Актуальность предложенного проекта.
Проблема развития речи детей раннего возраста постоянно актуальна, т.к. не секрет, что у современных детей часто идёт отставание в развитии речи. Самый первый путь в обогащении словаря детей и развитии связной речи – это расширение знаний по ознакомлению с окружающим. Развитие речи детей в раннем возрасте наиболее эффективно проходит во взаимосвязи разных образовательных областей, поэтому я взяла занятие по развитию речи во взаимосвязи ознакомления с окружающим и театрализованной деятельностью.
Цель занятия: Развивать восприятие детей о явлениях окружающей действительности.
Задачи:
- Отзываться на образное слово, закрепить знания потешек.
- Учить детей интонационной выразительности речи.
- Пополнять и активизировать словарь детей: шёлкова бородушка, мягкий, пушистый, касатушки, шпоры.
- Развивать фонематический слух, через звукоподражание.
- В пластических этюдах соотносить слово с выразительными движениями.
Структура занятия.
Занятие состоит из 7 частей, это позволяет удерживать внимание ребенка продолжительное время. В каждую часть включены разные виды деятельности, предусматривающие развитие речи детей.
Занятие построено с учетом возрастных особенностей детей трёх лет.
1-я часть. Игровая мотивация.
В этом возрасте у детей интенсивно развивается любознательность, поэтому им будет предложено отправиться в гости к Хозяйке в деревню.
2-я часть. “ Уж, ты, котенька-коток”.
Чтение потешки, подбор прилагательных.
Индивидуальная работа.
Возможные затруднения детей я постараюсь предупредить в процессе индивидуальной работы.
Помогу прочитать потешку Вове, подобрать прилагательные.
3-я часть. Инсценирование потешки “ Петушок”.
Активизация речевой деятельности детей.
4-я часть. Исполнение песни “Петушок”.
5-я часть. Встреча с курочкой.
Чтение потешки.
6-я часть. Подвижная игра “ Петушок и курочки”.
Закрепить умения соотносить слово с выразительными движениями. Помочь Мише передать образ Петушка.
7-я часть. Инсценирование песни “ Два весёлых гуся ”.
Закрепить умения соотносить слово с выразительными движениями
8-я часть. Хороводная игра “ Веселись детвора”.
Развивать фонематический слух через звукоподражание.
Предполагаемый результат:
- Дети получат знания по ознакомлению с окружающим: жизнь домашних животных.
- Научатся передавать интонацию речи при чтении потешки.
- Активизируется словарь детей.
- Через звукоподражание будет происходить развитие фонематического слуха.
- В пластических этюдах закрепятся умения детей соотносить слово с выразительными движениями.
Конспект комплексного занятия по развитию речи в первой младшей группе “Хозяюшкин двор”.
Цель занятия: Развивать восприятие детей о явлениях окружающей действительности.
Задачи:
- Отзываться на образное слово, закрепить знания потешек,
- Учить детей интонационной выразительности речи.
- Пополнять и активизировать словарь детей: шёлкова бородушка, мягкий, пушистый, касатушки, шпоры.
- Развивать фонематический слух, через звукоподражание.
- В пластических этюдах соотносить слово с выразительными движениями.
Часть 1. Мотивация.
Хозяюшка встречает детей.
Хозяюшка: Добрый день, детушки – касатушки!
Сегодня мы пойдём в гости к хозяюшке! Вот мы и пришли! А на дворе у хозяюшки много домашних животных.
Проводит их в “дом”. Обращает внимание на скамеечку.
Часть 2. Котенька – коток.
Хозяюшка: А что это стоит в моём доме? Лавочки. Эти лавочки я приготовила для своих гостей. Вы мои гости.
Проходите не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь.
Всем ли места хватило?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Садитесь рядком,
Да поговорим ладком.
Ребятки, а посмотрите, кто это на лавочке лежит?
Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки.
Молоко пьёт,
Песенки поёт.
Правильно это котик. (Ответы детей.)
– Какая шубка у кота?
(Ответы детей): мягкая, пушистая, тёплая.
Хозяюшка: Мой котик любит слушать песенки и потешки про себя. Слушай котик.
Ребёнок:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Зубки белые,
Глазки смелые.
Бабушка: Пусть котик спит на лавочке.
А кто в доме раньше всех встаёт,
Громко песни поёт,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами?
Дети: Петушок!
Хозяюшка: Как петушок кричит?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Хозяюшка: А где же мой Петушок? Позовём его песенкой.
Часть 3. Дети исполняют песню “Петушок”.
Часть 4.
Хозяюшка: Не пришёл Петушок, нет нигде. А я знаю, кто у нас сегодня будет Петушком. Иди Мишенька ко мне, я надену тебе красивую шапочку и ты будешь у нас Петушком.Что есть на голове у Петушка?
Дети: Гребешок, шёлкова бородушка.
Хозяюшка: Покажи, Петушок, как ты умеешь красиво ходить? Вот как Петушок крыльями машет, высоко ножки поднимает.
Петушок под музыку идёт по залу.
Хозяюшка: А какую ты, Петушок, знаешь потешку про себя.
Петушок:
Как у наших у ворот
Петух зёрнышки клюёт.
Петух зёрнышки клюёт,
К себе курочек зовёт.
Ку-ка-ре-ку!
Хозяюшка: А где же моя Курочка-Рябушечка? А мы и курочку сейчас нарядим. Уленька сегодня будет курочкой (одевает шапочку). Вот какая замечательная курочка получилась. Аня, иди покорми курочку и прочитай ей потешку.
Ребёнок:
Курочка моя,
Умница моя.
Вот зерно, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.
Ребёнок (+ ребёнок):
– Курочка – Рябушечка, куда идёшь?
– На речку.
– Курочка – Рябушечка, зачем идёшь?
– За водой.
– Курочка – Рябушечка, зачем тебе вода?
– Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат!
Хозяюшка: Как пищат цыплята?
Все дети: Пи-пи-пи.
Хозяюшка: Петушок, поиграй с детками. Детки будут курочками, а ты поищи зёрнышек для всех курочек.
Часть 5. Игра “Курочки и петушок”.
Часть 6. Дети садятся на стульчики, Хозяюшка показывает шапочки гусей.
Хозяюшка: Отгадайте, ребятки, кто ещё на моём дворе живёт? Как вы думаете, кто это? Правильно – гуси. Ксюша будет белый гусь, а Настя – серый.
Инсценировка песни “Два весёлых гуся”.
Жили у бабуси,
Два весёлых гуся.
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот, кричит бабуся:
“Ой, пропали гуси.
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси.
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Весело плясали,
Крыльями махали.
Один серый, другой белый,
С бабушкой плясали.
Хозяюшка: Вот кто живёт у бабушки во дворе. Вставайте все в хоровод. Веселись, детвора, поиграть пришла пора.
Часть 7. Игра “Веселись, детвора”.