Внеклассное занятие по окружающему миру "Встречай любовно стаи птичьи"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить с народными традициями встречи весны, способствовать сохранению фольклора;

Задачи:

  • формирование бережного, заботливого отношения к птицам;
  • расширять представления о природоохранной деятельности;
  • способствовать воспитанию нравственно – эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

(Под музыку звучит стихотворение.) (Презентация. Слайд 1 , музыка “Подснежник”.)

Витя:

Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали , зазвенели
Деревья , воздух и луга.
Несется плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижеру смотрит в рот.

Лиза: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей школе.

Дима: Весна “прилетела ” к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.

(Слайд 2)

Лиза: Есть у весны народные праздники, которые предвещают приход весны . Один из них 22 Марта – Сороки . День равен ночи. На Русь сорок пичуг пробиваются. Вот какие новости предсказывают их прилет.

(Слайд 3)

(Ученики называют приметы.)

Дима: Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к стуже.

Лиза: Журавель прилетел и тепло принес.

Дима: Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.

Лиза: Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес.

Дима: Увидел скворца – знай – весна у крыльца.

(Слайд 4)

Лиза: – На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. (Слайд 5) Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз – изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали:

“Жаворонки прилетели, на голову детям сели”.

Дима: – Испеченных птичек съедали (в основном дети), могли оставить на деревьях, на плетнях, относили на холмы и пригорки, оставляли на проталинках. По Жаворонкам так же могли и гадать – закладывать в каждого жаворонка вещицу: кольцо, щепку, копейку. Кому что попадется. Каждая вещь имеет символическое значение: кольцо – к свадьбе, копейка – к деньгам и т.д.

Лиза: – Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала “жаворонков ” к шесту и, раскачивая самодельных птиц, распевала :

(Слайд 6)

(Разыгрывается закличка весны.)

Дима, Аня:

Жаворонки, жаворонки
Студёну зиму унесите,
Весну красну нам принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Дима: Весна – красна, на чём пришла?

Аня: На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду.

Вместе:

Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошко.
Солнышко, нарядись, красное, покажись!
Пошли нам, Господи, тёплого лета,
Урожайного года и побольше света!

– А теперь давайте все вместе позовём весну.

В конце каждой строчки нужно громко кричать гу-у-у-у!

(Дети-зрители гукают весну.)

Весна, весна красная! Гу-у-у!
Приди, весна, с радостью, Гу-у-у!
С радостью, с радостью, Гу-у-у!
С великою милостью: Гу-у-у!
Со льном высоким, Гу-у-у!
С корнем глубоким, Гу-у-у!
С хлебом обильным! Гу-у-у!

Игра “Воробьи – вороны”.

Дима: И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке , отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День деньской , от зари до зари !

(Слайд 7)

(Выходит ученик – “грач ”.)

Варя: Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огородам, полю – врач.
Глянцевитый , черный … (грач ).

– Я весну открываю.

Регина: Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. (Слайд) По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. (Слайд) Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. (Слайд) Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. (Слайд) Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17–19 марта.

(Слайд)

Варя: В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : “Грач зиму расклевал ”, “Увидел грача – весну встречай ”.

(Слайд)

Пение скворца, на экране скворец.

(Выходит ученик – “скворец ”.)

Андрей:

Я прилетаю каждый год,
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умею
И всё же голос свой имею.

Кто я?

(Слайд)

Катя: Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. (Слайд) Весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, летом отыскивают различных гусениц, жуков – листоедов. (Слайд) Выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200–300 раз в день. Скворцов любят за веселый нрав. (Слайд) Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели.

Дима – Ведущий: к нам возвращаются весной из теплых стран: ласточка, соловей, кукушка, иволга, трясогузка, журавли, гуси, утки и др.) (Слайды.)

Игра со зрителями.

1. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей.)
2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил.)
3. О мужчине, который изо всех сил старается понравиться женщине говорят, что он распускает хвост этой птицы. (Павлин.)
4. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи.)
5. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей.)
6. Так называют влюбленных. (Голубки.)
7. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока.)
8. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк.)
9. Так называют плохую мать. (Кукушка.)
10. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус.)
11. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел.)

Лиза: Не зря о птицах создано столько стихов, пословиц, поговорок, песен, сказок. Сказка “Лиса и журавль”.

(Инсценирование сказки “Лиса и журавль”.) (Слайд)

Лиза: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

Дима: Птица символ мира, добра, красоты, любви, верности. С давних пор люди мечтали летать как птицы.

Песня “Жар – птица”.

Лиза: На этом наш праздник окончен. Спасибо за внимание. Примите от нас символ весны – жаворонка!