Элективный курс "Источники великой Победы". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Пояснительная записка.

История является одним из важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений России. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества, передает его учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных дисциплин.

Цели и задачи элективного курса “Источники великой Победы” состоят в том, чтобы дать учащимся возможность глубже осознать:

  1. Последствия Второй мировой войны для всего человечества;
  2. Целостное представление об основных источниках победы советского народа;
  3. Критически подходить к анализу различных точек зрения на источники великой Победы;
  4. Определить собственную позицию к исторической реальности;
  5. С войной надо бороться, пока она не началась;
  6. Привить интерес к выбранному предмету;
  7. Патриотизм и интернационализм советского народа в годы войны.

Актуальность программы определяется те, что в современных учебниках по отечественной истории данной проблеме почти не уделяется времени. Все меньше остается свидетелей той страшной трагедии, а учащиеся должны знать правду о войне.

Отбор содержания следует следующим принципам:

а) доступность,
б) научность,
в) системность,
г) объективность,
д) целостность.

Необходимые ресурсы: исторические карты, схемы, исторические первоисточники, портреты полководцев и Героев Советского Союза, материалы краеведческого музея и Поста № 1 “Огня вечной Славы”, компьютерный кабинет, Интернет.

Методические рекомендации: программа рассчитана на 24 (это первая, вторая и третья четверти при 1 часе в неделю). Формы и методы в проведении занятий: лекции, конференции, встречи с ветеранами Отечественной войны и тружениками тыла. Игровые методы, уроки-дискуссии, уроки-практикумы, “круглые столы”, занятия у Огня вечной Славы.

Формы контроля: тестирование, написание эссе, творческие работы.

Конечный ЗУН учащихся.

Материал рассчитан на расширение и углубление базового комплекса.

Данный элективный курс позволит учащимся лучше усвоить внешнеполитическую деятельность СССР и РФ после войны и на современном этапе; усвоить урок истории– с войной нужно бороться, пока она не началась. Учащиеся получат навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Уметь отличать ложные знания от реальной действительности по теме “Великая Отечественная война”.

Программа элективного курса “Источники великой Победы” (9 класс, 24 часа).

Введение. ХХ век и мировая война. 1 ч.

Раздел I. 3 ч.

Кто сыграл решающую роль в Победе: подходы и оценки.

Тема 1. 1 ч.

Фальсификация истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

Тема 2. 2 ч.

В.Резун (псевдоним В.Суворов) – “Ледокол,”. Ф.Рузвельт, Р.Бучанан, Х. Болдуин, Р.Хейдерман, Керр, Крейг – теории “решающих побед”, “великих компаний”, “арсенал демократии”.

Раздел II. 19 ч.

Источники великой Победы.

Тема 3. 4 ч.

Массовый подвиг советского народа. Подвиги защитников Брестской крепости. Подвиги Панкратова, А.Матросова, И.Лаара. Первый огненный таран. Подвиг панфиловцев. Оборона Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, “Дорога жизни”.

Тема 4. 3 ч.

Партизанское движение. Ковпак, Сабуров, Медведев. Партизанские отряды в Карачае и Черкесии. “Концерт”, “Рельсовая война”. Дима Юрченко. Крымхан Мижева. Наташа Василенко.

Тема 5. 2 ч.

Подпольное движение. К.Заслонов. “Молодая гвардия” в Краснодоне. Юные подпольщики Ставрополья.

Тема 6. 2 ч.

Военное искусство: Г.К.Жуков. Разведка в годы войны.

Тема 7. 3 ч.

Тыл в годы войны. “Все для фронта, все для победы!”, “Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!”.

Тема 8. 2 ч.

Советская наука в годы войны. Достижения Советской военной техники.

Тема 9. 2 ч.

Кино. Литература. Музыка. Религия. Изобразительное искусство.

Тема 10. 1 ч.

Союзники в годы войны и их вклад в победу.

Итоговый урок. 1 ч.

Учебно-тематический план элективного курса “Источники великой Победы” (24 часа).

п/п

Название темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт
всего Лекция. Практика
1 Вводный урок. ХХ век и мировая война. 1 1 Лекция.

Раздел I. Кто сыграл решающую роль в Победе: подходы и оценка. (3ч.)

Тема 1. (1 ч.)
2 Фальсификация истории Второй мировой и Великой Отечественной войны. 1 1 Лекция. Конспект.
Тема 2. (2 ч.)
3-4 Теории “решающих побед”, “великих компаний”, “арсенал демократии”. 2 1 1 Лекция. , Работа с документами Тезисы.

Раздел II. Источники великой Победы. (19 ч.)

Тема 3. (4 ч.)
5 Начало Великой Отечественной войны. Защита Брестской крепости. Массовый подвиг народа. Первый огненный таран. 1 1 Лекция.
6 Подвиги Панкратова, А.Матросова, И.Лаара и других. 1 Конференция. Тезисы.
7 Подвиг панфиловцев. “Велика Россия, а отступать некуда -позади Москва”. 1 1 Конспект., стихи, рисунки.
8 Оборона Севастополя, Ленинграда. “Дорога жизни”.
Сталинградская битва.
1 Работа с исторически материалом схема
Тема 4. (3 ч.)
9 Партизанское движение. Ковпак, Медведев. “Концерт”. “Рельсовая война”. 1 1 Исторический анализ
10 Партизаны Карачая и Черкесии. Дима Юрченко. Крымхан Мижева и другие. 1 1 Тезисы.
11 Встреча. с ветеранами Великой Отечественной войны. 1 Встреча. Исторический анализ.
12 Подпольное движение. К.Заслонов. 1 1 Тезисы.
13 “Молодая гвардия”. 1 Работа с исторически материалом. Исторический анализ.
Тема 6. (2 ч.)
14 Военное искусство в годы войны. 1 Игра “Я – полководец”. Собственное решение научной проблемы.
15 Роль разведки в победе. 1 1 Лекция. Тезисы.
Тема 7. (3 ч.)
16–17 Тыл в годы войны. “Все для фронта, все для победы!” 2 1 1 “Круглый стол”. Исторический анализ.
18 Встреча. с тружениками тыла. 1 Встреча.
Тема 8. (2 ч.)
19 Советская наука в годы войны. 1 1 Лекция. Конспект.
20 Достижения Советской военной техники. 1 1 Конференция Тезисы.
Тема 9. (2 ч.)
21 Кино, музыка, религия, изобразительное искусство в годы войны. 1 1 Конференция Конспект.
22 Конкурс песни, рисунков, карикатур. 1 1 Выставка творчества учащихся Творческие работы.
Тема 10. (1 ч.)
23 Вклад в победу союзников. 1 1 Лекция. Конспект.
24 Итоговый урок. 1 1 Героическая поверка. Выставка образовательного продукта по курсу.

Литература для учителя и учащихся

  1. История второй мировой войны 1939–1945. В 12 т. Военное издательство Министерства обороны СССР. М, 1973–1982.
  2. История внешней политики СССР 1917–1945. Издательство “Наука”, М., 1976.
  3. Всемирная история. В 24 т. Минск, Литература, 1998.
  4. Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945. Краткая история. Военное издательство Министерства обороны СССР. М,1965.
  5. Великая Отечественная война. Политиздат, 1984.
  6. Народы Карачаево-Черкесии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сборник документов и материалов. Ставропольское книжное издательство. Карачаево-Черкесское отделение. Черкесск, 1990.
  7. Горбачев М.С. Бессмертный подвиг советского народа. М., Политическая литература, 1985.
  8. Безыменский Л.А. Разгаданные загадки третьего рейха. Агентство печати новости, М., 1984.
  9. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3 т., Агентство печати новости, М., 1986.
  10. Зюзин В.В., Перепелицин А.И., Отечественная история ХХ век. Учебное пособие. Пятигорск. 2001.
  11. Кинкульнин А.Т. Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди. Политиздат, М., 1989.
  12. Киселев А.Ф. Щагин Э.М. Новейшая история Отечества ХХ век. В 2 т., Издательский центр “Владос”, 1998.
  13. Кочура Д.В. Очерки истории Ставропольской организации КПСС. Ставропольское книжное издательство. Ставрополь, 1970.
  14. Кривицкий А. Подвиг 28 гвардейцев. Политиздат, М., 1967.
  15. Ржешевский О.А. Война и история. Политиздат, М., 1984
  16. Сахаров А.Н. История России. В 3 т. Издательство АСТ-ЛТД, М., 1998.
  17. Шкадов И.Н. Герои Советского Союза. Военное издательство. М.,1984.
  18. Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт – Человек и политик. Политиздат, М., 1965.
  19. Ларионов В.В. Сокрушительное поражение фашизма в Европе. // США. Экономика. Политика. Идеология. Наука, 1995, №5.
  20. Мерцалов А.Н. Меркулова Л.А. Между двумя крайностями или кто соорудил “ледокол”? //Военно-исторический журнал. М.,1994, № 5.