вадой.
***Дети работают самостоятельно.
Взаимопроверка тетрадей после выполнения работы. Если согласны, поставьте “+”, если нет – “–”. Рядом пишите проверочное слово. Помните об “окошках” в нем.
Памятка. Как писать без ошибок?
6. Итог урока.
– Что мы повторяли на уроке?
– Удалось ли вам решить встретившиеся орфографические задачи?
7. Домашнее задание.
Подберите и нарисуйте пять картинок и подпишите их. В словах должны быть проверяемые безударные гласные. Безударные гласные должны быть разными. В пяти словах – пять безударных: а, о, е, и, я.