Открытое комплексное занятие по развитию речи "Хозяюшкин двор"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность предложенного проекта.

Проблема развития речи детей раннего возраста постоянно актуальна, т.к. не секрет, что у современных детей часто идёт отставание в развитии речи. Самый первый путь в обогащении словаря детей и развитии связной речи – это расширение знаний по ознакомлению с окружающим. Развитие речи детей в раннем возрасте наиболее эффективно проходит во взаимосвязи разных образовательных областей, поэтому я взяла занятие по развитию речи во взаимосвязи ознакомления с окружающим и театрализованной деятельностью.

Цель занятия: Развивать восприятие детей о явлениях окружающей действительности.

Задачи:

  1. Отзываться на образное слово, закрепить знания потешек.
  2. Учить детей интонационной выразительности речи.
  3. Пополнять и активизировать словарь детей: шёлкова бородушка, мягкий, пушистый, касатушки, шпоры.
  4. Развивать фонематический слух, через звукоподражание.
  5. В пластических этюдах соотносить слово с выразительными движениями.

Структура занятия.

Занятие состоит из 7 частей, это позволяет удерживать внимание ребенка продолжительное время. В каждую часть включены разные виды деятельности, предусматривающие развитие речи детей.

Занятие построено с учетом возрастных особенностей детей трёх лет.

1-я часть. Игровая мотивация.

В этом возрасте у детей интенсивно развивается любознательность, поэтому им будет предложено отправиться в гости к Хозяйке в деревню.

2-я часть. “ Уж, ты, котенька-коток”.

Чтение потешки, подбор прилагательных.

Индивидуальная работа.

Возможные затруднения детей я постараюсь предупредить в процессе индивидуальной работы.

Помогу прочитать потешку Вове, подобрать прилагательные.

3-я часть. Инсценирование потешки “ Петушок”.

Активизация речевой деятельности детей.

4-я часть. Исполнение песни “Петушок”.

5-я часть. Встреча с курочкой.

Чтение потешки.

6-я часть. Подвижная игра “ Петушок и курочки”.

Закрепить умения соотносить слово с выразительными движениями. Помочь Мише передать образ Петушка.

7-я часть. Инсценирование песни “ Два весёлых гуся ”.

Закрепить умения соотносить слово с выразительными движениями

8-я часть. Хороводная игра “ Веселись детвора”.

Развивать фонематический слух через звукоподражание.

Предполагаемый результат:

  • Дети получат знания по ознакомлению с окружающим: жизнь домашних животных.
  • Научатся передавать интонацию речи при чтении потешки.
  • Активизируется словарь детей.
  • Через звукоподражание будет происходить развитие фонематического слуха.
  • В пластических этюдах закрепятся умения детей соотносить слово с выразительными движениями.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в первой младшей группе “Хозяюшкин двор”.

Цель занятия: Развивать восприятие детей о явлениях окружающей действительности.

Задачи:

  1. Отзываться на образное слово, закрепить знания потешек,
  2. Учить детей интонационной выразительности речи.
  3. Пополнять и активизировать словарь детей: шёлкова бородушка, мягкий, пушистый, касатушки, шпоры.
  4. Развивать фонематический слух, через звукоподражание.
  5. В пластических этюдах соотносить слово с выразительными движениями.

Часть 1. Мотивация.

Хозяюшка встречает детей.

Хозяюшка: Добрый день, детушки – касатушки!

Сегодня мы пойдём в гости к хозяюшке! Вот мы и пришли! А на дворе у хозяюшки много домашних животных.

Проводит их в “дом”. Обращает внимание на скамеечку.

Часть 2. Котенька – коток.

Хозяюшка: А что это стоит в моём доме? Лавочки. Эти лавочки я приготовила для своих гостей. Вы мои гости.

Проходите не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь.
Всем ли места хватило?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Садитесь рядком,
Да поговорим ладком.

Ребятки, а посмотрите, кто это на лавочке лежит?

Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки.
Молоко пьёт,
Песенки поёт.

Правильно это котик. (Ответы детей.)

– Какая шубка у кота?

(Ответы детей): мягкая, пушистая, тёплая.

Хозяюшка: Мой котик любит слушать песенки и потешки про себя. Слушай котик.

Ребёнок:

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Зубки белые,
Глазки смелые.

Бабушка: Пусть котик спит на лавочке.

А кто в доме раньше всех встаёт,
Громко песни поёт,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами?

Дети: Петушок!

Хозяюшка: Как петушок кричит?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Хозяюшка: А где же мой Петушок? Позовём его песенкой.

Часть 3. Дети исполняют песню “Петушок”.

Часть 4.

Хозяюшка: Не пришёл Петушок, нет нигде. А я знаю, кто у нас сегодня будет Петушком. Иди Мишенька ко мне, я надену тебе красивую шапочку и ты будешь у нас Петушком.Что есть на голове у Петушка?

Дети: Гребешок, шёлкова бородушка.

Хозяюшка: Покажи, Петушок, как ты умеешь красиво ходить? Вот как Петушок крыльями машет, высоко ножки поднимает.

Петушок под музыку идёт по залу.

Хозяюшка: А какую ты, Петушок, знаешь потешку про себя.

Петушок:

Как у наших у ворот
Петух зёрнышки клюёт.
Петух зёрнышки клюёт,
К себе курочек зовёт.
Ку-ка-ре-ку!

Хозяюшка: А где же моя Курочка-Рябушечка? А мы и курочку сейчас нарядим. Уленька сегодня будет курочкой (одевает шапочку). Вот какая замечательная курочка получилась. Аня, иди покорми курочку и прочитай ей потешку.

Ребёнок:

Курочка моя,
Умница моя.
Вот зерно, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.

Ребёнок (+ ребёнок):

– Курочка – Рябушечка, куда идёшь?
– На речку.
– Курочка – Рябушечка, зачем идёшь?
– За водой.
– Курочка – Рябушечка, зачем тебе вода?
– Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат!

Хозяюшка: Как пищат цыплята?

Все дети: Пи-пи-пи.

Хозяюшка: Петушок, поиграй с детками. Детки будут курочками, а ты поищи зёрнышек для всех курочек.

Часть 5. Игра “Курочки и петушок”.

Часть 6. Дети садятся на стульчики, Хозяюшка показывает шапочки гусей.

Хозяюшка: Отгадайте, ребятки, кто ещё на моём дворе живёт? Как вы думаете, кто это? Правильно – гуси. Ксюша будет белый гусь, а Настя – серый.

Инсценировка песни “Два весёлых гуся”.

Жили у бабуси,
Два весёлых гуся.
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот, кричит бабуся:
“Ой, пропали гуси.
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси.
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Весело плясали,
Крыльями махали.
Один серый, другой белый,
С бабушкой плясали.

Хозяюшка: Вот кто живёт у бабушки во дворе. Вставайте все в хоровод. Веселись, детвора, поиграть пришла пора.

Часть 7. Игра “Веселись, детвора”.