На современном этапе одной из главных задач начальной школы является формирование у младших школьников навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
В соответствии с программой уже к концу первого года обучения учащиеся должны читать в основном целыми словами (с элементами слогового чтения трудных слов) .
Учителя начальной школы хорошо знают, какие существуют трудности, которые
обусловлены следующими причинами:
– ребенок не может твердо запомнить названия некоторых букв и поэтому постоянно
путает их;
– не умеет быстро прочитать букву и перевести ее в звук, приняв правильное
положение губ.
Обучение чтению прямых двухбуквенных слогов (ма, па, ли), а затем обратных (закрытых) двухбуквенных слогов (ам, ап) протекает сравнительно легко и быстро, а чтение слогов со стечением согласных типа: смот-, клет-, ткну-, схва-, стре-, празд- и др. протекает у некоторых детей настолько сложно и трудно, что требует от них мобилизации всех физических, умственных и нервных сил.
В силу того что у ребенка появляются затруднения при чтении, у него одновременно возникает отвращение к самому процессу чтения, нежелание сесть за книгу, читать заданный текст. Нередко при этом ребенок плачет, нервничает. Здесь особенно важно учителю создать в этот момент спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую раскрытию всех возможностей ученика.
Но есть причины и другого свойства. Состав класса, как правило, неоднороден: наряду с учащимися, поступающими в 1 класс, знающими большую часть букв или все буквы, пробующими читать аналитически, т. е. по слогам, или синтетически, т.е. словами, приходят в школу вовсе неподготовленные дети; в каждом классе есть физически ослабленные дети (часто болеющие), дети, у которых наблюдается нарушение фонематического слуха, дети, излишне подвижные, а следовательно, невнимательные; дети, которые получили в семье навык побуквенного чтения и должны в школе переучиваться.
Кроме того, одной из причин, тормозящих обучение чтению, является то обстоятельство, что домашнее чтение многих детей не контролируется их родителями.
Все это ведет к тому, что ребенок не только плохо читает, но и не всегда понимает смысл прочитанного, не всегда осознает прочитанное.
Поэтому и встают вопросы: как при существующей традиционной методике обучения чтению помочь каждому ребенку быстрее и легче овладеть техникой чтения? Ведь от того, как быстро и хорошо научаться ребята читать, зависят их успехи и в других предметах.
Со времен К. Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте прошел сложный путь развития.
В современной методике обучения грамоте принят принцип слогового чтения. Этот принцип реализован в “Азбуке”. Я строю свою работу с учетом этого принципа.
Покажу это на конкретных примерах.
Мною были подобраны три типа упражнений, которые систематически проводились в начале урока обучения грамоте.
К первому типу относятся упражнения, связанные с запоминанием алфавита; ко второму типу относятся упражнения, направленные на формирование умений читать слоги не только открытые, прямые, но главным образом слоги со стечением согласных(СГ, ССГ, СССГ и др.); к третьему типу– упражнения, облегчающие чтение текста.
Рассмотрим первый тип упражнений:
- Прочитай букву на карточке. (Учитель показывает карточку с напечатанной буквой.)
- Напечатай целую строку букву м в тетрадочке.
- Напиши на интерактивной доске буквы: а, н, м, и, е. (Учащиеся это задание очень любят и с большим интересом по очереди его выполняют.)
- Выщипи из бумаги букву.
- Зачеркни карандашом в тексте букву р. (Учитель до урока раздает детям нарезанные кусочки газеты, в тексте которой дети зачеркивают каждую встретившуюся букву р).
- Прочитай буквы по “ленте букв” в учебнике.
- Прочитай в кассе букв и слогов сначала гласные, затем согласные.
- Прочитай алфавит. (На уроке вывешивается таблица “Алфавит”,учащиеся при чтении называют звуки.)
Во второй тип упражнений включены слоги разной степени трудности, начиная от СГ до ССГ, СССГ.
Пока дети не научаться читать слоги-слияния, им трудно будет перейти к чтению слогов со стечением согласных (двух, трех и более):
РА-ТРА-СТРА
РУ-ТРУ-СТРУ
РА-ДРА-ЗДРАВ
РО-ПРО-СПРО и т.д.
А чтобы облегчить детям чтение слогов со стечением согласных в словах, я решила обозначить все слоги определенным цветом (один слог печатаю черным, другой – зеленым).
Зачем я это делаю ?
В процессе работы я заметила, что некоторые учащиеся, встретив в тексте “длинное” слово, сразу пугаются, останавливаются и ждут помощи. А иные дети начинают читать, но неверно, потому что не знают точно, сколько букв надо прочитать за один прием, т.е. не могут правильно разделить слово на слоги.
И вот здесь-то на помощь и приходит прием цветового восприятия слога.
Кроме того, я использую не любые слоги со стечением согласных, а только те, которые привязаны к определенному тексту . Цель данной работы : отработать чтение трудных слогов, встречающихся в словах текста.
Например, при чтении текста “Зимние гости” (“Азбука”) на доске до урока выписываю такие слоги (см. левый и правый столбики):
КАБРЬ
СЛОВ КРАС СНЕГ ВЗЯ ШЛИ ДРУ |
ДЕКАБРЬ СЛОВНО КРАСНОГРУДЫЕ СНЕГИРИ ВЗЯЛИ ПОШЛИ ДРУГИЕ |
Учащиеся прочитывают их по указке несколько раз (подряд и в разбивку),затем читают из текста слова (см. правый столбик) с этими слогами, выделенными цветом.
И наконец, огромную помощь первоклассникам в обучении чтению оказывают плакаты с текстами и карты.
Несколько слов о том, как работать с плакатами. Если это начало букварного периода, работу с плакатами лучше проводить ежедневно, сразу же после работы со слогами, всем классом (дети читают хором или по предложениям). Затем учащиеся читают текст по “Азбуке”.
К середине букварного периода, когда большинство детей уже читают, по плакатам читают средние и слабые учащиеся, здесь же можно использовать групповой прием (читает средний ученик, и с ним читают один-два слабых ученика).
К концу букварного периода и в послебукварный период следует проводить дифференцированную работу с картами. Указанные плакаты и карты дают возможность быстрее и легче научить ребенка чтению. Ученик видит в единстве и слоговое строение слова, и слово в целом, и все это способствует скорейшему обучению чтению.
Использование цветового восприятия слога как одного из приемов обучения чтению дало возможность активизировать работу по осознанию учащимися читаемого материала.
На плакатах подчеркнутые слоги должны быть обозначены зеленым цветом, а остальные слоги – черным; на доске же черный цвет обозначается белым . Зеленый цвет выбран как самый благоприятный цвет для глаз. Яркие контрастные пятна могут снизить остроту зрения, затруднят чтение.