Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. (Формирование читательской компетентности при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели: (Приложение 1. Слайд 2)

– обобщение и систематизация знаний о БСП;
– совершенствование умений пунктуационного оформления БСП;
– совершенствование умений анализировать структуру СП;
– совершенствование умений анализировать текст, определять его стилистическую принадлежность;
– совершенствование умений анализировать синтаксические особенности текстов различных стилей речи;
– совершенствование умений создавать связное высказывание на заданную тему;
– совершенствование умений понимать и интерпретировать содержание исходного текста, определять и формулировать проблему, заявленную в тексте;
– совершенствовать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме “Бессоюзное сложное предложение”.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.

Оборудование урока: презентация к уроку, кроссворд, словарь синонимов, “ключевые слова урока” (смысл, значение), раздаточный материал с заданиями, материал для групповых исследований.

Структура урока: (Слайд 3)

1. Актуализация знаний о БСП.
2. Повторение правил постановки знаков препинания в БСП.
3. Проверка умений аргументировать постановку знаков препинания в БСП.
4. Стилистические особенности употребления БСП.

Ход урока

I. Организационный момент.

Оформление тетрадей.

Цели и структура урока

Актуализация знаний.

1. Отгадайте лингвистический кроссворд. (Слайд 4)

1. Название этого дерева состоит только из предлогов. (Сосна.)

2. Что посреди земли стоит? (М.)

3. Когда руки бывают местоимениями? (ВЫМЫТЫ.)

4. Грамматически правильно постройте предложение, которое начинается следующими словами: “Число слов в этом предложении равно…”, причем предложение должно являться верным утверждением. (Семи.)

5. Первый слог – слово-утверждение, употребляющееся в русском языке. Второй – частица, употребляющаяся в вопросительных и отрицательных предложениях. А в целом – художник-сюрреалист ХХ в. (Дали.)

На доске:

СОСНА
М
ВЫМЫТЫ
СЕМИ
ДАЛИ

2. Подберите синонимы к слову СМЫСЛ. (1. Содержание, суть, значение, сущность. 2. Цель, разумное основание. 3. Разум, разумность.)

Вы догадались, что я не случайно остановилась на этих словах. Попробуйте объяснить, как Слова СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ соотносятся с темой урока. (Части БСП соединяются между собой по смыслу и интонации. Интонация при устной речи и знаки препинания при письме определяются значением БСП.)

II. Основная часть.

1) Повторение.

Работа с текстом. (Задания выполняются по группам.)

(В это время 1 ученик выполняет синтаксический разбор предложения на доске.)

Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что само геройство оно считает за долг, не за подвиг. (А.А.Бестужев-Марлинский))

Прочитайте текст и выполните задания. (Слайд 5, Приложение 2)

ГИБЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ СКОТТА.

(1) Экспедиция капитана Скотта к Южному полюсу погибла в страшных буранах, разразившихся в Антарктике весной 1911 года.

(2) Шесть человек вышли к полюсу на лыжах. (3) Шли больше месяца. (4) До полюса дошли пятеро. (5) Один сорвался в расщелину и умер от сотрясения мозга.

(6) Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело.

(7) То была палатка, брошенная Амундсеном. (8) Норвежец опередил англичан. (9) Скотт понял, что это конец, что им не осилить обратного пути. (10) На обратном пути заболел молчаливый шотландец, лейтенант Отс. (11) У него началась гангрена обеих ног. (12) Каждый шаг вызывал острую боль. (13) Отс знал, что он задерживает экспедицию, что из-за него могут погибнуть все. (14) И он нашел выход. (15) В дневнике Скотта, найденном вместе с четырьмя трупами год спустя после экспедиции, об этом говорится так:

(16) “За последние сутки мы сделали всего три мили. (17) Отс отставал от нас, но мы шли гораздо тише, чем могли бы. (18) Отс дал мне записку и просил передать родным, если мы останемся в живых. (19) Он сказал, глядя мне в глаза: “Я пойду. Должно быть, вернусь не скоро”. (20) Он не вернулся. (21) Он поступил как благородный человек”.

(22) В конце дневника Скотт написал дрожащими буквами:

(23) “Я обращаюсь ко всему человечеству. (24) Оно должно знать, что мы рисковали, рисковали сознательно, но нам во всем была неудача.(25) Если бы мы остались живы, я рассказал бы такие вещи о высоком мужестве и простом величии моих товарищей, что они потрясли бы каждого человека”.

(По К.Г. Паустовскому)

1. Какова центральная проблема, поставленная автором в тексте?

1) К опасным путешествиям нужно быть хорошо подготовленным.
2) Героизм может быть напрасным.
3) В трудной ситуации нужно помогать своим товарищам.
4) Открытие новых земель сопряжено с риском и трудностями, на которые сознательно идут мужественные люди.

2. К какому типу речи относится данный текст? Докажите

1) Описание.
2) Повествование.
3) Рассуждение.
4) Рассуждение и описание.

3. Какое лексическое значение имеет слово экспедиция в этом тексте?

1) Совокупность мероприятий для осуществления важной задачи.
2) Группа связанных чем-нибудь людей, команда.
3) Поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием.
4) Путь следования группы.

4. Из предложений 2–6 выпишите причастие.

5. Среди предложений 1–10 найдите простое односоставное предложение. Напишите его номер.

6. Среди предложений 1–10 найдите простые предложения с обособленными членами. Напишите номера этих предложений.

7. Среди предложений 1–14 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. Дайте определение БСП.

8. Герои рассказа К.Паустовского – члены экспедиции к Южному полюсу. Для того чтобы фамилии героев не повторялись в тексте много раз, а также с целью их характеристики Паустовский использует такое средство, как____________. Отдавая должное мужеству этих людей, автор при их описании использует__________. Атмосферу происходящего в экспедиции Скотта автор передает с помощью__________.

Список терминов:

1) сравнительный оборот,
2) гипербола,
3) метафора,
4) эпитет,
5) восклицательное предложение,
6) перифраза,
7) цитата.

Ключи: 1 – 4); 2 – 2); 3 – 3); 4 – шедший; 5 – 3); 6 – (1), (6), (7); 7 – (6); 8 – (7); 9 – 6), 4), 7).

Проверка синтаксического разбора на доске.

Дома вы будете писать сочинение по прочитанному тексту. ЕГЭ, часть С. Можно ли использовать высказывание А.А.Бестужева-Марлинского в своем сочинении? Где? (Вступление, для аргументации собственного мнения, заключение.)

2) Работа по теме урока.

1) Задание 1. (Приложение 2) Укажите бессоюзные предложения (запишите номера предложений). Аргументируйте свой выбор (назовите грамматические основы, охарактеризуйте смысловые отношения между частями БСП). Поясните тире в 5 предложении.

1) Когда дождь прекратился, мы вышли в путь.
2) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём. (А. Фатьянов.)
3) Мысли путались в его голове, сердце сдавила тревога.
4) Притворной нежности не требуй от меня: я сердца своего не скрою хлад печальный. (А.Пушкин.)
5) Опыт – учитель, дорого берущий за уроки, зато никто не научает лучше его. (Томас Карлейль.)
6) Не нашел в себе – не ищи в других.

Ответ: 3, 4, 6. (Слайд 6)

3. БСП состоит из 2 частей, связанных между собой интонацией перечисления.
4. БСП состоит из 2 частей. Смысловые отношения между частями следственно-причинные, поэтому после 1-й части ставим двоеточие.
6. БСП состоит из 2 частей. Смысловые отношения между частями условно-следственные, поэтому после 1-й части ставим тире.

2) Ответьте на вопросы.

1) Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?
2) Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, точка с запятой?
3) При каких условиях между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?
4) При каких условиях между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире?

3) Задание 2. (Приложение 2) Выполняется на доске по 1 предложению.

Опустите выделенный союз и поставьте нужные знаки препинания.

1) Я был уверен, (что) поезд мчит меня к счастью.

Расставьте знаки препинания. Обоснуйте свое решение.

2) Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес. (А.Грин.)

Расставьте знаки препинания. Подставьте подчинительный союз (устно).

3) Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М.Горький.)
4) Я доверяю любящим они великодушны. (К.Паустовский.)
5) Она засмеялась зазвенели весенние ручейки.
6) Всю неделю стояли сильные морозы поездку решили отложить.

Ключи:

1) Я был уверен: поезд мчит меня к счастью.
2) Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
3) (Если, когда) Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
4) Я доверяю любящим (потому что): они великодушны.
5) Она засмеялась (словно) – зазвенели весенние ручейки.
6) Всю неделю стояли сильные морозы (так что) – поездку решили отложить.

4) Задание 3. (Приложение 2) Укажите номера предложений, иллюстрирующих следующие высказывания. Расставьте знаки препинания.

1) Между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой:_____.
2) Между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет или дополняет первую:_____.
3) При противопоставлении между частями бессоюзного предложения ставится тире:_____.
4) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире, если вторая часть содержит следствие того, о чём говорится в первой части:__________

1) Ночь обещала быть холодной нужно было запастись дровами.
2) Художественная правда создаётся писателем так же как пчелою создаётся мед от всех цветов понемножку берёт пчела но берёт самое нужное. (М.Горький)
3) Стволы берёз уж белели во мраке приближался скудный и холодный рассвет. (К. Паустовский)
4) Мелких чувств на свете не бывает мелкими бывают только души. (М. И. Алигер)
5) Кошки дерутся мышам раздолье.
6) Глинистая дорога разбухла приходилось жаться к мокрым кустам.
7) Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки. И (К. Паустовский)

Какие предложения не соответствуют приведённым выше правилам? Почему?__________

Ответы: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 4, 4 – 1, 6. (Слайд 7, 8)

III. Стилистическая роль БСП.

1) Сравните СПП и БСП (См. задание 2). Какой вариант является более экономным в использовании языковых средств? Какие предложения, на ваш взгляд, более выразительны и почему? (Бессоюзие усиливает выразительность фразы. БСП-м свойственны эмоциональная напряженность и динамичность; живость, легкость, простота, изящество, экспрессия. СПП-м присуща структурная сложность.)

2) Как вы думаете, в каких стилях чаще всего используются БСП? (БСП реже всего употребляются в научной речи, которой свойственна подчеркнутая логичность, точность и четкость. Зато они более характерны для разговорно-бытового стиля, т.к при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного предложения.)

3) Но в большей степени БСП характерны для стиля художественной литературы. Особенности употребления БСП в художественной речи будет тем новым, что мы узнаем на уроке.

Проведем исследование. Вы будете работать по группам. У каждой группы свое задание. Но цели у нас общие. (Слайд 9)

Обратимся к текстам.

Работа в группах.

Задание для 1-й группы. (Приложение 2) Прочитайте текст. (Слайд 10)

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
И.С.Тургенев. “Лес и степь”.

– Можно ли разбить текст на части? (Текст легко делится на две части.)
– Читаем I часть. О чём идет речь? (Тургенев едет по лесу, впечатления быстро следуют одно за другим.)
– Охарактеризуйте предложения этой части. Какова роль БСП? Объясните постановку запятой между простыми, входящими в состав БСП. (С помощью БСП Тургенев передаёт быструю смену впечатлений. Перечислительная интонация со сравнительно небольшими паузами между простыми предложениями, обозначена запятыми.)
– Какую картину рисует автор во II части? (Автор въехал в лес, и новые впечатления охватывают его. Тень и тишина. Даётся изображение лесной тишины и спокойствия.)
– Охарактеризуйте предложения II части. Какова роль БСП в этой части? Объясните постановку точки с запятой между простыми, входящими в БСП. (БСП в данном отрывке помогают автору создать целостную картину состояния окружающей среды, которая состоит из отдельных деталей. Простые предложения разделены, потому что простые предложения осложнены, уже имеют свои запятые. Точка с запятой помогает автору передать замедленный темп речи, который по замыслу автора соответствует картине тишины и спокойствия, возникающей в этой части текста.)

– Итак, подведем итоги. С помощью двух БСП Тургенев в тексте из 5 предложений сумел нарисовать две контрастные картины, показать смену настроения. Знаки препинания (запятая и точка с запятой) помогли автору выполнить его замысел.
– А теперь проведем лингвистический эксперимент. Подумайте, почему автор не воспользовался отдельными простыми предложениями, а объединил их в БСП? Замените 2-е

БСП простыми. Прочтите. Что изменилось? (Слайд 11) (Цепь простых предложений подчёркивает самостоятельный независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные детали. При этом утрачивается целостность картины, которую автор определили для себя как лес и тишина. Описание становится детализированным, утрачивается целостность картины, а это не соответствует авторскому замыслу. Использование БСП придаёт тексту особенную выразительность).

Задание для 2-й группы. (Приложение 2) Прочитайте текст. (Слайд 12)

***

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С.Есенин)

– Что объединяет предложения данного стихотворения? Какой поэтический прием лежит в их основе? (Предложения близки интонационно, одинаково построены – синтаксически параллельны.)
– Определите, сколько здесь синтаксических параллелей и какую роль они играют, как влияют на наше восприятие стихотворения. (Четыре самостоятельных предложения, каждое состоит из двух частей, которые связаны друг с другом при помощи интонации, без союзов. Бессоюзие усиливает выразительность фразы. Сложные бессоюзные предложения, короткие, не осложненные, придают данному тексту динамичность, легкость. Ничто не препятствует приходу нового дня, пространство стиха – открытое, широкое, наполняется солнечным светом, колокольным звоном, синью, жизнью.)
– Сделайте общий вывод о роли БСП в стиле художественной литературы. (Слайд 13) (С помощью БСП можно передаёт быструю смену впечатлений. БСП помогают автору создать целостную картину того, что описывается. Бессоюзие усиливает выразительность фразы. Бессоюзным сложным предложениям свойственны эмоциональная напряженность и динамичность; живость, легкость, простота, изящество, экспрессия.)
Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными ССП писал еще Ломоносов (Слайд 14): “Союзы не что иное, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаек и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше”.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Вернемся к целям, которые мы ставили в начале урока. Всего нам удалось достичь? Оцените каждый свои достижения или неудачи. (Слайд 15)

Домашнее задание (Слайд 16, Приложение 2).