Внеклассное мероприятие по теме "По страницам Красной книги Ставропольского края". 3–4-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • обучающие: познакомить учащихся с охраняемыми видами животных и растений Ставропольского края; расширять словарный запас и кругозор учащихся; привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды; предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал;
  • развивающие: развивать экологическое мышление, речь, память; познавательные и творческие способности учащихся;
  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация; условные запрещающие знаки поведения в природе, плакаты на экологическую тему, рисунки редких животных и растений, макеты деревьев, искусственные цветы, сачок, костюмы мотылька, охотника, птицы.

Ход мероприятия

Учитель: Мы отправляемся в путешествие по страница Красной книги Ставропольского края (Презентация. Слайд 1) . (На сцене весенний лес – деревья, цветы. Звуки леса.)

Сценка “Дети в лесу”. (Слайды 2, 3)

В первый тёплый день весенний
В лес пошли Марина с Сеней.
Дети видят вдруг цветы
Небывалой красоты.
“Посмотри сюда, Марина!
Что за чудная картина!
Прямо около снегов
Здесь полянка из цветов!
Посмотри, они какие –
Нежные и голубые!
Соберу – ка я букетик:
Завтра будет женский праздник.
Маме дам цветочки эти,
Что я – не мужчина разве?
Я и бабушке готов
Подарить букет цветов!
И тебе, как младший брат,
Подарить их буду рад!
“Сеня! Больше рви цветочков!
Ты пройдись везде по кочкам!
Подожди, я прибегу
И с цветами помогу!”
Дети тщательно и рьяно
Обобрали всю поляну.
Тут приходят мальчики,
Прибегают девочки.
“Ну, зачем вы, детвора,
Все подснежники сорвали?
Мы вчера, позавчера
На поляну любовались!
Как росли красиво тут
Синие цветочки!
А сегодня здесь растут
Лишь пеньки да кочки!
Знайте, трепетный подснежник
Очень тонкий, хрупкий, нежный.
Это – редкий вид, и он
В книгу Красную внесён.
Если рвать цветочки эти
Будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем
Мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов
Вы не делайте букетов!”
Никогда Марина с Сеней
Тот букетик не забудут,
И подснежников весенних
Больше рвать они не будут!

Ученик 1. Мы юннаты – защитники природы. Разве вы не знаете, что многие цветы стали редкими, и их занесли в Красную книгу?

Марина. Что это за книга такая? Почему она красная? Расскажите нам ребята.

Ученик 2. К нам сегодня приедут учёные и будут рассказывать о Красной книге.

Пойдёмте с нами на станцию юных натуралистов.

(На сцене столы и стулья, на стенах плакаты на экологическую тему, рисунки редких животных и растений.)

Ученый 1. (Слайд 4) Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Люди стали задумываться о том. Что мы наносим природе непоправимый ущерб. В 1948 году был создан МСОП – международный союз охраны природы и при нем начала работу Комиссия по выживанию видов. Целых 14 лет комиссия готовила список исчезающих и редких растений и животных.

Ученый 2. В 1963 году появилось первое издание Международной Красной книги. Оно включало 211 видов млекопитающих и 312 видов птиц. Хранится она в швейцарском городе Морже. В последнем издании Красная книга включала в себя информацию о 321 видах и подвидах млекопитающих, 485 видах птиц, 41 виде земноводных, 141 виде пресмыкающихся, 194 видах рыб. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. (Слайд 5 ) О них нам расскажут эксперты.

(Выходят эксперты в цветных одеждах)

Чёрный эксперт. (Слайд 6) На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер. Это стеллерова корова, которую истребили из-за вкусного мяса, сумчатый волк, дронт, странствующий голубь

Красный эксперт. (Слайд 7) На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные. Посмотрите и запомните этих животных: амурский тигр, которого истребляют браконьеры, леопард ,снежный барс, бабочка – Медведица Гера и ещё очень много животных и растений

 Жёлтый эксперт. (Слайд 8) На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “ переселение ” на опасные красные страницы. Это белые медведи, розовый фламинго, розовая чайка, джейран и другие).

Белый эксперт. (Слайд 9) На белых страницах – редкие растения и животные Многие из них живут и растут рядом с нами. Это бабочка Медведица – госпожа, кавказская лесная кошка, копытень промежуточный, камнеломка колончатая и другие. Будьте внимательны. Берегите их!

Серый эксперт. (Слайд 10) На серых страницах записаны те животные,

которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. В нашей стране это даурский ёж, усач каспийский, гудаурская снеговая полёвка, кавказская выдра и ещё очень много видов животных.

Зелёный эксперт. (Слайд 11) На зелёных страницах – самых обнадёживающих –те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания в заповедниках, заказниках, питомниках. Вот лишь некоторые из них – речной бобр, зубр, морж, соболь, кубышка жёлтая.Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

Песня “Красная книга” сл. Б. Дубровина, муз. Д. Тухманова

Ученый 3. (Слайд 12) Создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга СССР вышла в свет в августе 1978 года. Всего в Красную книгу СССР было занесено 62 вида и подвида млекопитающих, 63 вида птиц , 8 видов земноводных и 21 вид пресмыкающихся.

Ученик 3.

Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,
О, люди, мыслю я, у всех у нас есть
Мать одна
По имени природа!
У неё для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев на веки,
В душе её прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.

Ученик 4..

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ученый 4. (Слайд 13) В Российской Федерации тоже есть Красная книга, вышедшая в свет в 2001 году. Она представляет собой 860 страниц текста, иллюстрирована цветными изображениями всех занесенных в неё животных и растений. Красная книга России состоит из 2 томов: растения и животные.

Ученый 5. (Слайды 14, 15) Том Животные включает 231 вид : 8 видов земноводных , 21 вид пресмыкающихся, 128 видов птиц и 74 вида млекопитающих. Том Растения включает 676 видов: 474 вида покрытосеменных (цветковых), 16 видов голосеменных (хвойных), 28 видов папоротникообразных, 63 вида мохообразных, 33 вида лишайников, 25 видов водорослей, 36 видов грибов.

Песня “Моя Россия” сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве.

Ученик 5.

Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
Солнце выше!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.

Песня “Зеленый мир” муз. М. Парцхаладзе, сл. Ю. Полухина.

Ученик 6. (Слайд 16) В нашем крае, к сожалению, тоже есть Красная книга. Она появилась в 2002 году. Книга состоит из 2 томов: Растения и Животные. В томе Растения 5 видов грибов, 302 вида растений. В 2003 году добавили ещё 21 вид растений.

Ученик 7.

Их видимо – невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Весёлых, голубых?

Ученик 8.

Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд,–
Цветы, цветы, цветы повсюду
Весёлым пламенем горят.

Ученик 9. (Слайды 18, 19, 20) Скоро весна. Растает снег и на пригорках появятся первоцветы. Это подснежники, шафраны, пролески, ландыши, горицветы. Их собирать в букеты нельзя, так как осталось очень мало. Они относятся к редким видам. Немного позже раскроют свои венчики тюльпаны, касатики, колокольчики, шпажники и другие цветковые растения. Они относятся к редким или исчезающим видам.

Ученик 10.

Глаза распахните!
Смотрите.
Растущая дико
Цветёт земляника,
Не рвите!
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница, ландыш,
Лесная гвоздика – цветите!
Не исчезайте, растущие дико.

Песня “Не рвите цветы” сл. и муз Ю. Антонова.

Ученик 11. (Слайд 20) В Красной книге Ставропольского края в том Животные в 2002 году внесено 188 видов животных, а 2003 году добавлено ещё 19 видов животных.

Сценка “Ребенок и мотылёк”.

Мальчик.

Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.

Мотылёк.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я не долго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
 

 Ученик 12. (Слайд 21) Ребята. Посмотрите, какие прекрасные насекомые обитают в нашем крае. Бабочки аполлон и махаон, скарабей священный относятся к исчезающим видам. Жук – олень, и жужелица кавказская – к редким видам. Не ловите их.

Ученик 13. (Слайд 22) В нашем крае обитают редкие и исчезающие птицы. Посмотрите на фотографии и запомните их. Это краснозобая казарка, малый лебедь, бородач, орлан – белохвост и многие другие.

Песня “Просьба” сл. Р.Рождественского, муз. А. Пахмутовой.

(Дети в костюмах птицы и охотника инсценируют песню.)

Ученик 14. (Слайд 23)

В Красной книге можно встретить множество видов млекопитающих и пресмыкающихся. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Перевязка кавказская относится к исчезающему виду, выдр осталось мало и они почти не изучены.кавказский лесной кот относится к редкому виду, а гадюка кавказская – к исчезающему виду.

Ученик 15. (Слайд 24) Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать экологические правила.

Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.

Ученик 16.

Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.

Ученик 17.

Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика –
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!

Ученик 18.

Давайте, школьники, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!

Песня “Давайте сохраним” сл. Н. Старшиновой, муз. И. Калашниковой.

Ученик 19. (Слайд 25)

Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Песня “Мир , в котором мы живем” сл. и муз. Е. Цыброва.

Ученик 20. (Слайд 26) Наше мероприятие подошло к концу. Благодарим за внимание!