Урок по РКСЭ "Основы светской этики" на тему "Терпение и труд". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: формировать положительное отношения к труду, как высшей ценности жизни человека

Задачи:

  • развивать умение заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям;
  • ознакомить обучающихся с толкованиями понятий: терпение, труд, старание, профессия, отдых, лень;
  • воспитывать ответственность за свои поступки.

Глоссарий

Терпение – настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.

Труд – работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет.

Старание – стремление выполнить что-нибудь хорошо, добросовестно

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности”.

Отдых – проведение некоторого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Ход урока

I. Мотивационная установка.

II. Проверка домашнего задания

(Предыдущая тема “Обычаи и обряды”.)

– С кем из членов семьи вы поделились о полученных знаниях, об обычаях и обрядах?
– Прочитайте все пословицы, которые вы подобрали об обычаях и обрядах?

III. Создание проблемной ситуации.

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

IV. Получение новой информации.

Прослушивание притчи о терпении и труде

Крестьянин усердно засевал своё поле. К нему подошёл мальчик и сказал:

– Я, когда вырасту, никогда не буду сеять зерно! Мужчина посмотрел на него и ничего не ответил.
– Это же неблагодарное занятие, – продолжал мальчик. – Я лучше стану богачом.
– Почему ты решил, что это лучше? – спросил его крестьянин.
– Ты столько сеешь, так много работаешь, но не всё твоё зерно прорастет, – ответил мальчик. – Смотри, что-то склевали птицы, что-то упало на дорогу, некоторые зёрна не проросли из-за сорняков. По-моему, это очень тяжёлый и неблагодарный труд.

Старик немного помолчал, а потом ответил:

– Не имеет значения, кем ты станешь, ведь ты всё равно будешь сеять зёрна. Чтобы стать успешным, нужно уметь сеять зёрна. Это основа жизни. Когда ты чем-то занимаешься, на пути всегда есть препятствия, будь то сорняки, птицы или что-нибудь ещё. Просто не концентрируйся на врагах, делай лучше свою работу. Умный человек всегда продолжает сеять. Кроме того, никогда не надейся на одно посаженное зернышко. Работай больше и лучше!
– Много работать! Да, пожалуй, это единственное, чему может научить меня твоё поле! – усмехнулся мальчик.
– Одной работы не достаточно. В любом деле нужно иметь терпение. Нельзя собрать урожай через день после посева. На рост нужно время. Закон природы нарушить невозможно: сначала посадил, вырастил и только потом собирай урожай. Но самое главное – вырастет только то, что посадил. Если ты сеешь добро, то и всходы вернуться к тебе преумноженным добром. Нужно быть очень внимательным с семенами, ведь любое твоё зерно может взойти. (Слайд 2)

V. Беседа с учащимися по вопросам

– Что мы можем сказать о крестьянине из притчи?
– Что еще нужно для достижения поставленной цели кроме труда?

Работа с понятиями: : терпение, труд, старание, профессия, отдых, лень. (Слайд 3)

VI. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

Запись в тетрадях таблицы.

ТРУД

Свободный Посильный Постоянный

(Слайд 5)

VII. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

– Есть ли у тебя постоянные домашние поручения? Как ты их выполняешь?
– Каким самым важным делом остается для вас?
– Как можно отдохнуть после труда?

VIII. Игра “Закончи пословицу”.

Кто не работает… (тот не ест).

Хочешь есть калачи… (не сиди на печи).

Труд человека кормит… (а лень – портит).

Кто любит труд… (того люди чтут).

Без труда не вынешь… (и рыбку из пруда).

– Что же такое профессия? (Ответы детей.)

(Слайд 4)

– В словаре русского языка С.И.Ожегова дано такое толкование: “Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности”.
– Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? Правильно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда.
– А какие вы знаете профессии?

Кем работают ваши родители?

IX. Кроссворд “Такие разные профессии”.

– А сейчас будет отгадывать кроссворд.

Ответы:

1. Повар. 2. Врач. 3. Художник. 4.Шофёр. 5. Учитель. 6. Космонавт. 7. Садовник. 8.Строитель. 9. Маляр. (Слайд 6)

X. Закрепление.

Игра “Собери пословицы”.

Кто не работает, то и пожнешь.
На чужой каравай рот не разевай, и рыбку из пруда.
Что посеешь, чем целую неделю трудиться в пустую.
Без труда не вытащишь тот не ест.
Лучше день подумать, тому без дела не сидиться.
Кто любит трудится, а пораньше вставай да свой затевай.

XI. Итог урока.

– Что нового ты узнал на уроке?
– Что ты расскажешь семье об уроке?
– Какие новые слова вы запомнили?

XII. Домашнее задание.

1. Подготовьте рассказ на тему: “Как я помогаю родителям”.
2. Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.

Использованная литература

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М. Русское слово, 2012 г.
  2. Притча “Терпение и труд”.
  3. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985.